EN

«Русская классика помогает в трудные времена»

Сергей Виноградов11.06.2025

Русская литература остаётся одной из самых популярных в мире. Благодаря переводчикам слово русских классиков и современных российских авторов достигает тех уголков планеты, где ранее не звучало вовсе или не слышали с советских времён. Книги выходят большими тиражами и не залёживаются на полках книжных магазинов.

«История одного города» Салтыкова-Щедрина, вышедшая в Дамаске, в мае появилась на прилавках сирийских магазинов. Автор перевода Ибрагим Истанбули рассказал «Русскому миру», что сирийцы видят в русском романе и свою историю, а также признался – «русская классика воодушевляет меня в трудные времена».

В Малайзии недавно вышел сборник рассказов Чехова на малайском языке в переводе российского востоковеда Виктора Погадаева. А переводчика Шамсуддуху Таухида из Бангладеш забросали заказами на перевод русской классики после выхода издания с его переложениями стихов Николая Рубцова на бенгальский язык. 

Загадочная русская дама

Жизнь сборника чеховских рассказов, переведённых на малайский язык авторитетным советским и российским востоковедом Виктором Погадаевым, началась громко – с участия в Куала-Лумпурской международной ярмарке, где к книге был повышенный интерес. На обложку издательство вынесло силуэт загадочной дамы с собачкой.  

«Дама с собачкой» на малайском в переводе В. Погадаева

– Ну вот, пришёл и черёд Чехова, вышел сборник из 11 рассказов под общим названием «Дама с собачкой», выпущен издательством «Совет по языку и литературе», – рассказал переводчик «Русскому миру». – Среди рассказов «Дама с собачкой», «Анна на шее», «Хамелеон», «Ионыч», «Смерть чиновника», «Роман с контрабасом», о котором Бунин писал, что если бы Чехов «даже ничего не написал, кроме “Скоропостижной конской смерти” или “Романа с контрабасом", то и тогда можно было бы сказать, что в русской литературе блеснул и исчез удивительный ум». И другие рассказы.

В последние годы к русской литературе в Малайзии проявляется повышенный интерес, и не в последнюю очередь это заслуга Виктора Погадаева. Ранее он познакомил местного читателя с творчеством Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Льва Толстого и других русских классиков.

Чехов малайский.jpg

Именно в его переводе русский текст впервые перекочевал на театральную сцену Малайзии – в прошлом году в стране выпустили спектакль по толстовскому «Хаджи-Мурату». О постановке сообщили все ведущие СМИ страны, её посетил даже премьер-министр Малайзии, выделивший средства на переводы мировой классики, включая русскую.

Читайте также: Малайзия открывает русскую классику

– Чтобы текст не выглядел слишком перегруженным примечаниями, иногда упрощаю кое-что, – объясняет переводчик свой метод работы. – Например, количество вёрст сразу перевожу в мили, как принято в Малайзии. Возможно, имело бы смысл упростить русские имена, которые сложны для малазийцев. С другой стороны, пьесы Чехова идут по всему миру, и никто ничего не упрощает. Пусть привыкают к русским именам, это тоже хорошо.

Дорогой Рубцова

Минувшей весной в столице Бангладеш Дакке впервые вышел сборник стихов русского поэта Николая Рубцова в переводе на бенгальский язык. Его осуществил молодой врач и поклонник русской культуры Шамсуддуха Таухид, которому помогал редактор интернет-сообщества, посвящённого Рубцову, Евгений Спирин из Красноярского края.

Издание стало большим событием, имело успех у критиков и читателей. В России и за рубежом писали, что выход книги стал заметным литературным событием не только для Бангладеш, где бенгали является государственным языком, но и для Индии и Пакистана, в которых на нём также говорят миллионы людей.

История получила продолжение. Оказалось, что Рубцов стал мостиком для другой русской классики, которую хотят прочитать в Бангладеш и других странах. Читатели рассказали об этом сами.

Шамсуддуха Таухид

– Недавно возникшее бангладешское издательство «Наутилус» после чрезвычайно  успешных переводов поэзии Николая Рубцова Шамсуддухи Таухида обратилось к читателям с вопросом, кого ещё  из русских авторов хотят читать бангладешцы, – рассказал «Русскому миру» Евгений Спирин. – Редактор издательства позвонил ему и заказал переводы Гоголя и Чехова. Таухид рассказал мне, что наша деятельность последнего времени подняла волну интереса к русской литературе в бангладешском издательском мире. В Бангладеш русских писателей практически не переводили с начала 1990-х. Переиздавали старые бенгальские переводы – Горького, Льва Толстого, Достоевского. И вот, возник интерес к новым авторам и произведениям.

Хочется надеяться, что в новых работах слаженный дуэт сохранится. В нём Евгений Спирин предоставляет подстрочники на английском языке и комментирует нюансы русского текста, а Шамсуддуха Таухид переводит на бенгали.    

– Когда мы работали над переводами Рубцова, я долгое время с трудом верил, что мы сможем донести слова русского поэта до бенгальского читателя, – говорит россиянин. – Но в одном я не сомневался: даже если мы сделаем только первые шаги, это не останется пустым занятием, и мы спровоцируем других людей на продолжение этой миссии.

Читайте также: Северный стих для тех, кто не видел снега: лирику Николая Рубцова переводят на бенгали

«”История одного города” пародия и на историю Сирии»

Сириец Ибрагим Истанбули планировал выпустить перевод «Истории одного города» к 200-летию Михаила Салтыкова-Щедрина, которое будет отмечаться в начале следующего года. «Но немного перевыполнил план», – смеётся переводчик.

Ибрагим Истанбули – выпускник советского Университета дружбы народов, по профессии врач-невропатолог. О том, чтобы заняться переводами русской литературы на арабский язык, он задумался ещё в студенчестве, но руки дошли только в зрелые годы. Зато сегодня в его активе около 40 книг, которые выходили в разных странах арабского мира. Переводил Достоевского, Куприна, Бунина, Цветаеву, Гамзатова и многих других.    

Ибрагим Истанбули

Переводчик объяснил выбор романа Салтыкова-Щедрина желанием познакомить с его творчеством арабоязычных читателей.

– Во-первых, я всегда считал Салтыкова-Щедрина не менее важным писателем, чем другие более известные русские классики вроде Достоевского и Чехова, – рассказал он «Русскому миру». – И мне очень нравится его мировоззрение и отношение к русской действительности. Во-вторых, арабский читатель вообще не знает или очень мало знает этого замечательного русского писателя. Не знаю почему, но Салтыков-Щедрин не переводился так активно, как остальные классики русской литературы.

«История одного города» – это сатирический, но, вместе с тем, и философский взгляд писателя на русскую историю. Поймёт ли его сирийский читатель? Ибрагим Истанбули убеждён, что поймёт, поскольку в истории Сирии проходили схожие процессы.

– Известно, что роман «История одного города» когда-то произвёл сильное впечатление на знаменитого писателя, лауреата Нобелевской премии Габриэля Гарсию Маркеса, и книга подтолкнула его к написанию своего самого известного романа «Сто лет одиночества», – отмечает переводчик. – Я решил перевести роман Салтыкова-Щедрина, и был уверен, что он может быть прекрасной пародией на историю и сирийского государства в последние десятилетия, да и сирийской истории вообще…

По словам Ибрагима Истанбули, он добавил к переводу обширное предисловие, в котором подробно сообщается о значении произведения и его месте в русской литературе.

– И, конечно, я снабдил перевод всем, что необходимо для облегчения понимания романа, – отмечает он. – Надо было добавить разные комментарии и объяснения к определённым историческим фактам и событиям, разъяснения фамилий и т. п.

"История одного города" на арабском в переводе Ибрагима Истанбули

Язык Салтыкова-Щедрина замысловат, в нём много просторечных слов и выражений, в текст вплетены пословицы и поговорки. Переводчик говорит, что работа далась ему непросто.

– Было сложно переводить роман, как и любую антиутопию, – признаётся Истанбули. – Вспомнилось, как я работал над переводом романа Владимира Набокова «Приглашение на казнь» четыре года назад, книга вышла в Бейруте. Что касается  «История одного города»: и сам язык в этом романе, и многие фразы и различные выражения и фамилии, всё было нелегко перевести так, чтобы читатель смог понимать смысл сказанного.

По словам переводчика, у него большие творческие планы, которые он надеется реализовать, несмотря на сложную ситуацию в Сирии.

– То, что я делаю, воодушевляет в эти трудные времена, – говорит он. – Сейчас у меня готовы два перевода. Один из области политэкономической мысли – большая книга московского профессора и замечательного специалиста в своей области. А второй перевод относится к жизни и творчеству великого русского поэта Осипа Мандельштама. Я его обожаю, но его совсем не знают в арабском мире. А если кто и знает, то, благодаря моим переводам его отдельных стихотворений,  которые я включил с краткой биографией в книгу «Антология русской поэзии». Она вышла в Каире несколько лет назад, и все экземпляры давно разошлись. Так что надо думать о переиздании с дополнениями. Скоро начну работу над переводом двухтомной книги о жизни и творчестве Сергея Есенина, самого русского поэта, великого и несравненного. Работы много, а планов ещё больше!

Читайте также: Переводчик Ибрагим Истанбули (Сирия): «Русская культура – кислород, которым дышит человечество»

Также по теме

Новые публикации

Составные лексемы с дефисным написанием двух или более элементов часто вызывают затруднения при склонении и определении рода. Умение правильно их употреблять в речи – важный показатель грамотности. Предлагаем разобраться в грамматических тонкостях конструкций типа музей-усадьба, прайс-лист, счет-фактура и др.
Уже три месяца Полина Квитных, уроженка Красноярска, преподаёт русский язык детям и подросткам в Нигере. Её ученики уже не представляют своей жизни без знакомства с новыми русскими словами, играми с матрёшками и весёлых песенок из советских мультфильмов, которые включают в Русском доме на переменах.
В недавнем исследовании ВЦИОМ матрёшка как символ России значительно опередила другие растиражированные образы. Но с историей происхождения этой народной игрушки долгое время было связано немало мифов. Игорь Блюм, эксперт по истории матрёшки, провёл целое расследование, чтобы аргументированно доказать: всем известная матрёшка родилась именно в России и конкретно – в Москве.
3 июля в пресс-центре газеты «Московский комсомолец» состоялся круглый стол «Курс на грамотность! Как сохранить русский язык в эпоху цифровизации», организованный Союзом журналистов Москвы. Участники круглого стола – представители государственных структур, отраслевых объединений, академического сообщества, преподаватели и студенты журналистских и гуманитарных факультетов – обсудили важнейшие аспекты современной языковой ситуации.
Привычные слова часто хранят в себе удивительные истории, стоит только обратить внимание на их древние корни. Сегодня мы проследим за увлекательной эволюцией одного из таких корней и обнаружим неожиданную связь между словами «опекун», «печень», «беспечный» и др. Если открыть «Словообразовательный словарь…» А. Н. Тихонова, то можно увидеть, что слова «обеспечение», «печень», «беспечный» и «опекун» не являются однокоренными. Однако исторически в этих лексемах выделяется корень печ-/пек-, который делает данные слова родственными.
«Лучшие спектакли Эфроса невозможно пересказать, как симфоническую музыку или, вернее, хороший джаз, который он обожал», — говорил о нём критик Анатолий Смелянский. Последователь Станиславского был одним из самых значительных театральных режиссёров XX века, которому суждено было изменить саму природу сценического языка.
С 1 по 5 июля на базе Паломнического центра Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря в городе Печоры проходит заезд «Русское слово» Всероссийского проекта «Истоки.Школа», который реализуется в рамках национального проекта «Молодёжь и дети» по инициативе Президента России. Он объединил 155 преподавателей русского языка и литературы, словесников, поэтов и писателей из разных регионов России.
C 17 по 30 июня 2025 года в Горно-Алтайске прошла очередная, уникальная по масштабу и содержанию смена языкового лагеря для школьников Монголии – часть межгосударственного образовательного мегапроекта «Языковой мост Россия – Монголия 2025», который проходит при поддержке фонда «Русский мир».