SPA FRA ENG ARA
EN

«Писать картины, как пишутся песни». Искусство Константина Юона

Анна Генова24.10.2025

Константин Фёдорович Юон

Его холсты покупают за десятки миллионов рублей, а вот имя сегодня немного забылось, и только старый альбом в домашней библиотеке напоминает, что такой художник был. Творчество Константина Юон стоит открыть заново – и не только потому, что в этом году празднуется его 150-летний юбилей, но и потому, что его работы отражают дух до- и постреволюционной России.

Константин Фёдорович Юон всю жизнь провёл в родной Москве. Художник, в отличие от большинства своих коллег, обладал уравновешенным характером, и жизнь его прошла, можно сказать, без сучка без задоринки. Он родился в Российской империи, пережил революцию, остался и прекрасно творил в Советской России. И всегда был окружён уважением и восхищением близких, коллег и учеников. Ему не надо было искать сюжеты – он просто отражал действительность в своей лёгкой лирической манере, которая очаровывает глаз яркими и нежными красками, успокаивает гармоничной композицией и напоминает о том, что даже в самые турбулентные времена художник может свободно творить.

Ранние годы и становление

Константин Юон родился 24 октября 1875 года недалеко от Садового кольца в многодетной семье. Его отец, выходец из Швейцарии Теодор Юон, руководил страховой компанией; мать увлекалась музыкой. Один из его братьев – будущий композитор Павел Фёдорович Юон.

С детства мальчик любил рисовать и наблюдать за жизнью вокруг. Его пристрастие к визуальным искусствам поддержал отец, и в 1892 году сын поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества – сначала на архитектурное отделение, но вскоре перешёл на живописное. Его учителями были К. А. Савицкий и К. А. Коровин; некоторые лекции читали профессора Московского университета. По окончании училища начинающий художник ещё два года работал в мастерской Валентина Серова.

Летом 1900 года Юон находился на пленэре в подмосковной деревне Лигачёво. Там он увидел статную крестьянку Клавдию с коромыслом и длинной косой – это была любовь с первого взгляда. Скороспелый брак с неравной по положению женщиной был воспринят в штыки, и отец на время прекратил общение с сыном. Клавдия оказалась неглупой девушкой и беззаветно любящей женой, и постепенно отношения отца и сына смягчились. К тому же брак и вправду оказался идеальным: пара прожила душа в душу всю жизнь. Интересно, что не только жена стала его музой, но и место – с 1908 последующие полвека он работал преимущественно там, в Лигачёве, ставшим для него постоянным домом и неиссякаемым источником вдохновения.

К. Ф. Юон. Мельница. Октябрь. Лигачёво, 1913

С конца 1890-х годов художник отправился в творческую командировку по Европе – путешествовал по Австрии, Италии, Германии и Швейцарии. С 1896 года и до конца 1900-х он неоднократно посещал Париж, где занимался в частных студиях и создавал гравюры по мотивам природных пейзажей и городских видов Камиля Писсарро и других импрессионистов.

Если по Гёте, то первую фазу – простое подражание природе или мастеру – он уже к тому времени прошёл. В 25-30 лет Юон разрабатывал свою манеру письма, а после 30 – собственного художественного стиля. В тот же период он оформил декорации к опере «Борис Годунов» для «Русских сезонов» Дягилева. Эскизами сразу же заинтересовался Фёдор Шаляпин: «Купил я у художника Константина Федоровича Юона семь эскизов к декорациям “Бориса Годунова”, которые написаны нынче для Парижа, и каждый день любуюсь не налюбуюсь на них – превосходные вещи… Заплатил ему полторы тысячи рублей, а удовольствия имею на полтораста. Экая прелесть, ей-богу, – талантливый парень, черт его заласкай!”

К. Ф. Юон. Весенний солнечный день, 1910

В тот же период Константин Фёдорович начал преподавать. Сначала были частные студенты, но вскоре вместе с художником Иваном Дудиным они открыли собственную художественную школу «Классы рисования и живописи». В школе отучились более трёх тысяч студентов. Среди воспитанников – знаменитые художники Владимир Фаворский и Роберт Фальк, архитекторы Вера Мухина и Николай Колли.

Хотя Юон и состоял в знаменитом сообществе «Мир искусства», его ранние картины вряд ли принадлежат к модерну. До революции сердце Юона принадлежало пейзажной импрессионистической живописи – так появились картины «Мартовское солнце», «Вид Троицкой лавры», «Волшебница-зима» и поразительный «Голубой куст».

К. Ф. Юон. Голубой куст, 1908

 «Новая планета»

Ничего нет удивительного в том, что жизнь Константина Юона разделилась на две эпохи: до Октябрьского переворота и после него, в СССР. Художник остался в России и не только наблюдал новую реальность, но и описывал её, создав серию акварелей о революционных событиях в Москве, в том числе «Перед вступлением в Кремль у Никольских ворот».

В 1921 году появилась его картина «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры», вошедшая в золотой фонд русского пейзажа. В картине показаны купола с высоты птичьего полёта – там соединяются земля и небо, духовность и величие православной традиции. Юон называл древнерусскую архитектуру «первой и главной любовью» своего искусства, соединяя строгие формы с живым движением, оставаясь верным форме и перспективе, несмотря на близость к импрессионизму. В цвете он стремился к чистоте и сиянию, вдохновляясь юношеским наблюдением за реставрацией икон, из-под копоти которых проступало их истинное богатство красок.

К. Ф. Юон. Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, 1921 

В том же году появилось полотно, противоречащее всем канонам, которых до этого придерживался мастер.

Ведь начало 1920-х не только время НЭПа, но и время смелых мечтаний и грандиозных замыслов. Страна лишь начинала восстанавливаться и налаживать хозяйственную жизнь, а Циолковский уже говорил о строительстве межпланетных кораблей в молодой России. На этом фоне модернистская картина Юона «Новая планета» (1921) звучит как отклик на устремления основоположника космонавтики, отражая мощные социально-политические потрясения эпохи и одновременно ощущение нового времени.

Это, пожалуй, самое неожиданное и одно из наиболее экспрессивных произведений художника, выполненное в духе плакатного искусства. На полотне восходит красная планета – символ рождения нового государства, а может быть угрозы красного террора. По краю земли мечутся крошечные человеческие фигурки, похожие на мелких насекомых, они охвачены ужасом и отчаянием. Энергия картины усиливается острыми лучами тревожного жёлтого цвета и непривычно контрастной палитрой – тёмно-синей, жёлтой, красной и чёрной, передающей драматизм эпохи и внутреннее напряжение самого художника.

К. Ф. Юон. Новая планета, 1921

К середине 1920-х годов ведущими в творчестве Юона становятся картины на современные темы: «Парад Красной Армии» (1923), «Вузовцы» (1929) и другие. В 1930-х он снова возвращается к преподаванию – на этот раз в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, а позднее в Ленинградской Академии художеств и в МГАХИ имени В. И. Сурикова в Москве.

К. Ф. Юон. Портрет Клавдии Алексеевны Юон, 1924

Как соцреализм победил импрессионизм

Юон всё чаще обращался к современным сюжетам, и соответственно меняется его стиль. Он всё чаще пишет новый город – индустриальную Москву.

С началом Великой Отечественной войны связан интересный эпизод: Юон пишет картину «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года». Картина написана по следам событий, когда враг уже приближался к столице, и датируется 1942 годом. Многие участники прямо с парада отправились на фронт защищать Родину. Чёткая геометрия линий подчёркивает решимость народа, а светло-серые тучи, сочетающиеся с жёлтыми стенами Исторического музея и красными стенами Кремля, создают яркий, напряжённый фон для ровных рядов едва различимых фигур солдат на плацу.

В 1949 году, однако, Юон создает еще один вариант той же картины, но совершенно другой по духу. Та же самая площадь с военными, та же сама «квадратированная» структура композиции. Однако в центре – не мавзолей с жёлтой стеной музея, собор Василия Блаженного, и погода ещё более мрачная. Солдаты занимают меньше пространства на холсте. Фактически это поминальная по тем, кто ушёл в тот день на фронт.

К. Ф. Юон. Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года, 1949

В том же году Юон пишет «Утро индустриальной Москвы», где зимний пейзаж и заводские трубы соединяются в едином дыхании – в центре композиции уже вовсе не церковь, а завод, правда гамма такая же нежная, с легкой серой поволокой. В ранних пейзажах был чистый прозрачный воздух, как на картине «Ростовский кремль», где закатное небо окрашено в пастельные тона, а сам кремль и вовсе розовый. А вот в поздних работах, возможно, из-за обилия мануфактур и заводов серый становится одним из важных составляющих гаммы.

К. Ф. Юон. Утро индустриальной Москвы, 1949

Помимо творчества, Константин Фёдорович активно занимался общественной деятельностью: с 1948 по 1950 год он возглавлял Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств, а в 1957 году был избран первым секретарём Союза художников СССР. Его жизнь оборвалась в 1958 году.

Константин Юон сумел воплотить в живописи глубинное чувство Родины – её храмы, снег, дороги и человека как часть этого мира. Его картины всегда современны, потому что наполнены светом, чистым воздухом и внутренней радостью. «Мне хотелось писать картины, как пишутся песни о жизни, об истории русского народа, о природе, о древних русских городах», – говорил художник, и это ему удалось.

Читайте также: Евгений Лансере: от «Мира искусства» до Сталинской премии


Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

В предложении сочетания «позднее(,) чем» и «позже(,) чем» чаще всего являются частью сопоставительного или сравнительного оборота. Чтобы не ошибиться с пунктуацией при использовании этих конструкций, важно обращать внимание на наличие или отсутствие частицы не перед ними.
В крупнейшей частной школе Габона учатся 8300 учеников. А воспитывает их, опираясь на принципы российской системы образования, выпускник физфака МГУ Жан-Реми Жюль Мбеле. В интервью «Русскому миру» он рассказывает о том, как «русская строгость» помогает ему быть лидером в Африке.
Представители Русского мира из 105 стран, собравшиеся на XVII Ассамблее Русского мира, в очередной раз порадовались встрече друг с другом, а также возможности поговорить об успехах и достижениях Великой русской культуры, всего Русского мира.
Самый непонятый гений XX века, который, несмотря на свой закодированный поэтический язык, прославился во всём мире. Его творчество кажется собранием полуслов, полуцитат, переплетением древнего и далёкого будущего. Эксперимент Хлебникова длился всю его трудную жизнь, но его произведения точно остались в вечности.
На живописных островах Кабо-Верде теперь звучит и русская речь. Всего несколько месяцев назад в местном Университете Сантьяго стартовала первая в истории страны программа изучения русского языка. Об этом образовательном проекте, который объединяет две страны, рассказывает  куратор программы профессор Луис Родригес.
Уроженец Дели Ришабх Сетхи уверен, что знакомство индийского и русского народов, заложенное визитом тверского купца Афанасия Никитина ещё в XV веке, со временем будет только расти и развиваться. Второй родиной он теперь считает Тверь, в которой живёт и учится уже четвёртый год.
Предлагаем узнать этимологию таких наименований оконных убранств, как «гардины», «портьеры» «жалюзи» и др. Каждое название отражает интересные культурные и лингвистические связи.
Оксана Киян, председатель Ассоциации русистов Перу, второй раз участвовала в Ассамблее Русского мира. Она рассказала о преподавании русского языка в Перу, недавно созданной Ассоциации, а также о том, почему перуанцы хотят изучать русский и что их привлекает в России.