
Знай наших! Владимир Челомей – создатель ядерного щита России
Светлана Сметанина30.06.2025
30 июня 1914 года родился выдающийся русский учёный и авиаконструктор, один из главных создателей советского «ядерного щита», разработчик орбитальных станций и самой мощной советской ракеты-носителя «Протон» Владимир Николаевич Челомей.
«Убийца авианосцев»
Он родился в городе Седлице Привислинского края Российской империи (ныне этот район находится на территории Польши). Но из-за начала Первой мировой войны его родители уже через три месяца после рождения сына перебрались в Полтаву. Причём поселились они в доме прямой наследницы Гоголя, а рядом проживала внучка Пушкина, которая была замужем за племянником Николая Васильевича.
После окончания автодорожного техникума Владимир поступает на авиационный факультет Киевского политехнического института, но уже через год переводится в Киевский авиационный институт. В 1939 году он защищает кандидатскую диссертацию по теме «Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций», которая была издана в виде монографии в Москве. И в 1940 году молодого талантливого конструктора в числе других 50 кандидатов наук от союзных республик пригласили в докторантуру Академии наук СССР. В июне 1941 года Владимир Челомей приехал в Москву уже с готовой докторской диссертацией. Но защита не состоялась – началась Великая Отечественная война. Челомей остался в Москве и приступил к работе в Центральном институте авиационного моторостроения.
Летом 1944-го года Лондон впервые подвергся бомбардировке немецкими самолётами-снарядами «Фау-1», которые Гитлер считал «оружием возмездия». Но две ракеты не разорвались, и Черчилль переслал Сталину эти снаряды «Фау-1» для изучения их характеристик. Оказалось, что двигатели у немецкого беспилотного самолёта-снаряда работают по тем же принципам пульсирующего воздушно-реактивного двигателя, которые разрабатывал советский учёный-конструктор Владимир Челомей (с 1936 по 1940 годы им было опубликовано 20 научных работ, посвящённых именно этому типу двигателя, а в 1939 году он получил авторское свидетельство на его конструкцию). Сталин решил сделать точную копию фашистского «оружия возмездия», поручив эту задачу 30-летнему Челомею и назначив его главным конструктором КБ, а заодно директором опытного завода. Впрочем, о полном копировании немецкой модели речи не шло, поскольку в СССР были свои наработки.
К началу 1945 года удалось создать опытный образец самолёта-снаряда 10Х и провести его испытания. Но до конца войны полностью доработать его не успели. Позднее на их базе Челомей разработал более мощные снаряды, которые потом назовут «крылатыми ракетами».
После окончания Второй мировой войны началась другая её стадия, которую эксперты впоследствии назовут «Холодной». Соединённые Штаты начали строить авианосцы для бомбардировщиков с атомным оружием на борту. Советский Союз, истощённый войной, не мог ответить тем же, нужно было искать другое – не менее грозное, но гораздо более дешёвое решение.
Сын Никиты Хрущёва Сергей, который многие годы работал в КБ Челомея, писал, что именно Владимир Челомей придумал атаковать американские авианосцы крылатыми ракетами с подводных лодок. Снаряды должны быть именно крылатыми, чтобы запускаться с большого расстояния и нести большой заряд, который мог бы сокрушить авианосец.
Но поначалу в это просто никто не поверил. Тем более что крылатые ракеты были весьма громоздкими и занимали слишком много места на тесной подводной лодке. Тогда Челомей придумывает, что крылья ракеты должны складываться, а потом расправляться в полёте. Его дочь вспоминала, что эта идея родилась у него, когда он увидел, как с подоконника спорхнул испуганный чем-то воробей, расправивший крылья уже в воздухе.
Правда, коллеги конструктора сочли его просто фантазёром и даже авантюристом. И в 1953 году его КБ внезапно закрыли, посчитав разработки бесперспективными. Впрочем, этому немало способствовал и весьма тяжёлый характер самого Челомея, который легко наживал себе высокопоставленных врагов.
Впрочем, он не сдался. У него оставалась группа в 20 человек, вместе с которыми он разрабатывал опытные образцы крылатых ракет. Оставалось найти заинтересованного заказчика. И тогда Владимир Челомей обратился напрямую к адмиралу Военно-морского флота Павлу Котову, показав ему чертежи и модель крылатой ракеты с раскрывающимися крыльями.
Адмиралу идея понравилась, и уже в 1957 году состоялись первые запуски крылатой ракеты, которые прошли вполне успешно. И вскоре первая морская крылатая ракета П-5 становится грозным оружием советского ВМФ. Почти сразу же КБ Челомея начинает разработку крылатых ракет с подводным стартом, что тогда казалось чем-то невероятным. Но и с этой задачей гениальный конструктор справился: его ракета большой дальности «Москит» могла выпрыгивать с глубины в 50 метров. Неслучайно американцы назвали её «убийцей авианосцев». Русские смогли дать быстрый и ассиметричный ответ на потенциальную угрозу.
Читайте также: Знай наших! Сергей Ильюшин – как землекоп стал конструктором самолётов
Космическая гонка
Тем временем в мире начинается космическая гонка. СССР в 1957 году запускает первый спутник, а спустя 4 года и первого космонавта. В советской космонавтике безраздельно царит Сергей Павлович Королёв, который никому не хочет уступать свои лавры покорителя космического пространства. Но Владимиру Челомею уже тесно в рамках узко-прикладной военной тематики, он рвётся конструировать космическую технику. Тем более что благодаря сыну Хрущёва у него есть выход на самый верх. И в 1961 году Челомей сменяет Королёва на посту главы Совета главных конструкторов, который определял государственную политику в сфере космонавтики и ракетостроения. Уже тогда, по воспоминаниям Сергея Хрущёва, Челомей делился со своими соратниками идеями создания космической станции, куда будут прилетать сменные экипажи. Причём использоваться для их доставки, по мысли Челомея, должны многоразовые ракетопланы, которые смогут садиться на обычные аэродромы. Казалось, что Челомей видит картины из будущего – настолько его идеи казались необычными для окружающих.
Читайте также: Сергей Королёв: «Иван Грозный» советского космоса
В 1962 году разразился Карибский кризис, который вполне мог перерасти в ядерную войну. Американцы к тому времени разработали лёгкие баллистические ракеты, которые могли нести ядерные боеголовки. У Советского Союза уже была мощная ядерная бомба – та самая «Кузькина мать», которой Хрущёв пугал американцев с трибуны ООН, но не было средств доставки – сверхмощной ракеты, которая смогла бы её поднять.
С этой задачей справился Владимир Челомей. Он создал ракету УР-500, название которой означало «универсальная ракета с мощностью 500 тонн». По своим техническим характеристикам она ни в чём не уступала американским баллистическим ракетам. Позднее на её базе была создана ракета УР-100, которая стала самой лёгкой в мире баллистической ракетой с ядерным зарядом. В состоянии боеготовности она могла храниться годами, а для её пуска достаточно было всего трёх минут. Именно эти ракеты стали первым ядерным щитом страны.
В 1965 году был запущен космический спутник «Протон-1», масса которого составляла невероятные для того времени 12 тонн. Вывела его на орбиту ракета УР-500, после удачного запуска получившая то же название «Протон». Это было любимое челомеевское детище, которое верно служит космонавтике и по сей день. Уже более полувека в строю!
Ракета-носитель «Протон» вывела на орбиту и первые орбитальные пилотируемые станции «Алмаз», которые также были разработаны в КБ Челомея. Они разрабатывались для нужд Министерства обороны и должны были вести фотографическую и радиотехническую разведку, управлять с орбиты военными наземными средствами. Позднее серия пилотируемых орбитальных научных станций получила название «Салют». Они отличались большой надёжностью и даже относительным комфортом. Всего на них побывало пять экспедиций. Сегодня станции такого рода летают в беспилотном режиме, отслеживая районы стихийных бедствий и экологических катастроф.
Последние годы жизни для Владимира Челомея стали особенно тяжёлыми. Его многолетний конфликт с членом ЦК КПСС маршалом Д. Ф. Устиновым разгорелся с новой силой, когда тот был назначен в 1976 году министром обороны СССР. Устинов публично грозился «размазать Челомея по стенке», а тот в свою очередь на совещании на самом верху назвал его «центрпробкой». В 1981 по инициативе Устинова выходит постановление ЦК КПСС о прекращении всех работ по космической тематике в Центральном конструкторском бюро Челомея. После этого те, кто близко знал Челомея, говорили, что он сильно изменился, озлобился и грозился бросить всё и уйти. Через три года так и случилось. Но символично, что ушли из жизни Челомей и Устинов практически друг за другом с разницей всего в несколько дней – в декабре 1984 года.
Читайте также: Знай наших! Мстислав Келдыш – «генерал науки»
Также по теме
Новые публикации







