Два языка – пара 25.04.2024
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана. «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»
Р. Д. Салимов, Душанбе
26.06.2017
В преддверии 10-летнего юбилея Института повышения квалификации Российско-Таджикского Славянского университета с 14 по 23 июня 2017 года на его площадке состоялись ставшие уже традиционными курсы повышения квалификации учителей русского языка.
Слушателями сегодняшних курсов повышения квалификации, организованных в преддверии школьных летних каникул, стали учителя русского языка столичных школ, гимназий и лицеев с таджикским языком обучения.
Собравшихся педагогов поприветствовала и поздравила с благополучным окончанием учебного года директор Института повышения квалификации, профессор Т. В. Гусейнова. Горячо поддерживая растущий интерес к русскому языку, она подчеркнула важность проведения курсов совершенствования практики преподавания и изучения русского языка в школах и вузах Таджикистана в решении проблемы языковой культуры, а также всесторонней поддержки, защиты и сохранения русского языка как величайшего национального достояния России. Автор многочисленных учебных пособий для учащихся школ с таджикским языком обучения Т. В. Гусейнова рассказала о том, что среди слушателей курсов регулярно проводится анкетирование с целью выявления наиболее актуальных и проблемных для учителей вопросов. Она заверила коллег в готовности учитывать запросы учителей-словесников, разрабатывать новые программы, совершенствовать формы работы.
Насыщенная образовательная программа курсов «Проблемы содержания и методики преподавания русского языка в общеобразовательной школе с таджикским языком обучения», вызвавшая большой интерес со стороны слушателей, позволила дополнить и расширить знания в области методики преподавания русского языка как иностранного и как родного. Учителям был предложен материал, с одной стороны, соответствующий уровню развития современной науки, с другой, – учитывающий потребности современной школы и требования, предъявляемые к подготовке учителя русского языка в национальной школе.
В ходе обучения слушателей познакомили с новейшими методиками проведения уроков интегрированного типа в школе с таджикским языком обучения, помогли разобраться с трудностями в освоении грамматической системы русского языка. Через призму школьного аспекта изучения была рассмотрена проблема развития интереса учащихся к урокам русского языка; в целях повышения компьютерной грамотности программа курсов включала в себя приёмы использования компьютера на занятиях по русскому языку.
Курс был обеспечен необходимой дидактической базой, включающей в себя методические рекомендации, разработки, учебную литературу. По достоинству оценили учителя душанбинских школ и рабочую тетрадь, разработанную преподавателями кафедры русского языка.
На церемонии закрытия курсов руководитель Русского центра при РТСУ декан филологического факультета д.ф.н. профессор Р. Д. Салимов, обращаясь к собравшимся, отметил, что русский язык в Таджикистане продолжает сохранять прочные позиции, остаётся важным средством коммуникации, языком межнационального и международного общения. Свой вклад в подготовку специалистов, владеющих русским языком, вносит вузовская система Таджикистана и, в частности, РТСУ. «Состоявшиеся курсы – это не только новые методы, приёмы, инновации, но и профессиональное общение, совместные раздумья, поиск, взаимное обогащение, – подчеркнул профессор Салимов. – Модернизация современного образования обуславливает новое представление об учителе школы, который должен сделать образовательный процесс максимально интересным, познавательным, поможет понять учащимся, что и учителю, и ученику необходимо учиться на протяжении всей жизни, поэтому главная задача учителя – научить ребенка проявлять самостоятельность в обучении и развивать свои творческие способности. А знание русского языка – это для них ещё одна возможность открыть окно в большой мир».
Руководитель Русского центра и директор ИПК РТСУ профессор Т. В. Гусейнова поздравили слушателей с успешным окончанием курсов и вручили учителям столичных школ удостоверения российского образца.