SPA FRA ENG ARA
EN

«Будапештские встречи-2025»: мост между теорией и практикой в обучении русскому языку

Инна Шестопалова27.10.2025

Будапештские встречи 2025.jpg

В столице Венгрии 24-25 октября царила особая, творческая атмосфера. Российский культурный центр в Будапеште вновь стал гостеприимной площадкой для международного научно-практического семинара «Будапештские встречи», который уже стал доброй традицией для преподавателей-русистов со всей Европы и не только. Это событие ежегодно подтверждает свой статус одной из самых ожидаемых профессиональных площадок для обмена опытом, знаниями и энергией.

Семинар торжественно открыл директор Российского культурного центра в Будапеште В. В. Платонов. В своём приветственном слове он подчеркнул значимость миссии собравшихся специалистов и пожелал участникам плодотворной работы, интересных дискуссий и новых открытий.

Масштаб мероприятия подчёркивал состав его участников — в Будапешт съехались преподаватели из 18 стран мира. География спикеров и гостей, от Испании до ОАЭ, демонстрировала растущий интерес к русскому языку и необходимость поиска современных, эффективных подходов к его преподаванию.

Программа первого дня была насыщена глубокими и актуальными докладами. Участники погрузились в обсуждение фундаментальных вопросов: как нейрофизиологическое и психическое развитие современных детей влияет на процесс обучения? Почему так важно уже в школьном возрасте закладывать основы переводческой деятельности? Отдельный блок был посвящён практике тестирования в зарубежных школах, вызывающей всегда много вопросов. Живой отклик нашла панорама преподавания русского языка в разных странах Европы, позволившая сравнить опыт и успехи коллег. Не остались без внимания и практические инструменты — участникам были представлены новейшие учебные пособия, созданные с применением передовых методик.

Второй день семинара показал, что изучение языка — это не только грамматика и лексика, но и творчество, эмоции и инновации. В рамках круглого стола с большим успехом прошёл мастер-класс по методике Ольги Соболевой — «Двуполушарный подход к изучению языка». Эта методика, активизирующая и логическое, и образное мышление, стала для многих настоящим откровением.

Ярким и запоминающимся событием стал детский спектакль, блестяще исполненный детской театральной труппой из Германии, на площадке школы «Алфавит». Он наглядно показал, как искусство может служить мощным мотиватором для юных билингвов.

Не менее интересным был доклад о применении искусственного интеллекта в помощь учителю, открывший новые горизонты для подготовки занятий и персонализации обучения. Тема работы с молодёжью также заняла своё важное место в программе дня.

Завершилась интенсивная программа второго дня речевым тренингом, который провела заслуженный учитель России А. А. Дунаевская.

Финальным аккордом семинара стал двойной праздник для души. Участники насладились концертом фольклорного ансамбля «Сударушки», чьи песни погрузили всех в богатый мир русской традиционной культуры. А вечер завершился изысканным концертом мелодекламации в исполнении Е. Дудина — композитора, дирижёра и инструменталиста.

«Будапештские встречи-2025» вновь показали, что профессиональное сообщество русистов за рубежом — это не просто разрозненные специалисты, а большая, дружная и динамичная семья. Семинар стал мостом между теорией и практикой, между традицией и инновацией, между разными странами и культурами. Он не только дал участникам конкретные методические инструменты и свежие идеи, но и зарядил их оптимизмом, вдохновением и уверенностью в том, что их благородный труд — это важный вклад в будущее, в диалог культур и в сохранение богатства русского языка для новых поколений по всему миру.

Организаторы мероприятия: Культурно-образовательный фонд «Алфавит» (Будапешт, Венгрия) и Российско-шведское общество «Наша культура» (Стокгольм, Швеция).

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

В предложении сочетания «позднее(,) чем» и «позже(,) чем» чаще всего являются частью сопоставительного или сравнительного оборота. Чтобы не ошибиться с пунктуацией при использовании этих конструкций, важно обращать внимание на наличие или отсутствие частицы не перед ними.
В крупнейшей частной школе Габона учатся 8300 учеников. А воспитывает их, опираясь на принципы российской системы образования, выпускник физфака МГУ Жан-Реми Жюль Мбеле. В интервью «Русскому миру» он рассказывает о том, как «русская строгость» помогает ему быть лидером в Африке.
Представители Русского мира из 105 стран, собравшиеся на XVII Ассамблее Русского мира, в очередной раз порадовались встрече друг с другом, а также возможности поговорить об успехах и достижениях Великой русской культуры, всего Русского мира.
Самый непонятый гений XX века, который, несмотря на свой закодированный поэтический язык, прославился во всём мире. Его творчество кажется собранием полуслов, полуцитат, переплетением древнего и далёкого будущего. Эксперимент Хлебникова длился всю его трудную жизнь, но его произведения точно остались в вечности.
На живописных островах Кабо-Верде теперь звучит и русская речь. Всего несколько месяцев назад в местном Университете Сантьяго стартовала первая в истории страны программа изучения русского языка. Об этом образовательном проекте, который объединяет две страны, рассказывает  куратор программы профессор Луис Родригес.
Уроженец Дели Ришабх Сетхи уверен, что знакомство индийского и русского народов, заложенное визитом тверского купца Афанасия Никитина ещё в XV веке, со временем будет только расти и развиваться. Второй родиной он теперь считает Тверь, в которой живёт и учится уже четвёртый год.
Предлагаем узнать этимологию таких наименований оконных убранств, как «гардины», «портьеры» «жалюзи» и др. Каждое название отражает интересные культурные и лингвистические связи.
Оксана Киян, председатель Ассоциации русистов Перу, второй раз участвовала в Ассамблее Русского мира. Она рассказала о преподавании русского языка в Перу, недавно созданной Ассоциации, а также о том, почему перуанцы хотят изучать русский и что их привлекает в России.