«Язык воспринимается как инструмент для достижения конкретных целей развития»
Институт Пушкина22.09.2025

Генеральный директор Центра знаний «Машук», заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков отметил, что сейчас педагоги, преподаватели и наставники утратили монополию на знание.
«Сегодня система образования стремительно меняется вследствие цифровизации учебных процессов, появления современных онлайн-платформ, репетиторской практики. Чтобы подготовить педагогов не только из России, но и других стран к ответам на вызовы современности, совместно с партнё рами мы проводим специальные образовательные мероприятия для учителей русского языка как иностранного. Одна из последних таких программ прошла в июне этого года, объединив свыше ста педагогов из более чем 20 стран. Зарубежные гости получили возможность пообщаться с носителями языка, обменяться опытом, познакомиться с нашими лучшими образовательными практиками, богатой русской культурой, историей. Уверен, подобные программы выступают для иностранных коллег проводником в нашу многонациональную культуру и дают понимание русского культурного кода», – подчеркнул Антон Сериков.
Председатель Общества германо-российских встреч города Эссена Лаххайн Барбара рассказала о развитии русистики в Европе в течение последних трех десятилетий, влиянии искусственного интеллекта на процессы межкультурной коммуникации и потенциале русского языка на международной арене.
Начальник управления международного сотрудничества Института Пушкина Даниил Син поделился опытом Института Пушкина и рассказал о русском языке как факторе образовательной дипломатии и международной интеграции. Он отметил, что по данным исследования Института Пушкина «Индекс русского языка в мире», мотивация иностранцев к изучению русского языка меняется.
«Если раньше доминировал академический и классический культурный интерес, то сейчас на первый план часто выходит прагматика: бизнес, карьера в международных компаниях, IT-сфера, туризм. Язык воспринимается как инструмент для достижения конкретных целей развития», — сказал Даниил Син.
Он также выразил благодарность коллегам из Центра знаний «Машук» за возможность сотрудничества при отборе волонтёров для участия в программе «Послы русского языка в мире».
«Современное образование должно предлагать не просто знание в вакууме, но и практику. Фундаментальное и практическое знание нельзя противопоставлять, это как два крыла у птицы. Мы должны выстраивать ясную и гибкую траекторию каждого студента. Кроме того, сегодня есть запрос на широкую эрудицию. Разбираться в культуре, поэзии, литературе, истории, философии для руководителя сегодняшнего дня необходимо», — резюмировал эксперт.
В ходе кейс-сессии участники Слёта разделились на несколько команд, чтобы разработать совместные проекты по продвижению русского языка за рубежом. Молодые люди предложили учредить День международных дружеских связей с целью долгосрочного сотрудничества, создать образовательную онлайн-игру для изучения русского языка, тиражировать ряд российских волонтёрских практик, а также запустить сезонный проект «Каникулы по-русски», который позволит всем желающим познакомиться с культурой, традициями и обычаями России.