
Зураб Церетели: запечатлеть историю
Редакция портала «Русский мир»22.04.2025
Более 5000 художественных работ – картины, скульптуры, графика, фрески, мозаика, панно. Его картины хранятся в музеях и галереях разных стран, скульптуры украшают площади нескольких мировых центров, а выставки проходят ежегодно как в России, так и по всему миру. В своих работах он хотел запечатлеть историю, откликаясь на события, которые трогали его душу. Одной из последних работ художника стал макет памятной медали к освобождению города Суджи…
Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси. По его словам, одно из самых ярких воспоминаний его детства – как родители подарили ему цветные карандаши, и он увлёкся рисованием. Родной дядя, которого он называл своим первым учителем, Георгий Нижарадзе был живописцем, а в доме родителей постоянно собирались грузинские художники. Так что выбор профессиональной стези для талантливого юноши определился сразу, и в 1958 году Зураб Церетели окончил факультет живописи Тбилисской академии художеств.
В 1964 году молодого грузинского художника отправили на учёбу во Францию. Там ему повезло познакомиться с выдающимися современными художниками Пабло Пикассо и Марком Шагалом. Больше всего Церетели поразило, что мэтры не ограничивали себя только лишь живописью, как это было принято в официальном советском искусстве, а успешно делали и графику, и скульптуру. Он понял, что так тоже можно. С тех пор для Зураба Церетели не существовало границ в искусстве – ни в прямом, ни в переносном смысле.
А влияние Пикассо удивительным образом трансформировалось в его творчестве буквально сразу же после возвращения из Франции – кто бывал в Абхазии, помнит невероятные автобусные остановки вдоль живописной дороги из Гагр в Пицунду. Совершенно фантастического вида и по форме, и по отделке, украшенные яркой мозаикой, они давно стали художественным достоянием республики.
А в 1970 году Церетели в составе творческого коллектива художников принимал участие в создании в Ульяновске грандиозного Ленинского мемориала к 100-летнему юбилею вождя революции. Зураб Церетели создал невероятной красоты мозаичный бассейн на площади Ленина. Здесь он впервые использовал мозаику в особой разработанной им технике объёмной эмали. Вода, наполняющая бассейн, заставляет кусочки смальты буквально светиться. За эту работу художник был удостоен Государственной премии СССР.
После этого масштаб его работ расширился на всю страну и даже за её пределы. Церетели оформляет детский курортный городок ВЦСПС в Адлере, гостиницу «Ялта-Интурист», гостиничный комплекс «Измайлово» в Москве, Дворец профсоюзов в Тбилиси, парк «Ривьера» в Сочи, постоянную миссию СССР при ООН, торговое представительство Венгрии в СССР.
В 1983 году в Москве на Тишинской площади был торжественно открыт монумент в честь 200-летия подписания Георгиевского трактата – договора о покровительстве и верховной власти Российской империи и грузинского царства. 42-метровый монумент «Дружба навеки» представляет собой колонну из букв грузинского и русского алфавитов. А на вершине колонны установлен венок в виде виноградной грозди, переплетённой колосьями пшеницы, – символов Грузии и России.
Интересно, что это работа создавалась Церетели в соавторстве с Андреем Вознесенским, выступившим в данном случае как архитектор. Но и стихи он об этом памятнике тоже, конечно, написал:
Не смоете губкой,
Не срезать резинкой
С небес эти буквицы
Русско-грузинские.
Такого ни в Цюрихе,
Ни в Семиречье
Прокрашенный суриком
Памятник Речи.
Изначально памятников дружбе было два: второй был установлен на Военно-Грузинской дороге и представлял собой два связанных между собою кольца, внутри которых располагался свиток с текстом Георгиевского трактата. Но в 1991 по распоряжению тогдашнего президента Грузии Гамсахурдия монумент «Узы дружбы» был взорван.
Мария Захарова, официальный представитель МИД России, говоря о значении Зураба Церетели, назвала его «настоящим народным дипломатом», который «не знал ни границ, ни преград в деле укрепления мира и поддержки творчества». И действительно, мало кого из современных скульпторов можно сравнить по масштабу «охвата стран» с Церетели. Его работы представлены в 18 государствах. Большинство из них подарены художником в честь тех или иных значимых событий. Так, в Нью-Джерси установлен монумент «Слеза скорби», посвящённый жертвам трагедии 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. В 1990 году в Лондоне установлена скульптурная композиция «Разбейте стену недоверия», посвящённая падению «железного занавеса».
В 1995 году в честь 500-летия путешествия Колумба правительство Москвы подарило Севилье статую «Рождение нового человека». А уменьшенная копия этой скульптуры располагается у штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже. Перед зданием ООН в Нью-Йорке также установлен монумент Церетели под названием «Добро побеждает зло»: Георгий-Победоносец на коне поражает копьём змея. Символично, что памятник сделан из частей американских и советских ракет, уничтоженных по договору о разоружении.
Много работ прославленного художника и в Москве. Он участвовал в создании мемориального комплекса на Поклонной горе, оформлял станции метро «Парк Победы» и «Трубная». Самым неоднозначным памятником стала скульптура Петра Первого, воздвигнутая по заказу правительства Москвы на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала. В момент установки скульптуры в 1997 году общественность громко возмущалась и писала письма с требованием убрать «безвкусный», по мнению многих, памятник. Но спустя годы страсти утихли, и Пётр по-прежнему приветствует речные трамвайчики и теплоходы с туристами.
Сам художник уверял, что к критике относится спокойно и напоминал, что и Эйфелеву башню когда-то страшно ругали, а сегодня она – символ Парижа. Его творческое долголетие поражало: в интервью к 90-летнему юбилею он рассказывал, что работает над серией «История России», желая запечатлеть образы выдающихся деятелей прошлого и современности. Одна из его последних работ – «Аллея правителей», созданная совместно с РВИО. А в Тбилиси он много лет создавал монументальный комплекс «Летопись Грузии», расположенный у Тбилисского моря. Видимо, сам себя он действительно ощущал летописцем, причём мирового масштаба, инструмент которого – кисть и руки скульптора.
Также по теме
Новые публикации







