SPA FRA ENG ARA
EN

«Острого ума недостаточно». Почему российские школьники забирают золото на международных олимпиадах по химии?

Сергей Виноградов18.09.2025

Фото предоставлено Александром Беловым

Россия входит в число стран-лидеров международных школьных олимпиад по химии. В мае 2025 г. все десять школьников российской сборной завоевали золотые медали на 59-й Международной Менделеевской олимпиаде (ММО) в Бразилии. И на июльской 57-й Международной химической олимпиаде (IChO 2025) в Дубае все четверо россиян также взяли золото. Результат выдающийся.

Александр Белов, главный тренер сборной Москвы и руководитель сборной России на олимпиаде, рассказал «Русскому миру» о том, как готовят чемпионов; что помогает России оставаться одной из передовых держав в области обучения химии и как на олимпиадное движение влияет политика. А также о ценности поддержки и доброго совета от учителя для подростка, защищающего честь страны.

Удалёнка невозможна

Александр, как проходят школьные олимпиады по химии, в частности, их практическая часть?

– Олимпиада – это спорт, соревнование по решению задач в ограниченное время. Туры делятся на два типа: теоретический и практический. В теоретическом туре школьники решают задачи на бумаге, с калькулятором и авторучкой. В практическом туре необходимо выполнять различные операции. Например, нужно определить, где какие вещества находятся – так называемый качественный анализ. Количественный анализ – это узнать, сколько данного вещества находится в образце. И наконец, ещё один тип заданий – разнообразные синтезы. Нужно получить новое вещество из тех реактивов, которые выдали, и как-то дополнительно охарактеризовать их. Результаты предоставляются жюри.

Фото предоставлено Александром Беловым

– Реактивы по интернету не передашь, как олимпиадные задания в других дисциплинах. Это значит, что дистанционно участие в олимпиадах по химии невозможно?

– Удалённо участвовать нельзя, необходима лаборатория. Кроме того, очень важно, чтобы все участники находились в одинаковых условиях. Обычно они выполняют задания в одном помещении или подобных помещениях в одном вузе, например. Всем выдаётся один и тот же набор реактивов и посуды, и за этим очень внимательно следят, поскольку чистота посуды или количество и чистота реактивов влияют на результат. По этим причинам дистанционное участие не предусмотрено. Единственное, когда это было, это во времена ковида (с 2020 по 2022 годы), когда практический тур на международных олимпиадах просто отменили.

– Российские школьники допускаются до очного участия в олимпиадах по химии? Наших олимпиадников-математиков, к примеру, до сих пор держат на удалёнке – по политическим причинам. 

– Пандемия закончилась, и мы начали ездить. В 2023 году это была Швейцария, в 2024 году – Саудовская Аравия, и Объединённые Арабские Эмираты в этом году. Российские школьники везде присутствовали. По поводу политических отстранений… В каждой дисциплине это решается по-разному. На олимпиаде по химии решение принимает международное жюри, которое состоит из представителей разных стран. Допуск или недопуск определяется голосованием, каждая страна имеет один голос. Ежегодно проводятся голосования, которые определяют, что делать с командами России и Белоруссии. В результате наших школьников допускают в качестве индивидуальных участников. Так происходит последние три года.

Фото предоставлено Александром Беловым

– На таких выездных соревнованиях существует общение с коллегами из других стран? И у ребят, и у педагогов…

– Безусловно, общение есть. Надо сказать, что жизнь на международных олимпиадах устроена так: после церемонии открытия школьников и взрослые сопровождающие разделяются. Они живут отдельно, и общаться между собой не могут. Школьники не могут пользоваться гаджетами, чтобы исключить общение. В рамках олимпиады ребята постоянно участвуют в экскурсиях и культурных мероприятиях и постоянно между собой общаются. То же самое и у взрослых – они участвуют в обсуждениях заданий, экскурсиях, обмениваются опытом. Это особое сообщество, которое тесно общается друг с другом.

– К россиянам как-то по особенному относятся?

– Общение протекает нормально, без эксцессов или какого-то игнора. Некоторое напряжение,  конечно, чувствуется, но оно не выходит за рамки.

Фото предоставлено Александром Беловым

Россия среди лидеров, но есть конкуренты

– Россия на школьных олимпиадах по направлению «химия» находится в числе мировых лидеров?

– Да, Россия относится к числу лучших команд, но у нас есть очень серьёзные конкуренты. В первую очередь, это Китай, который в неофициальном командном зачёте обычно занимает первое место. У России результаты чуть скромнее, но всё равно мы находимся в топе стран. Помимо Китая, наши основные конкуренты – это страны Восточной и Юго-Восточной Азии, такие как Сингапур, Южная Корея, Индия. В последние годы высокие результаты показывает команда США. Кроме того, довольно хорошо выступают команды из стран бывшего советского блока в Восточной Европе, потому что традиция предметных олимпиад зародилась среди стран Варшавского договора в 1960-е годы. Первая олимпиада по химии состоялась в Чехословакии. 

Фото предоставлено Александром Беловым

– Если анализировать, почему одна страна более успешна, а другая менее успешна, какие бы факторы вы назвали в первую очередь? Здесь важнее программы подготовки, принятые в странах, качественно выстроенная система отбора или общий уровень преподавания той же химии?

– Я бы сказал, что в первую очередь важно то, как устроена система олимпиад и олимпиадной подготовки в стране, и как она встроена в общую систему образования. Например, в некоторых странах олимпиады воспринимаются как нечто экзотическое, особо никому не нужное. Соответственно, и результаты там невысокие. В других странах, включая Россию, олимпиадам уделяется большое внимание.

Более того, в ряде государств олимпиады отданы на откуп системе школьного образования, и даже подготовка к международным олимпиадам тоже проходит в рамках системы школьного образования. В других странах она поделена в какой-то пропорции между школьной и университетской системами образования. И здесь, конечно, возникает больше возможностей, потому что можно привлечь к подготовке вузы и университетских преподавателей высокой квалификации.    

– Если рассматривать последние 10 лет, результаты России на школьных химических олимпиадах остаются на одном уровне?

– В целом Россия выступает достаточно ровно со средним результатом 2,5 золотых медали и 1,5 серебряных. Бронзы у нас очень давно не было, что хорошо. Тенденция в последние годы идёт к небольшому улучшению – становится больше золотых, меньше серебряных наград. Отчасти это связано с тем, что в какой-то мере улучшается система подготовки к олимпиадам. А также с тем, что расширяется круг участников международных олимпиад, а следовательно, растёт общее количество медалей.

Интеллект + хороший учитель = победа

– Есть ли в химии свои особенности в процедуре отбора российских школьников на международные олимпиады?

– Думаю, схема у всех одна и та же. Сначала учащийся должен пройти всю лестницу Всероссийской олимпиады школьников по своему предмету. И по результатам финального этапа, на который съезжаются школьники со всей страны, несколько лучших участников отбираются на дополнительные сборы. Это 15-20 человек. На этих сборах проводится отборочная олимпиада – практический тур и теоретический тур. По её результатам отбирается четвёрка, которая будет представлять нашу страну на международном уровне.

А. Белов. Фото предоставлено Александром Беловым

– Вы работаете с этими ребятами, хорошо их знаете. Как полагаете, для чемпионства нужен врождённый талант или достаточно, если есть тяга к знаниям и повезло с учителем химии?

- Думаю, это комбинация факторов. Во-первых, на олимпиадах очень важна умственная выносливость и интеллект. Это интенсивное соревнование с высокой конкуренцией. В какой-то степени это наследуется генетически, и от этого никуда не деться. Но острого ума и выносливости недостаточно, нужно заинтересоваться предметом – без этого ничего не получится. Плюс нужно приложить очень много усилий, чтобы этот предмет изучить. Причём не на школьном уровне, а на университетском и даже выше, поскольку программы высокоуровневых олимпиад построены на базе университетской программы. И конечно, немаловажно, чтобы был учитель, который руководит подготовкой, направляет её и просто помогает по жизни. Подростковый возраст – это этап взросления, который у всех протекает тяжело, и здесь очень важна эмоциональная поддержка, советы не только в плане обучения, но и личного свойства.

Фото предоставлено Александром Беловым

– Чемпионами, как правило, становятся ученики прославленных школ и лицеев из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов-миллионников. Часто ли ребята из сёл и маленьких городов достигают такого уровня?

– Бывает очень по-разному. Хорошие школы с качественной материальной базой и сильными традициями обычно хорошо представлены на международных олимпиадах. Но и из маленьких городов тоже бывают участники. Случается, что там появляются самородки, которые сами себя подготавливают до определённого уровня, и талантливые учителя, которые уделяют много времени и внимания подготовке учеников. Но тут надо отметить, что школьники, которые начинают добиваться высоких результатов, например, на Всероссийской олимпиаде школьников, нередко переходят в школы с лучшими показателями, где для них больше возможностей.

– Победители международных школьных олимпиад – это достояние страны, её интеллектуальный запас и потенциал. Как реализуются их знания и ум после участия в олимпиадном движении?

– После окончания школы они поступают в вузы. Как правило, в самые лучшие в стране. В некоторых регионах таким детям дают персональную стипендию, чтобы они могли посвящать себя учёбе. Также им часто предоставляют дополнительные возможности для дальнейшего развития и применения своих талантов. Включают в научную и образовательную работу. Те, кто этого хочет, включаются в подготовку следующих поколений олимпиадников. Вне всякого сомнения, для них открыты все дороги. Главное, чтобы не останавливались на достигнутом и продолжали развиваться уже не на школьном, а на взрослом уровне.  

Читайте также: «Эти задачи в мире могут решить человек десять». Как готовят победителей школьных олимпиад
Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

Ученики старших классов Лицея имени М. В. Ломоносова (г. Хвасонг), совершили вдохновляющую и необычную поездку в город Чхонан, где расположен частный музей Анны Ахматовой — уникальное культурное пространство, созданное профессором-физиком Хван Ун Хаком.
Чехова играют почти во всех аргентинских театрах, а продажи романов Достоевского в местных книжных магазинах опережают местную и зарубежную классику. Об этом «Русскому миру» рассказал известный переводчик и исследователь русской литературы, президент Аргентинского общества Достоевского Алехандро Ариэль Гонсалес.
Продолжая тему «естественного билингвизма», мы поговорили с двумя преподавателями русского языка как родного в Швеции, Надеждой Абрамовой и Сабиной Маммедовой. Обе выросли в многоязычных странах, в Армении и Азербайджане соответственно, а теперь используют этот бесценный опыт в своей педагогической практике.
Профессор Джон Стюарт Дюррант, почётный консул России в Сент-Джонсе (Канада), должен был участвовать в недавней XVII Ассамблее Русского мира, но по состоянию здоровья не смог этого сделать. В своём выступлении на Ассамблее он хотел рассказать историю семьи простой русской женщины, оказавшейся волею судьбы в Канаде, но не забывшей свою родину.
В предложении сочетания «позднее(,) чем» и «позже(,) чем» чаще всего являются частью сопоставительного или сравнительного оборота. Чтобы не ошибиться с пунктуацией при использовании этих конструкций, важно обращать внимание на наличие или отсутствие частицы не перед ними.
В крупнейшей частной школе Габона учатся 8300 учеников. А воспитывает их, опираясь на принципы российской системы образования, выпускник физфака МГУ Жан-Реми Жюль Мбеле. В интервью «Русскому миру» он рассказывает о том, как «русская строгость» помогает ему быть лидером в Африке.
Представители Русского мира из 105 стран, собравшиеся на XVII Ассамблее Русского мира, в очередной раз порадовались встрече друг с другом, а также возможности поговорить об успехах и достижениях Великой русской культуры, всего Русского мира.