EN
 / Главная / Все новости / Российским соотечественникам и турецким учащимся рассказали о работах Тарковского

Российским соотечественникам и турецким учащимся рассказали о работах Тарковского

Русский центр в Стамбуле
31.07.2023

В стамбульском Русском центре в рамках «Посиделок у самовара» продолжается знакомство с библиотечным фондом Российского общества просвещения, культурного и делового сотрудничества, а именно, с циклом «Жизнь замечательных людей». Темой встречи 28 июля была книга «Тарковский» Виктора Филимонова.

Беседа началась с биографии знаменитого режиссёра. Мать Андрея Тарковского Мария Ивановна окончила Литературный институт, выпускником которого был и его отец поэт Арсений Тарковский. Отец режиссёра был незаурядным поэтом и переводчиком: он переводил стихи киргизских, грузинских, туркменских, татарских поэтов. Некоторые стихи положены на музыку. Участники встречи прослушали песню на его стихи «Только этого мало».

Андрей Тарковский родился в Ивановской области, но основная часть жизни прошла в Москве. Он учился в школе с Андреем Вознесенским. Не проявляя интереса к точным и естественным наукам, юный Тарковский занимался музыкой и живописью. Прежде чем поступить во ВГИК, будущий режиссёр успел поучиться в Московском институте востоковедения и поработать в научно-исследовательской экспедиции в Красноярском крае.

Во ВГИКЕ его наставником и педагогом был Михаил Ромм. Учащимся показали фрагмент первой курсовой работы молодого режиссёра «Убийцы» по рассказу Хемингуэя. А первая дипломная работа «Каток и скрипка» получила приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке. В это же время сложилась творческая дружба с Андреем Кончаловским и оператором Владимиром Юсовым.

Творчество Тарковского совпало с хрущёвской «оттепелью», когда дебютировали многие актёры, сценаристы, операторы и режиссёры. Первой полнометражной постановкой стал фильм «Иваново детство». Пронзительно-трагическая история подростка, в которой светлый мир детства противопоставлялся мрачным реалиям войны, произвела настоящую сенсацию в мировом кино. Фильм был удостоен «Золотого льва святого Марка» Международного кинофестиваля в Венеции (1962) и многих других кинопремий. Также сенсационной стала демонстрация следующей картины «Андрей Рублёв» на внеконкурсном показе в Каннах. Последующие фильмы «Солярис», «Зеркало», «Сталкер» стали образцом советской киноклассики и призёрами многочисленных кинофестивалей.

На съёмки фильма «Ностальгия» Тарковский уехал в Италию. Конфликт с кинобюрократами от Госкино СССР не позволил ему вернуться на родину. Последний фильм «Жертвоприношение» был снят в Швеции.

Кроме киноработ, Тарковский попробовал себя в театре. Им был поставлен «Гамлет» на сцене Театра Ленинского комсомола и опера М. Мусоргского «Борис Годунов» в Ковент- Гардене в Лондоне.

Во время рассказа российские соотечественники и турецкие гости рассматривали фотографии, размещённые в книге.

Тарковский умер в Париже 31 декабря 1986 года от рака лёгких. Похороны состоялись 5 января 1987 года после отпевания в храме Св. Александра Невского и гражданской панихиды на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Критик Майя Туровская писала о нём: «Никогда Андрей Тарковский не будет относиться к искусству как к ремеслу, развлечению или источнику дохода. Фильмы Тарковского всегда ошеломляли трудной для среднестатистического восприятия новизной, у Тарковского был всегда “свой”, верный ему и преданный зритель».

Творчество режиссёра оказало огромное влияние на мировой кинематограф, в том числе и на турецкий. Турецкий режиссёр Нури Бильге Джейлан, обладатель «Золотой пальмовой ветви» за «Зимнюю спячку», оценивает «Зеркало» выше всех остальных фильмов мирового кинематографа. На втором месте в списке его личных пристрастий «Андрей Рублёв». О Тарковском Джейлан сказал: «После просмотра его фильмов вы не можете больше смотреть на мир так, как делали это раньше. У вас сразу меняется мировоззрение – столько там разных нюансов, новых деталей… Тарковский открывал новое видение на жизнь во всех аспектах – в языке, в манере повествования. Это было его собственное послание миру, которое оказалось близко очень многим».

Традицию Тарковского продолжает и турецкий режиссёр Семих Капланоглу: «Тарковский – один из самых важных режиссёров для меня. В своё время его фильмы изменили мой взгляд на кинематограф, я понял, что поэзию можно творить не только на бумаге, но и на экране». Антиутопия Капланоглу «Зерно» (2017) – вольный пересказ «Сталкера» Стругацких, своего рода посвящение фильму Тарковского.

В заключение встречи собравшиеся посмотрели фрагменты фильма «Иваново детство».

Рубрика:
Тема:
Метки:
Русский центр в Стамбуле, кино, Андрей Тарковский

Новости по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
Цветаева