
Русский код будущего: отечественные технологии как мягкая сила
Светлана Сметанина12.02.2025
Те ценности, которые Россия транслирует сегодня миру, базируются на русском языке, русской культуре, но также и на отечественных технологиях, которые мы можем передавать дружественным странам для их развития. Но для этого уже сегодня в школах необходимо выращивать будущих изобретателей и светил науки.
О том, как готовят кадры для будущих прорывов в сфере робототехники и искусственного интеллекта, шла речь на круглом столе «Основы управления будущим, формирование современных тенденций», прошедшем в рамках деловой программы выставки «Уникальная Россия».
Читайте также: Выставка «Уникальная Россия» – «пространство лучших проектов нашей страны»
Битва за искусственный интеллект и воспитание человека
Какими станут сегодняшние дети к 2040-му году? Вопрос далеко не праздный, тем более что срок в 15 лет совсем небольшой и пролетит быстро. Прошедший год стал годом бурного развития в сфере искусственного интеллекта. И его разработчики обещают, что уже к 2035 году может появиться компания с оборотом в миллиард долларов, которой будет управлять всего один человек. Но, как заметил Ярослав Алейник, генеральный директор компании, входящей в Консорциум робототехники и систем интеллектуального управления, на Западе речь идёт главным образом о технологиях, и практически не рассматривается вопрос о роли человека и о том, как он будет соприкасаться и взаимодействовать с этими технологиями.
Россия и в этом случае, как всегда, идёт своим путём. В нашей стране, по словам Алейника, гораздо больше уделяется внимания именно человеческой стороне прогресса. Так, в 2021 году в России был подписан кодекс этики в сфере искусственного интеллекта. Это серьёзная инициатива должна определить роль искусственного интеллекта в его взаимодействии с человеком. Тем более что буквально месяц назад американская компания Google отказалась от своей декларации, в которой говорилось, что искусственный интеллект не будет ими использован в военных целях.
«Образ будущего – это в первую очередь образ человека, который будет жить в 2040 году. Речь – о тех качествах и тех ценностях, которые мы закладываем в этого человека, в первую очередь ребёнка. Воспитание на основе наших ценностей – ключ к ответу на вопрос, какого человека и гражданина мы получим в 2040 году», – отметил Алейник.
По его словам, сегодня компаниям, входящим в Консорциум по робототехнике и системе интеллектуального управления, крайне важна связь с педагогами – как с теми людьми, кто доносит до наших детей суть происходящего в стране и мире. «Я прекрасно понимаю, что учитель даже из московской школы наверняка не сможет рассказать всё то, что я знаю про технологии. Но это и не так важно. Важно, чтобы он смог донести до ребёнка желание учиться, осваивать технологии», – подчеркнул предприниматель.
По его словам, мы должны вернуться именно к этой парадигме образовательной среды – воспитанию человека, у которого в основе заложены важнейшие ценностные качества. И если сегодня мы говорим о технологическом суверенитете, необходимо в первую очередь задаваться вопросом, а кто будет создавать эти технологии. «Нам не нужны злые гении, потому что один злой гений может уничтожить мир. Нам нужны люди, способные созидать и творить. И которые могут чётко провести грань между добром и злом», – уверен выступающий.
Это возможно в том случае, если ребёнок с детства понимает, какой он делает выбор каждым свои поступком. А технологии – всего лишь инструмент. Сегодня ясно, что тот, кто победит в битве за искусственный интеллект и робототехнику, сохранит суверенитет. Но гонку за технологиями необходимо вести рука об руку с воспитанием человека будущего, уверен Ярослав Алейник.
Школьники пишут «Код будущего»
Говоря о важной проблеме подготовки кадров в ИТ-индустрии, Евгений Нежданов, занимающийся цифровой образовательной программой для школьников «Код будущего», напомнил о хорошем опыте предыдущих поколений в нашей стране. В 50-х годах прошлого века специальным постановлением правительства было запущено кинопроизводство фильмов для популяризации определённых профессий, особенно в сфере науки. Такая кинопропаганда превосходно сработала на наш научный и технологический прорыв в 60-е – 70-е годы XX века. Именно такой профессиональной популяризации сегодня нам не хватает, чтобы приобщать молодое поколение к тому, что ждёт нас в ближайшем будущем, полагает эксперт.
Развитие промышленной робототехники и автоматизация производства – одно из основных направлений государственной политики. По словам Нежданова, сейчас в стране много таких производителей, но им необходимо давать кадры, которых мало. Поэтому, помимо высшего образования, сегодня упор делается на переходную часть от школы к вузам через профессиональное обучение. Сейчас такие программы реализуются в сотрудничестве с ВНИИ труда (Министерство труда), РАНХиГС, Томским государственным политехническим университетом.
В прошлом году совместно с Минцифры была запущена государственная программа «Код будущего», чтобы бесплатно учить языкам программирования школьников 8 – 11 классов и учащихся колледжей. «В рамках этой программы уже подготовлено почти 16 тысяч детей за минувший год. А всего за два года по разным программам подготовлено в этой сфере почти 200 тысяч детей. И сейчас разрабатывается стратегия, которая предлагает включить обучение языкам программирования в школьную программу, начиная с пятого класса, а возможно, и раньше», – рассказал Нежданов.
Также готовить кадры для индустриальных компаний возможно на коротких интенсивных курсах по искусственному интеллекту. По словам эксперта, в прошлом году на таких курсах прошло обучение порядка 1500 человек. А сегодня выпускники этих курсов уже работают в компаниях. Также ведётся ускоренная подготовка специалистов по робототехнике. Есть специальные совместные программы у колледжей и вузов по подготовке востребованных специалистов всего за два года, отметил эксперт.
В этом году совместно с правительством Москвы в 16-м павильоне ВДНХ будет создано пространство, где школьники старшего возраста смогут на практике попробовать различные профессии в рамках профориентации. Это аддитивные технологии, программирование, искусственный интеллект. И такой же центр открывается в Санкт-Петербурге, рассказал Евгений Нежданов.
Воспитание патриотизма через гордость за отечественные разработки
Промышленные роботы – ключ к новому уровню индустриализации и производительности, отметил Михаил Кораблёв, занимающийся развитием инженерных компетенций молодёжи в сфере промышленной цифровизации и роботизации. Он напомнил, что перед нашей страной стоит задача войти в топ-25 стран к 2030 году по плотности роботизации. А для этого нужно кратно увеличить количество устанавливаемых роботов на наших промышленных предприятиях и подготовить кадры для их обслуживания.
Как рассказал Кораблёв, его компанией сформированы четыре магистерских программы в сотрудничестве с ведущими техническими вузами России. Также летом в июле и августе проходит бесплатная летняя школа для студентов, где они обучаются робототехнике и промышленному дизайну. А проходить подготовку в своих вузах им помогают отечественные разработки цифровых двойников промышленного оборудования – специальных учебных программ, позволяющих успешно проводить симуляцию различных производственных сценариев и анализировать их. Такого рода программы позволяют не тратить большие средства на содержание парка оборудования, а обучаться на их цифровых двойниках.
Спикеры круглого стола пришли к выводу, что наша мягкая сила должна быть в отечественных технологиях. Сегодняшние школьники, обучаясь новым технологиям, должны делать это на российских платформах. Пример: новая образовательная платформа для обучения программированию, робототехнике и цифровому творчеству носит название «Кулибин». В этом случае у ребёнка возникает понимание, что он учится на технологиях, разработанных в его стране. Потом появляется гордость за эти технологии, и всё это формирует любовь к родине, а значит, и желание трудиться на её благо и развитие.
К примеру, участники молодёжного патриотического движения «Юнармия» также сегодня успешно осваивают и отечественные технологии – российские операционные системы, проектирование, 3D-моделирование. И они могут создать роботов, используя полностью отечественные технологии, рассказали на круглом столе. Как выразился один из экспертов, хотелось бы видеть образ будущего таким: куда бы русский человек ни попал, где бы он ни учился, потом он возвращается домой, чтобы дальше развивать нашу страну.
Российские технологии как дополнительный смысл продвижения русского языка
Одним из важных этапов как подготовки молодых кадров, так и влияния на другие страны мира, должны стать инженерные соревнования. По словам Ярослава Алейника, такого рода соревнования крайне важны. «Мы видим, как наши “партнёры” реализуют за счёт таких соревнований свою стратегию проникновения и развития. Американская компания, которая финансируется оборонными ведомствами, поставляет свои наборы под предлогом проведения соревнований по всему миру. Американцы через соревнования отбирают лучшие умы, финансируют и забирают их себе», – отметил эксперт.
Сегодня одним из важных направлений внешней политики является продвижение русского языка в дружественных нам странах. Заинтересованность в изучении русского языка станет ещё выше, если дать молодёжи других стран дополнительные смыслы. «Инженерные истории – это те смыслы, которые мы можем дать дополнительно к продвижению русского языка. “Лего” – набор кубиков для воспитания потребителей. Да, ты молодец, ты собрал. Но ты собрал из кубиков, которые не создавал. Ты взял готовое. Из кубиков, неизвестно кем созданных. У России должны быть свои инженерные соревнования, которые мы должны проводить с другими странами. И именно это может стать частью влияния на наших соседей – тех, кто опирается на те же качества и ценности. Поэтому речь о передаче нашего языка, нашей культуры и тех технологий, которые мы готовы передать не в формате “лего”, а в формате собственного развития», – заключил Алейник.
Как отметил один из участников круглого стола, русским свойственно находиться на переднем крае познания: мы издревле живём рядом с неизведанным – на краю леса, тайги, океана. А новые технологии как раз и есть сегодня та самая передовая линия. И это часть нашего культурного кода – быть на передовой – на границе известного и неизвестного и всё время расширять эти границы.
Также по теме
Новые публикации







