EN
 / Главная / Публикации / Лолита и космонавт

Лолита и космонавт

PAX RUSSIKA08.04.2021

Юрий Гагарин и Лолита Торрес

Каждый год в апреле мы возвращаемся к славному дню 12 апреля 1961 года. В тот день корабль «Восток-1» поднял на околоземную орбиту первого человека новой космической эры – Юрия Гагарина. Полёт продолжительностью чуть более полутора часа сделал его фигурой, которой до сих пор восхищаются во всем мире. А нам совершённый Гагариным ровно 60 лет назад подвиг позволяет вспомнить невероятную связь его истории с прекрасным персонажем из Аргентины – певицей и актрисой Лолитой Торрес.

Об этой истории рассказывает аргентинец Марио Галлина (Mario Gallina) в книге «Дорогая Лолита. Портрет Лолиты Торрес», вышедшей в свет в 2006-м. Это рассказ о том, как советские люди, и особенно первый космонавт, восхищались великой латиноамериканской актрисой.

В 1954 году в Аргентине вышел фильм «Век любви» (переводят также как «Возраст любви», «Эпоха любви»), главную роль в котором играла Лолита Торрес.

Копии киноленты стали бродить по испаноязычным странам, и в 1955-м невероятным образом добрались до СССР. Советские фильмы сильно отличались от аргентинских музыкальных комедий. А «Век любви» действительно удался.


Наверняка актрису сближало со зрителем необычайное обаяние, её непринужденная грация, милые ужимки, все эти проявления задорного аргентинского характера. Исполняя роль, Лолита падала, пинала двери, радостно пела, всегда счастливая и всеми любимая. И советские люди сразу приняли и полюбили её, как и аргентинцы, испанцы и многие другие. Поэтому и все фильмы с Торрес, выходя на экраны, били рекорды по просмотрам, все её пластинки распродавались в мгновенье ока.

Советские девушки одевались и причёски делали «под Лолиту», а рожая дочерей, называли их Лолитами. Парни мечтали о такой же прекрасной девушке, о женщине «с огоньком», полной достоинств, неподражаемой. О такой, которой нет у других парней.

Из историй про Лолиту

До нас дошло свидетельство о том, каким чудесным образом на экраны поствоенной России, только начавшей выкарабкиваться из руин, попала комедия «Возраст любви». Рассказывают, как один чиновник, отвечающий за кинопрокат, был послан начальством из Министерства культуры СССР за границу для закупки новых развлекательных фильмов, которые должны были скрасить трудовые будни советского народа. И ответственное лицо, чьё имя кануло в Лету, просматривая фильмы, откровенно влюбился в 23-летнюю Лолиту, выбрав для демонстрации «за железным занавесом» свежий фильм с её участием – «Возраст любви». После дубляжа лента была выпущена на экраны страны и поразила мужскую часть населения, истосковавшуюся по лёгкой жизни, наполненной нежностью и радостью. Говорят, вскоре в Аргентину от благодарных советских граждан потекла река писем, адресованных Лолите…

Афиша фильма «Век любви»

Да, это была эпоха любви, энтузиазма, сердечности, открытости, устремлённости в непокорённые дали, в небо и даже в космос!

Одним из больших поклонников аргентинской кудесницы стал и 21-летний курсант Первого военного авиационного училища лётчиков в городе Чкалов (ранее и ныне – Оренбург). Тот самый Юрий Гагарин, которому всего лишь через шесть лет суждено было разделить нашу эру на времена «до» и «после».

Когда он стал первым человеком, увидевшим Землю с её орбиты, знаменитостью планетарного масштаба, Лолита тоже узнала о его существовании.

В 1962 году её пригласили в посольство СССР в Буэнос-Айресе, куда доставили адресованное ей письмо от самого Юрия Гагарина. В письме он выразил своё восхищение и попросил фотографию с автографом.

Удивлённая и польщённая, Лолита отправляет Гагарину запрошенное фото и просит то же самое в ответ - фотографию великого героя. Последовавший от Гагрина отклик заставил её, уже привыкшую к славе, затрепетать: «Дорогая Лолита, я не герой, а твой поклонник номер один!». Гагарину нужно было сказать ей то, чего не знали ни она, ни весь мир.

Во втором письме он сообщает ей, что во время тренировок, превративших его в космонавта, он часами слушал её песни, пока не запомнил их. Когда же в 1961 году он совершил исторический полёт, сделавший его первым человеком в космосе, её песни «взорвались в его сердце, и он не мог не напевать их». И поэтому, заверил он Лолиту, именно она стала первой певицей, которая полетела в космос.

В следующем году её пригласили на Московский кинофестиваль. В день открытия, отвечая на вопросы, позируя фотографам, она вдруг увидела, как в зал входит элегантный мужчина, показавшийся ей знакомым. Не обращая внимания на всех желавших поприветствовать его, Гагарин (а это был он), словно послал какую-то чувственную волну в ту сторону, где стояла Лолита.

Не замечая, что её муж, Хулио Сезар Качча, стоял совсем рядом с Лолитой, Гагарин подошёл, взял её за руку, слегка наклонил голову и произнёс на безупречном испанском:

– Это большая честь!

Окаменевшая Лолита, едва смогла произнести несколько слов в ответ…

Когда встреча подошла к концу, не задумываясь о смысле слов, она сказала мужу:

Он варварский чурро («красавчик», дословно  «сладенький пончик»).

Вот как описаны эмоции Лолиты в книге Марио Галлины:

«В 1962 году при посредничестве советского посольства в Аргентине я получила письмо от Юрия Гагарина, первого космонавта, облетевшего Землю. Он назвал себя моим поклонником и попросил у меня фотографию с автографом. Я не могла поверить и даже испытала неловкость (смущение), получив такое письмо от героя мирового уровня. Я высказала это в своем ответном письме, отправив ему свою фотографию и попросив, в свою очередь, прислать мне его фотографию. Когда я это сделала, получила ответ, который никогда не забуду: «Никакой я не герой. Я просто твой поклонник (обожатель) №1», – вспоминала Лолита.

«В этом втором письме он также написал, что в период подготовки, концентрации и тренировок, необходимых для совершения полёта, он слушал много из моих записей. Письмо он завершил выводом, который глубоко меня тронул, взволновал до глубины души: «Итак, первая музыка, побывавшая в открытом космосе, та, что звучала в моей голове и в моем сердце, – твой голос».

Я имела честь пожать ему руку через год после этого эпистолярного обмена, когда мы были представлены друг другу на Московском кинофестивале», – рассказывала Лолита Торрес.

Фотография Юрия Гагарина с его подписью: «Лолите Торрес, знаменитой киноактрисе, чьим талантом мы восхищаемся. Юрий Гагарин. 9/II/1962».

Лолита Торрес, урождённая Беатрис Мариана Торрес Ириарте, родилась в аргентинском пригороде Авельянеда 26 марта 1930 года в творческой семье – отец возглавлял драмтеатр, мать пела.

Талант к танцам и пению наша героиня проявила в раннем возрасте, и с детских лет в семейном кругу её называли Лолитой. Уже в 5-летнем возрасте она выходила на сцену в отцовской труппе, исполняя народные танцы, а в возрасте 10 лет её отдали в школу классического испанского танца.

«Взрослая» творческая карьера Лолиты Торрес стартовала в 12-летнем возрасте – она выступала в постановках столичного театра «Авенида». А в кино юная актриса дебютировала уже в 13 лет, в 1944-м, когда исполнила песню в киноленте «Танец судьбы» и записала свою первую грампластинку.

Дальше она получила образование в Высшей музыкальной школе в Буэнос-Айресе по классу пения и танца. А в 1951 году сыграла вторую свою роль, уже главную, в фильме «В ритме соль и перец», принёсшем ей известность на родине. В том же году вышла картина «Слуга девочки», а в 1952-м  принёсший Лолите ещё больший успех фильм «Девушка огня» («Девушка с огоньком»), побивший все рекорды по числу зрителей. На протяжении 1950-х Лолита активно снималась в популярных мюзиклах. Главные роли в лентах «Лучшая в колледже» (1953), «Жених для Лауры», «Любовь с первого взгляда» и других сделали её звездой аргентинского экрана.

Но мировую известность ей принёс фильм «Возраст любви» («Век любви», «Эпоха любви», 1954), о котором Лолита вспоминала впоследствии: «Из всех ролей, сыгранных в кино (а их около тридцати), самая дорогая для меня роль – в кинофильме «Возраст любви». Я всегда вспоминаю об этой картине с особым чувством. Во-первых, потому, что это одна из самых удачных моих работ в кино. Во-вторых, благодаря этому фильму обо мне узнали в такой далёкой стране, как Советский Союз. Тогда я только начинала свою карьеру и не могла себе представить, что смогу стать известной за пределами своей родины».

Она стала если не самой, то одной из наиболее популярных в испаноязычных странах звёзд кино и эстрады 1960-х. Кроме того, Лолиту считали одной из наиболее талантливых исполнительниц песен разных латиноамериканских народов. А основу её репертуара и её особую любовь составляли народные испанские песни, аргентинский городской фолк и танго:

«Я всегда стремилась создать свой собственный репертуар, всегда ищу свою песню. Какую-то тему, идею иногда беру у других исполнителей, но доношу песню всегда в своей интерпретации. Настоящему певцу необходимо иметь свой стиль, своё лицо», рассказывала певица. И ещё: «Для нас, артистов, наилучший способ выразить свои чувства – это песня. А для меня – прежде всего, танго. Оно как камертон. Никогда не лжёт».

Возможно, что именно Торрес принесла в СССР моду на танго? Ведь на родине её и сейчас считают одной из лучших его исполнительниц.

Впоследствии, вернувшись с гастролей в Советском Союзе, Торрес вспоминала: «В Москве один из журналистов как-то объяснил мне, почему меня так полюбили в России. Мои фильмы, говорил он, пришлись на послевоенное время, когда ваша страна после стольких страданий нуждалась в тёплой, жизнерадостной песне, как обезвоженная земля в весеннем дожде».

Из историй про Лолиту

В воспоминаниях о «Лолитомании», захватившей многих в СССР, очевидцы рассказывают, что на концертах её буквально заваливали цветами; что её поразила привычка русских дарить шампанское; что она «на всю жизнь запомнила вкус русского ликёра, которым её вылечили во время гастролей в Москве от потери голоса».

По словам свидетелей славы аргентинской примадонны, Лолите врезался в память ветеран войны, который подарил ей свою медаль и тёплое благодарственное письмо. Навсегда запомнила она и артистов Кировского театра, подаривших богатое русское платье с кокошником. В этом платье и в этом кокошнике она потом часто пела русские песни аргентинцам.

Из историй про Лолиту

Рассказывает Ренита Григорьева (сокурсница Шукшина и Гурченко по ВГИКу):

«Одно время я была секретарём комсомольского бюро постановочного факультета. А Вася (Шукшин) у нас заведовал политической частью. Протоколы наших собраний сейчас выставлены в шукшинском музее и неизменно вызывают гомерический хохот посетителей. Вот пример по памяти. После показа аргентинского музыкального фильма «Возраст любви» с Лолитой Торрес в главной роли Люся Гурченко стала целыми днями напевать песенки оттуда. И, надо сказать, у неё хорошо получалось. И вот появилось «Дело Людмилы Гурченко о подражании Лолите Торрес». Вася её увещевал: «Ты же русский человек, далась тебе эта Лолита Торрес!» А Люся защищалась: «Что хочу, то и пою!» Спор был искренним - каждый стоял за свои убеждения «насмерть». Шукшин потребовал «высшей меры»: исключить из комсомола. Но бюро решило только «поставить на вид».

Резонанс «Возраста любви» был так велик, что актрису пригласили сделать серию творческих визитов в Страну Советов, куда Торрес впервые приехала на Третий Московский международный кинофестиваль в 1963 году.

Потом у неё было ещё шесть, а по другим данным 14 и даже 15 гастролей. Кроме Москвы и Ленинграда, она побывала на Украине, в Казахстане, Киргизии, Армении.

Песни из фильмов Лолиты потом ещё часто исполняли на русском языке. Особо популярной была «Студенческая песня» («Коимбра»), которую исполняла Александра Коваленко.

С конца 1960-х Лолита практически не участвовала в киносъемках. Последнюю роль для большого экрана она сыграла в драме «Там, на севере» (1972). Больше выступала как певица – на эстраде и в телевизионных шоу, играла в театральных постановках. А в последний раз в Советский Союз Торрес приезжала в 1987 году.

Из историй про Лолиту

В августе 1984 года в Ленинграде стояла прохладная погода  где-то +17, приблизительно такая же, как в зимнем Буэнос-Айресе. Так что певице было вполне комфортно в роскошной тёплой шубе.

Концерт давали в самом крупном по тому времени зрительном зале – во дворце спорта «Юбилейный». Все 7000 билетов были проданы заранее.

В Советском Союзе Лолита Торрес стала популярна в 1955 году после выхода на экраны мюзикла «Возраст любви», где она исполнила главную роль. Переписанные на бобинные магнитофоны песни из этого фильма звучали в каждом городском дворе. Зрителей поражала не только красота аргентинки, но и её дивный голос.

Многие советские певицы потом исполняли её репертуар в переводе на русский язык. А родители называли новорожденных девочек Лолитами в её честь. И это при том, что в СССР закупили всего пару фильмов с её участием.

На гастролях Лолита Торрес в сопровождении маленького ансамбля аргентинских музыкантов исполняла обширный репертуар. Но всегда открывала и закрывала концерты самыми любимыми песнями советских зрителей из кинофильма «Возраст любви».

К 1991-му она записала уже 68 долгоиграющих альбомов, сыграла три десятка кино-, множество театральных и телевизионных ролей.

Последние десять лет Лолита болела ревматоидным артритом и передвигалась в кресле-каталке. По этой причине она никого не принимала  не хотела, чтобы её видели и запомнили немощной.

20 августа 2002 года Лолита Торрес была отмечена почётным званием «Выдающийся гражданин Буэнос-Айреса» специальным законодательным актом столичной мэрии.

А уже в конце августа состояние её здоровья сильно ухудшилось, Лолиту перевели в отделение интенсивной терапии Испанского госпиталя Буэнос-Айреса, в котором она и умерла 14 сентября 2002 года в результате остановки сердца, на 73-м году жизни.

Похоронена Лолита Торрес на кладбище Ла-Чакарита.

Материал подготовлен редакторской командой PAX RUSSIKA

[email protected]

Также по теме

Новые публикации

О событиях Великой Отечественной войны, об испытаниях, выпавших на долю народа, очевидцами сказано и написано немало. В каждой семье найдётся хоть одна история из этого трагического периода в жизни нашей страны. В преддверии праздника Победы обратим внимание на воспоминания тех, кто руководил военными действиями, и почитаем маршальские мемуары.
Ассамблея народов Евразии продолжает изучение геноцида мирных советских граждан в Великую Отечественную войну. По данным военных историков, гражданских погибло 13 до 18 миллионов человек – это больше, чем солдат и офицеров Красной армии.
Международный благотворительный фонд П. И. Чайковского и издательство «Музыка» запустили уникальный проект по оцифровке музыкального достояния России. Первые две ласточки – это полные собрания сочинений Чайковского и Глинки, уже доступные на сайте tchaikovsky.pro.
Пять лет назад – 5 мая 2016 г. – не стало российского и словацкого писателя, публициста Сергея Хелемендика. Далеко не каждому нашему соотечественнику удаётся полностью адаптироваться в новой для себя среде. Хелемендик не просто адаптировался, но и сумел войти в большую политику, став одним из лидеров Словацкой национальной партии.
Скоро мы будем отмечать День Победы, и самое время представить нашим читателям шведскую хэви-метал-группу Sabaton. Музыканты поют по-шведски и по-английски, а название группы в переводе означает латный ботинок – элемент средневекового рыцарского доспеха.
Российская спортсменка Тамара Тансыккужина в седьмой раз стала чемпионкой мира по шашкам. Но нынешний турнир, проходивший в Польше, уже вошёл в историю из-за скандала с российским флагом. А финальный матч тренер россиянки и вовсе назвал фантастическим.
Праздник Пасхи и всё, что с ним связано, имеет в русском фольклоре исключительно положительную окрас. Обратим внимание на то, как Пасхальная неделя и Светлое воскресенье отразились в народных обычаях, приметах, метких выражениях.
В России запустили интересную волонтёрскую акцию, называется она «Лингвистический дозор». Инициатива принадлежит отделению Ассоциации учителей литературы и русского языка в Тамбовской области и центру «Русист» Тамбовского госуниверситета имени Г. Р. Державина