Цикл мероприятий, посвящённых юбилею Цветаевой, стартовал в Приднестровье
Анастасия Скомаровская, Тирасполь
08.11.2022
3 ноября в Русском центре Приднестровского государственного университета прошла Международная научно-практическая конференция «Художественный мир Марины Цветаевой», посвящённая 130-летию со дня рождения выдающейся поэтессы. На ней собрались преподаватели и студенты филологического факультета, представители писательских организаций Приднестровья. Зарубежные участники, а также педагоги школ и лицеев Приднестровья подключились онлайн.
Выступить первым на пленарном заседании было предложено главному редактору московского журнала «Вторник» И. М. Михайлову. Назвав себя «вольным цветаевоведом», в рамках онлайн-доклада «Космогония Марины Цветаевой» он поделился собственным опытом проникновения в «магию чисел» поэта. Игорь Михайлович также рассказал о предыстории возникновения темы своего сообщения, связанной с посещением Дома Цветаевой в Борисоглебском переулке и Литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых в Александрове.
Затем онлайн присоединилась профессор Бакинского славянского университета Флора Наджиева. В своем выступлении она сконцентрировала внимание на жанровом своеобразии прозы Цветаевой, которое, по её мнению, «исходит из того, что с детства в ней всего было много – образования, кровей, странствий, и это не могло не вылиться в творческую одаренность». Лейтмотивом и прозы, и поэзии Марины Ивановны автор, вслед за современниками и близкими поэта, называет одиночество и тоску по родине. Особенности цветаевской прозы – это, по мнению исследователя, прежде всего то, что это «проза поэта», а также её исповедальность, психологичность, парадоксальность, глубочайший субъективизм, исходящий из поэтичности натуры.
Интересный аспект затронул в своем онлайн-сообщении доцент Московского государственного института культуры В. Б. Сорокин, проследив концепт слова «сердце» в лирике Цветаевой.
На конференции также прозвучали доклады об особенностях поэтического мировосприятии Цветаевой, об отдельных мотивах, хронотопе произведений поэтессы, о методических аспектах преподавания её творчества в школе.