SPA FRA ENG ARA
EN

«Эти задачи в мире могут решить человек десять». Как готовят победителей школьных олимпиад

Сергей Виноградов19.08.2025

Российская сборная, участвовавшая в 66-й Международной математической олимпиаде (IMO). Фото предоставлено Кириллом Суховым

Россия находится в мировых лидерах по числу побед школьников на различных международных олимпиадах. Лишнее подтверждение тому пять золотых и одна серебряная медали, завоёванные российскими школьниками в июле этого года на Международной математической олимпиаде (IMO), своего рода чемпионате мира по математике среди школьников и студентов. 

Нашу команду возглавлял руководитель ресурсного центра допобразования Президентского физико-математического лицея № 239 Кирилл Сухов. Он рассказал «Русскому миру», как отбирают в сборную и как школьников учат решать сложнейшие задачи. А также о том, чем юные таланты отличаются от обычных школьников.

Как попасть в сборную

– Кирилл, как ребята попадают в математическую сборную?

– Это довольно длинный процесс. Формально он занимает год, но в реальности гораздо дольше. Мы берём победителей и призёров Всероссийской олимпиады школьников, приглашаем на сборы в мае 80-90 человек. Половина отсеивается, отбираются те, кто поедет на летние сборы. Математический лагерь продолжается 21 день, там проводится учёба и отборочные испытания. В результате формируется состав участников сборов, которые проходят в октябре. Далее проводится ещё ряд отборочных олимпиад (всего их пять), их результаты складываются, на их основании мы получаем шесть участников от России. Все они неоднократные призёры Всероссийской олимпиады школьников, некоторые трижды и даже четырежды.

– Вы сказали про несколько отсевов. Почему некоторые школьники не проходят дальше – только ли из-за уровня знаний или также по каким-то психологическим моментам?

– Отсев всегда происходит исключительно по результатам. Конечно, бывают ребятам со сложностями в воспитании и поведении, но мы стараемся быть максимально дружелюбными ко всем. У нас по психологической устойчивости никакого отсева нет, он происходит самостоятельно. Каждые два месяца ты должен приходить и показывать результаты. Если ты психологически неустойчив и этого не делаешь, система сама тебя отсеет. Мы всячески стремимся поддерживать ребят, помочь им настроиться на хороший лад, чтобы их результаты росли. Повторюсь, отсев происходит исключительно по набранным баллам.

«Работоспособность – это тоже талант, который можно развивать»

– Помимо знаний, врожденных талантов и работоспособности какие ещё качества требуются победителю международных олимпиад?

– Здесь всегда встает вопрос о балансе таланта и того, что ты сделал. Можно разные оценки приводить – от четверти до трёх четвертей того и другого. У некоторых ярко выраженный талант к математике, решению задач. Но есть и ребята другого склада, которые, может быть, не так ярко одарены, но у них есть талант к труду. Я часто говорю, что работоспособность – это тоже талант, который можно развивать. Что ещё требуется? Любовь к математике, прежде всего. Если не любишь то, что делаешь, то и будет получаться плохо, и никаких побед не будет. Успехов добиваются те, кто, с одной стороны, хочет решать задачи и показать своё «я», а с другой стороны, умеет слушать советы учителей, тренеров. Наверное, такая же формула действует и в жизни.

«Профессор математики тоже не факт, что станет медалистом олимпиады»

– Насколько высок уровень задач на международных школьных олимпиадах? Скажем, рядовой школьный учитель математики с ними справится?

– Школьный отличник не решит эти задачи, как и стандартный школьный учитель, который хорошо знает свой предмет. Профессор математики тоже не факт, что станет медалистом олимпиады. Эти задачи очень сложные, очень творческие, с десятью звёздочками в основном. Последние задачи, которые на олимпиаде выдаются, часто таковы, что их в мире могут решить человек десять. Конечно, это нельзя назвать большим математическим исследованием, в которое нужно вникать годами. Здесь всё гораздо компактнее, но это настоящая математика с сильной спортивной составляющей. Школьникам предлагают три задачи, то есть за четыре с половиной часа нужно провести три математических исследования. Нужен талант, много математического образования и немножко везения.

– Как часто российские школьники побеждают на международных соревнованиях?

– Наши школьники всегда были среди победителей и медалистов. Такой истории, чтобы Россия оставалась без медалей, не было. В последние восемь лет мы смогли добиться того, что у нас стало значительно больше золотых и серебряных медалей, и общекомандное место стало гораздо выше. До этого было несколько неудачных лет, когда мы не входили в пятёрку.

– А какие страны вы бы назвали главными конкурентами России на этом направлении?

– Основные страны-конкуренты – это Китай, Корея, США. Остальные часто меняются, и нельзя сказать, что какие-то страны являются регулярными конкурентами.

Дома и стены помогают

– Расскажите о 66-й Международной математической олимпиаде– она проходила в июле этого года австралийском Саншайн-Косте. Как это было?

– Ребята участвовали дистанционно, с 2020 года международные олимпиады проходят для нас дистанционно. Эта история перетекла из ковида в политику. Участвуем то из Санкт-Петербурга, то из Владивостока, в зависимости от часового пояса страны, принимающей олимпиаду. Со следующего года обещают, что мы сможем вернуться очно – с флагом, гербом и со всеми другими правами. Олимпиада будет проходить в Китае.

Про олимпиаду в Австралии: задания были такие же, как и у других. По времени мы писали минута в минуту, что и там. Стояли три камеры, у нас был международный наблюдатель. Эта схема была отработана ещё в ковидные времена. В нашей ситуации необязательно чувствовать плечо соперника на соседней дорожке, каждый пробежал по своей.

Ребята из российской сборной со своими наставниками. Фото предоставлено Кириллом Суховым

– Психологически дистанционное участие для ребят проще или сложнее?

– С одной стороны, дома и стены помогают. А с другой, всё же чуть другие переживания из-за того, что ты не видишь соперников. Сложно понять, в плюс это идёт или в минус. Конечно, нам хотелось бы поехать в другую страну, посмотреть на других людей и посмотреть в глаза соперникам. В следующем году и посмотрим.   

Нормальные подростки. Но чуть другие

– Принято думать, что победители международных олимпиад школьников, как говорят в народе, «из ума сложены». То есть гении, которые учатся целыми сутками. Они, действительно, круглые отличники?

– По поводу круглых отличников… Это зависит от того, где человек учится, потому что школы бывают разные. Возьмём меня, потому что свой пример всегда ближе. У меня по русскому языку была тройка и по английскому языку тоже. Да и по другим предметам, далёким от математики, тоже были тройки. В моей школе было не принято давать поблажки за успехи учеников. Я был призёром Всероссийской олимпиады школьников, членом сборной, но пятёрки мне за это не ставили.

У других это бывает по-другому. Школьники, с которыми мы работаем, как спортсмены, посещают школу далеко не всегда. У них постоянно сборы и соревнования. Одним удаётся учиться неплохо, у других оценки, мягко говоря, не очень. Думаю, что наши ребята могли бы быть круглыми отличниками, но при этом они бы, наверное, не были хорошими математиками.

– И всё-таки, ваши подопечные сильно отличаются от обычных подростков?    

– Конечно, есть абсолютные фанаты математики, которым не интересно всё остальное. Мы со своей стороны стараемся привить им любовь к жизни. Некоторые увлекаются шахматами, что объяснимо, многие любят музыку, играют в футбол и волейбол – отличный вид спорта для тех, кто в принципе не любит спорт. Почти у всех есть второй интерес, какое-то хобби. В общем, нормальные подростки.

– Школьники-олимпиадники на несколько лет выпадают из обычной жизни своих сверстников. Какие-то проблемы в связи с этим у них возникают?

– Если говорить о социализации, то у нас достаточно большая компания, и у всех есть друзья. И в школе, и на сборах. У ребят абсолютно нормальная жизнь, они общаются со сверстниками. Наши, вероятно, меньше сидят в телефоне, не тратят время на социальные сети, не гуляют по дворам. У них просто нет на это времени. Хорошо это или плохо, я не знаю.  

Шоколад и орехи

– Во время усиленных сборов перед олимпиадами какой распорядок дня у членов сборной?

– Олимпиада продолжается четыре с половиной часа. Поэтому наши занятия продолжаются около четырёх часов. Наше стандартное расписание – два занятия по четыре часа в день с перерывом на обед. И такой режим не только перед соревнованиями, но и на всех сборах. Иногда есть выходные. Например, мы отдыхаем несколько дней до олимпиады, чтобы придти на тур, желая решать задачи.

– Питание у ребят какое- то особое?

– Принято считать, что шоколад помогает в олимпиадных успехах. Насколько мне известно, каких-то биолого-химических обоснований этому нет. Но у нас тоже принято во время тура есть шоколад, будем считать, что в рамках подтверждённого суеверия. Кто-то ест орехи, кто-то пьёт много воды. До спецпитания мы, к счастью, не дошли.  

– Справедливо ли по победам российских школьников на международных олимпиадах судить об уровне развития образования в стране?

– Это очень сложный вопрос. Конечно, наш успех является следствием того, как устроено российское образование. Если бы у нас не преподавали математику и не была бы развита система математических кружков, у нас бы не было предмета этого разговора. Наши победы – это в том числе заслуга людей, которые в разных городах и регионах России находят детей, учат их базовой олимпиадной математике, холят и лелеют с 5-го класса.

Но говорить о том, что победы российских школьников – это показатель всей российской математической школы, я бы не стал. Мы же, говоря о победах российских спортсменов, не утверждаем, что у нас отличная физкультура в каждой школе. О чём же говорят победы на олимпиадах? О том, что наша система позволяет находить достаточное количество одарённых детей, которые показывают хорошие результаты. Моя мечта – чтобы каждый школьник попробовал себя в решении олимпиадных задач. Чтобы понять: математика – это его или нет., так же, как и в искусстве, спорте, науке… Выбор должен быть осознанным. В Санкт-Петербурге мы сейчас работаем над проектом районных математических центров, чтобы в каждом районе был математический кружок, и каждый ребёнок мог прийти и попробовать себя.

Читайте также: Воспитание Пушкиным

 

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

Ученики старших классов Лицея имени М. В. Ломоносова (г. Хвасонг), совершили вдохновляющую и необычную поездку в город Чхонан, где расположен частный музей Анны Ахматовой — уникальное культурное пространство, созданное профессором-физиком Хван Ун Хаком.
Чехова играют почти во всех аргентинских театрах, а продажи романов Достоевского в местных книжных магазинах опережают местную и зарубежную классику. Об этом «Русскому миру» рассказал известный переводчик и исследователь русской литературы, президент Аргентинского общества Достоевского Алехандро Ариэль Гонсалес.
Продолжая тему «естественного билингвизма», мы поговорили с двумя преподавателями русского языка как родного в Швеции, Надеждой Абрамовой и Сабиной Маммедовой. Обе выросли в многоязычных странах, в Армении и Азербайджане соответственно, а теперь используют этот бесценный опыт в своей педагогической практике.
Профессор Джон Стюарт Дюррант, почётный консул России в Сент-Джонсе (Канада), должен был участвовать в недавней XVII Ассамблее Русского мира, но по состоянию здоровья не смог этого сделать. В своём выступлении на Ассамблее он хотел рассказать историю семьи простой русской женщины, оказавшейся волею судьбы в Канаде, но не забывшей свою родину.
В предложении сочетания «позднее(,) чем» и «позже(,) чем» чаще всего являются частью сопоставительного или сравнительного оборота. Чтобы не ошибиться с пунктуацией при использовании этих конструкций, важно обращать внимание на наличие или отсутствие частицы не перед ними.
В крупнейшей частной школе Габона учатся 8300 учеников. А воспитывает их, опираясь на принципы российской системы образования, выпускник физфака МГУ Жан-Реми Жюль Мбеле. В интервью «Русскому миру» он рассказывает о том, как «русская строгость» помогает ему быть лидером в Африке.
Представители Русского мира из 105 стран, собравшиеся на XVII Ассамблее Русского мира, в очередной раз порадовались встрече друг с другом, а также возможности поговорить об успехах и достижениях Великой русской культуры, всего Русского мира.