EN

Большой балет эпохи Григоровича

Анна Генова20.05.2025

Юрий Григорович. Фото: wikipedia.org###https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87,_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Yuri_Grigorovich,_Art_Director_of_Bolshoi_(cropped).jpg

Ушёл из жизни выдающийся балетмейстер Юрий Николаевич Григорович. Его «Каменный цветок», «Раймонда», «Легенда о любви», «Спартак», «Лебединое озеро» и другие постановки стали именем нарицательным для всех любителей советского классического балета и визитными карточками Большого театра. 

Он прошёл огромный путь – от роли юноши в «Бахчисарайском фонтане» в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова в середине 1940-х до легендарной «Раймонды» в середине 1980-х, а далее – множество других постановок на сценах ведущих театров России, Европы, Азии, руководство собственными творческими коллективами. Получил классическое образование, на которое в течение многих лет равнялся весь мир: после Вагановской балетной академии (в то время Ленинградское хореографическое училище) был принят в балетную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский). Григорович оставался солистом театра до 1961 года. Танцы он начал ставить ещё в юношеские годы в балетной студии знаменитого ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. 

Юрий Григорович танцует

После окончания Вагановского училища проработал 17 лет в Кировском балете. Он прошёл насквозь знаменитую петербургскую балетную школу под началом великолепных мастеров – П. А. Гусева и Ф. В. Лопухова. Последний благословил его на постановку первого балета – «Каменный цветок» Прокофьева, «первого блина», который не был комом, а, наоборот, затмил постановку сталинского хореографа К. Сергеева. 

Из заметных ранних работ привлекает внимание редакция хореографии Мариуса Петипа балета «Спящая красавица» с Ниной Сорокиной в заглавной партии. В 1966-м вышла постановка «Щелкунчика» – впоследствии культового новогоднего спектакля в России. С тех пор и взрослые, и дети стремятся 31 декабря попасть на представление этой бессмертной сказки. Ещё один культовый балет – «Спартак», который был не первой, но, по мнению балетоманов, лучшей в ГАБТе интерпретацией балета на музыку А. Хачатуряна.   

Владимир Васильев в балете «Спартак»

Соратники и новшества

Самым, пожалуй, долговременным  другом и соратником Григоровича был замечательный театральный художник Солико Вирсаладзе, с которым хореограф начал сотрудничать в Кировском, а затем и в Большом театре. Племянница художника вспоминала, что Григорович «прилетал в Тбилиси на несколько дней из Москвы, они садились с Солико возле магнитофона, в котором бесконечно проигрывалась кассета с музыкой к балету, и фантазировали». Вирсаладзе он называл «художником, одевающим танец»

Первыми спектаклями Григоровича и Вирсаладзе были прославившиеся «Каменный цветок» С. Прокофьева (1957 г.) и «Легенда о любви» А. Меликова (1961 г.). Это были «пробные камни», когда молодому хореографу с очень большой осторожностью разрешили поэкспериментировать. В «Легенде о любви» балетмейстер использовал восточные национальные мотивы и необычный приём: финалы всех эпизодов спектакля он сделал настолько статичными, что они напоминали старинные персидские миниатюры. Внешнее действие отступало на второй план, зрителю предъявлялась внутренняя психологическая диспозиция характеров и их взаимоотношений.

Балет «Каменный цветок» постановки Ю. Григоровича 1957 года

Главным соратником и спутником жизни и творчества Григоровича была его жена, замечательная балерина Наталия Бессмертнова. Их приняли на работу примерно в одно и то же время. За 27 лет пребывания на сцене она исполнила весь репертуар театра. Но, конечно, самая известная роль – Жизель, в этой роли она выходила на сцену 200  раз. Наталия принимала участие практически во всех постановках Григоровича. Многие говорят, что она – совершенно искренне – была музой Григоровича. Балетмейстер любил напомнить окружающим, что ставит балеты не для жены, а для выдающейся балерины Бессмертновой.

Без Большого 

В своё время Григорович был молодым революционером балета, но позднее стали слышаться упрёки в излишнем традиционализме, повторяемости хореографических и стилистических приёмов. Это вызвало большое напряжение в труппе Большого. Дошло до того, что в 1988 году вместе с протестующими режиссёр уволил свою собственную жену. 

Он был бескомпромиссен. «В искусстве невозможно быть дамой, приятной во всех отношениях», – говорил Григорович.

Через 7 лет чаша весов качнулась в другую сторону, и Юрий Григорович покинул Большой театр, не выдержав натянутой атмосферы бесконечных противостояний. Он привык руководить, а делить власть и ставить во главу угла необходимость продемонстрировать альтернативные стилистики он не считал нужным. «Лебединой песней» (по его собственному выражению) стал Николай Цискаридзе – в начале 1990-х молодой и никому тогда не известный выпускник хореографического училища. Григорович дал ему дорогу, сразу же предложив сольные партии – Конферансье в «Золотом веке» Шостаковича и Меркуцио в прокофьевском «Ромео и Джульетте».

Юрий Григорович и Николай Цискаридзе

Без Большого у Григоровича жизнь всё равно била ключом. Освободившись от контракта, он поставил спектакли с различными российскими и зарубежными коллективами. А в 1996 году он начинает интенсивное сотрудничество с Краснодарским театром балета, которых сразу же «продвинул» на столичный уровень. Юрий Николаевич захотел перенести на краснодарскую сцену практически все свои работы: «Лебединое озеро», «Щелкунчика» и «Спящую красавицу» П. Чайковского, «Корсара» и «Жизель» А. Адана, «Раймонду» А. Глазунова и так далее. Успешно осуществлять эту миссию совместно с мастером взялся дирижёр Александр Лавренюк. 

Всё изменяется

Даже в весьма преклонном возрасте невероятно активный и талантливый Григорович продолжал создавать спектакли на «своей территории». Надо ли упоминать, что провинциальные театры преклонялись перед ним – Григорович не только учил их балету мирового уровня, но и выводил на столичные сцены. 

В 2008-м не стало супруги, и ГАБТ позвал Юрия Николаевича обратно, на должность  штатного хореографа балетной труппы. Мастер как-то очень точно заметил: «Всё изменяется: время и характеры, мировоззрение и отношения. Мы же вступили в новую фазу человечества. Я начинал тогда, когда не было телевизоров, а сейчас — космос и интернет. Всегда работал с молодыми — и в своём дебютном "Каменном цветке", и в "Спящей красавице", совсем недавно открывавшей после ремонта историческую сцену Большого театра. Да и Краснодарский балет программно создавался как молодёжный. Сегодня – иной мир, иной театр, который, конечно, остался коллективным делом, но стал коммерческим».

Григорович достиг всех вершин, каких только мог достигнуть в своём деле. Юрий Николаевич неоднократно возглавлял жюри балетных конкурсов в России, Европе, США, Японии; был членом Российской академии художеств, Венского музыкального общества, Украинской академии танца... Поражает творческое долголетие мастера: его последняя постановка состоялась в 2017 году, на пороге 90-летия, – на сцене Балета Фландрии (Антверпен) он поставил «Спартака».

Но силы человека не бесконечны. В последние годы Юрий Григорович жил в санатории «Барвиха». Скончался он на 99 году жизни, немного не дотянув до столетия. Прощание состоится 23 мая на Исторической сцене Большого театра. Похоронят хореографа рядом с супругой на Новодевичьем кладбище.

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

Высказывание Александра Твардовского «Поэт тот, кого читают люди, обычно не читающие стихов» полностью соответствует истине. Твардовского читали все – и его современники, которые прошли войну, и те, кто родился после войны. А многим он дорог благодаря журналу «Новый мир» – символу хрущёвской оттепели. 21 июня исполняется 115 лет со дня рождения поэта.
В 2014 году судьба гражданина Франции Франсуа Модеме совершила крутой поворот: он уехал в Донбасс, чтобы защищать там ценности Русского мира. А потом остался в России и вновь круто поменял судьбу: закончил Московскую консерваторию и стал солистом Самарского театра оперы и балета.
Но насколько эффективна культурная дипломатия сегодня? Может ли она преодолеть растущую многополярность мира и стать инструментом взаимопонимания? Эти вопросы обсудили ведущие эксперты в рамках Петербургского международного экономического форума – 2025.
Можно ли сочетать культурные традиции страны и её международную конкурентоспособность? Культурный код как актив, влияющий на мышление и поведение. Культурная идентичность как основа для инноваций и экспортного потенциала – эти темы обсудили участники Петербургского международного экономического форума – 2025.
Многозначное слово «панорама» используется в различных сферах: от живописи и фотографии до туризма и военных технологий. Рассмотрим его семантику, историю происхождения и примеры употребления в контексте.
В Италии неожиданно возродился интерес к коллективу «CCCP Fedeli alla linea» («СССР – верны линии»). И хотя панк-рокерам уже далеко за 60, они вернулись на большую сцену с триумфом. В далёком 1989 году группа давала концерты в Москве и Ленинграде, а свою музыку итальянские музыканты определяют как «филосоветский панк».
Апострофом принято называть надстрочный знак в виде запятой, который используется в разных языках и служит для передачи определённых грамматических, фонетических или орфографических особенностей. Рассмотрим основные случаи его применения в русском языке.
100 лет назад на берегу Чёрного моря в урочище Артек был открыт одноимённый лагерь-санаторий для оздоровления советских детей. После войны «Артек» станет огромным международным детским центром, а все, кому повезло там побывать, навсегда останутся артековцами, воспоминая эту пору как одну из самых ярких в своей жизни.