
Поиграть с традицией: в России хранят секреты народной игрушки
Сергей Виноградов25.04.2025
Всероссийский конкурс «Родная игрушка», стартовавший в ноябре прошлого года, всколыхнул всю страну. Заявки пришли из 89 регионов, к проекту подключились десятки тысяч мастеров, о которых рассказали федеральные и региональные СМИ. Для многих жителей российских областей, краёв и республик стало откровением, что подлинно народная игрушка, продолжающая древние традиции, живёт и развивается.
«Русский мир» нашёл мастеров в самых разных уголках большой страны. Старинный игрушечный промысел сохраняют в деревенских клубах, художественных школах, в домах энтузиастов, семьях мастеров. А сами традиционные игрушки не только развлекают и радуют глаз туристов, но также воспитывают и учат подрастающее поколение.
Читайте также: «Игрушка – это серьёзно»
Игрушка из Подлесной Тавлы
Учебное заведение, в которой обучают традициям тавлинской игрушки – одного из символов Мордовии, называется почти как научное учреждение – Подлестнотавлинская экспериментальная детская художественная школа. Учебное заведение работает в селе Подлесная Тавла (или по-эрзянски Вирь Тавла), центре промысла. Узнаваемая деревянная лошадка с пышной гривой увековечена на гербе Кочкуровского района Мордовии.
Директор школы Виктор Чиндяскин рассказал «Русскому миру» о том, что сохранением древней игрушечной традиции в Мордовии озаботились ещё в советские времена – школа открылась в 1979 году. И это принесло свои плоды: большинство нынешних мастеров, продолжающих традицию, были в разные годы выпущены экспериментальной школой. А некоторые сейчас в ней преподают.
– Традиция жива, – отметил он. – Есть действующие мастера, которые активно работают. Игрушки продаются на ярмарках, выставляются в музеях. Стилистика тавлинской игрушки уникальна и она передаётся на наших занятиях. Школа воспитала уже несколько поколений мастеров. В Мордовии очень ценятся и поддерживаются национальные традиции.
На уроках учащиеся познают все тонкости создания местной игрушки, узнают её историю. Набор в художественную школу проводится с 7 лет, курс продолжается в течение 10 лет. Подлесная Тавла – небольшое село, и других столь же авторитетных учреждений допобразования нет. А потому почти все дети проходят через школу национальной игрушки. И девочки, и мальчики.
– Конечно, не все становятся мастерами, но очень многие, – говорит директор школы. – Кто-то в столярное производство уходит, кто-то работает по индивидуальным заказам, кто-то преподаёт, кто-то делает игрушки и продаёт. Кто их покупает? В основном, туристические группы, конечно.
Читайте также: Свистульки, свистулечники и свистопляска
Говорящие куклы Эльзы Сагировой
Кукольница из Татарстана Эльза Сагирова, чьи работы известны далеко за пределами региона, решила делать куклы, когда разглядывала полки магазина игрушек. Пошла по магазинам после разговора с подругой, которая купила в подарок дочери куклу-монстра. Мол, с такими все её сверстницы играют, современных детей к другим куклам уже не приучить.
А других практически и нет, решила будущий мастер, обойдя детские магазины. Потому и решила заняться созданием кукол, которые бы не только радовали, но и воспитывали, учили, помогали сохранять родную культуру.
Эльза вспоминает, что воспитанники детского сада были в восторге, когда добрая тётя раздала им первых своих кукол в татарских национальных костюмах. Потом решила, что куклы должны говорить, и придумала, как дать им голос с помощью технических приспособлений.
Сейчас куклы и деятельность Эльзы Сагировой известны первым лицам Татарстана. В планах мастера – открытие кукольной фабрики, над образами она работает с этнографами и художниками. Среди героев – мальчик и девочка в национальных костюмах, персонажи татарских сказок. Для мальчиков разработан герой татарского эпоса Батыр.
Читайте также: Кружевное ремесло – из рук в руки
Игрушки гончарные
Уральские глиняные игрушки – явление молодое, оно тесно связано с творчеством Галины Медведевой. Уроженка уральского поселка Бибимбай в юном возрасте попала в подмастерья к дымковским мастерам и навсегда увлеклась глиняным творчеством.
Вернувшись домой, с игрушкой не рассталась, хотя ей многие говорили, что Урал, известный своими камнями и металлом, не имеет глиняного будущего. Совершенствуя мастерство, Галина Медведева хотя и сохранила внутреннюю связь с дымковской традицией, внесла немало изменений, да и местная глина диктовала свои особенности.
Мастер не ограничивает себя в тематике работ: лепит из глины не только традиционных купцов и купчих, но и, например, космонавтов или персонажей русской истории и культуры. Юрий Гагарин в ярко красном плаще поверх скафандра – самая известная из её работ.
Авторитет Галины Медведевой на Урале столь высок, что несколько лет назад ей помогли открыть в Билимбае школу керамики, в которой занимаются дети. А значит, молодая уральская глиняная миниатюра, о которой уже пишут искусствоведческие статьи, получит продолжение.
Наверняка, при встрече Галина Медведева нашла бы общий язык с коллегой из Дагестана Хадижат Абидовой. Но хранительница традиции балхарской игрушки, гончар в пятом поколении, редко покидает высокогорный аул Балхар, который дал название промыслу.
Особенность этого промысла в том, что гончарным делом в Балхаре занимаются только женщины, традиции создания игрушек и другой керамики передаётся из рук в руки. Пособий и учебников нет. Изделия незамысловаты, но мгновенно узнаваемы. Историки относят зарождение промысла в Балхаре, который называют «аулом гончаров», к XIII веку.
Археологические раскопки подтверждают, что в древние времена балхарские игрушки делались в виде свистулек и простеньких фигурок для привлечения покупателей глиняной посуды. Но промысел развивался, усложнялся, и сегодня игрушки вполне можно назвать глиняными миниатюрами. Наиболее популярной считают дагестанского ослика, везущего какой-нибудь груз или седока.
У Хадижат нет отдельной мастерской, она работает дома, и свои поделки создаёт как бы между домашними хлопотами. Глину берут там же, где, по-видимому, брали её предшественницы столетия назад. Потому мастерицы и не покидают родное село: такой глины больше нигде нет. А её добыча – дело непростое. Нужно лезть в ледяную воду, и, сняв верхний слой, вычерпывать глину, стоя по пояс в грязи.
Всеми секретами подготовки глины к работе мастер не делится, но признаётся, что смешивает её с мягким сеном, которое заменило волос из конского хвоста, использовавшегося в давние времена.
Читайте также: История игрушек: глиняное чудо из Вятки
Секреты северного конька
Вологодский мастер Михаил Кутепов посвятил жизнь разгадке секрета, который таит в себе традиционная северная игрушка из дерева. Его скачущих коней с характерно загнутыми подковой ногами встретишь почти на каждой ярмарке в Вологодской области и в сувенирных лавках.
Вырос в городе, в детстве увлёкся резьбой по дереву, ходил в кружок. Дед был плотником, и гены передались через поколение. От дедушки остались инструменты, которые внук и сейчас использует: тесло, стамески, скобель, рубанок. Окончив вуз по специальности «Учитель русского языка и литературы», по распределению попал в вологодскую глубинку и там отдался своему увлечению.
Там, среди лесов, он научился понимать язык дерева, распознавать его секреты, именно там появились первые деревянные скульптуры и игрушки. Традиционная северная игрушка – вот предмет изучения и практического воплощения Михаила.
В его мастерской стоит игрушка-конь: грива развивается на ветру, ножки точёные, ноздри раздувает. А создавший его мастер машет рукой – не стоит он журналистского внимания. «Вот он, настоящий северный конек, к нему я 20 лет шёл», – говорит он корреспонденту «Русского мира», любовно оглаживая двуногого, похожего на заготовку для деревянной расчёски, «горбунка».
Другая страсть мастера – традиционные игрушки с нехитрой механикой. Тянешь за ниточку, человечек размахивается топором и лупит по брёвнышку. Персонажи Кутепова всегда в движении – они полощут бельё, толкут в ступе лук для пирогов, размахивают саблей или вёслами, крутятся в танце, рубят дрова, побивают сказочного дракона… Некоторые механизмы придумывает сам. Например, медведь с кадушкой, поднял лапы кверху. На подставке надпись: «Попробуй, отними». Тянешь кадушку, а медведь опускает на неё лапы. На выставках и ярмарках публика вздрагивает от оживающего косолапого. Дети ищут, где мастер спрятал джойстик.
Читайте также: Ломоносовская косточка
Также по теме
Новые публикации







