EN
 / Главная / Публикации / Простые истины Юрия Визбора

Простые истины Юрия Визбора

Анна Генова19.06.2024

Фото: Фонд Юрия Визбора 

 Барды – это культурный феномен, характерный не только для нашей страны. Однако советская бардовская песня стала неотъемлемой частью жизни очень многих советских людей, для некоторых остаётся и сейчас. Поэт, киноактёр, писатель и журналист Юрий Визбор – знаковая фигура того времени. Его глубокие по содержанию и лёгкие в исполнении песни дали советским людям то, чего им так не хватало – почти буддийское спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. 20 июня Юрию Иосифовичу исполнилось бы 90 лет.

Поющий институт

 Барды, разумеется, не были профессиональными музыкантами – они пели от души. Крупные бардовские фестивали и концерты были редкостью и проходили в основном за городом, а возможность исполнять песни на публике уже считалась значительным достижением. Стихзи выходили в самиздате, и люди по всему советскому блоку переписывали их песни или просто запоминали, а потом пели сами в кругу близких.

В начале 1950-х студенты биофака МГУ начали сочинять первые добрые и простые песни. Говорят, что произошло это во многом благодаря удивительной девушке Лилиане Розановой. Ляля родилась в творческой семье, и, помимо научной деятельности, писала стихи, статьи, организовывала кружки, вела за собой людей. «…Стихами Ляли Розановой мы спасали самоубийц. И себя, чего греха таить…», – вспоминал Юрий Визбор.

Постепенно стали появляться новые и новые студенты, которые запомнились вовсе не своим дипломом. Некоторые из них вышли не из науки, а из педагогики. Московский государственный педагогический институт дал нам многих талантливых людей, среди которых уже вошли в историю и Визбор, и Юлий Ким, и Ада Якушева, и Вероника Долина… список длинный. МГПИ даже неофициально называли «поющий институт».


«Ты – моё дыхание». Стихи и музыка Ады Якушевой

 Позже, в 1960-е, барды начали появляться как грибы. Знаменитые во всем русскоязычном мире Булат Окуджава, Александр Галич, Новелла Матвеева, Владимир Высоцкий и многие, многие другие представляли и олицетворяли собой уже нечто большее, чем просто песни под гитару.

В середине 1960-х появился Клуб самодеятельной песни (КСП) – на сей раз официальная организация. В 1968 году в новосибирском Академгородке состоялся первый Всесоюзный фестиваль авторской песни, где, кстати, состоялось единственное выступление на территории СССР Александра Галича. Отчасти авторская песня стала и приметой диссидентского движения, для многих став заменой официальной эстрады.

 В 1960-х бардовская община разрослась. Кто-то считал песню средством диссидентского протеста, как у Галича, для других она воплощала яркое самовыражение, как у Высоцкого. Для многих бардовская песня была просто средством общения. У костра или на любых других сборищах пели песни, которые знали все, – таковы были визборовские «Милая моя», «Ты у меня одна», «Парень из Кентукки».


«Я везу людей, я везу их судьбы, их жизнь»

 Юрий Визбор был человеком разносторонним. Он мечтал о карьере авиаинженера, но не удалось – провалил экзамены в три вуза. Возможно ещё и потому, что был сыном врага народа (его отец пал жертвой сталинских репрессий, только в 1958 году реабилитирован). С легкой руки приятеля Визбор попал в Московский пединститут, но продолжал большую часть времени проводить в аэроклубе.

 Жизнь студента педфака была разнообразной: «Я водил самолёты и яхты, тренировал горнолыжников, был учителем, рисовал картины, служил радистом, выступал с концертами», – вспоминал Визбор. Уже в институте он стал местной звездой. «Он царил везде. В туризме, в альпинизме, в сочинении песен, в подготовке наших великих капустников это был первый человек. И, по-моему, все девицы всех курсов смотрели на него с обожанием. Он был всеобщим идолом, причём для обоих полов. Перед ним преклоняться было как-то легко и правильно. Познакомившись с ним, я начал сочинять», – вспоминал Юлий Ким.

 В школе Визбор проработал считанные месяцы, после чего его забрали в армию. А уже по возвращении начал работать журналистом на молодёжном радио. Благодаря этому он объездил страну вдоль и поперёк: «Мой магнитофон как корабль. Его трюмы полны встречами. Я везу людей, я везу их судьбы, их жизнь».

 В 1962 вместе с коллегой Борисом Абакумовым они «пробили» идею молодёжной радиостанции «Юность». Визбор вспоминал, какие усилия пришлось приложить для создания первых программ. Сегодня можно с уверенностью сказать, что «Юность» произвела значительный сдвиг не только в области радиовещания, но и в жизни целой страны.

 Вместе с радиостанцией появился новый жанр авторско-журналистской песни – песня-репортаж. Особенностью песен-репортажей было то, что песни создавались на основании реальных историй. Первый репортаж Визбор посвятил Павлу Шкляруку, который в 19 лет совершил подвиг, направив самолет со сломанным двигателем в Волгу, чтобы не подвергнуть опасности жизни людей, которые были на суше. Визбор вспоминал, что лётчики достали для него плёнку с переговорами пилота с землёй, записанными в тот момент, когда он падал. «Это послужило мощным толчком для создания песни, а сама плёнка стала её составной частью, составной частью этого песенного репортажа», вспоминал Визбор.

 В апреле 1964 года на свет появился первый в СССР журнал с гибкими грампластинками «Кругозор», ставший ещё одним значимым проектом Юрия Визбора и его единомышленников. Каждая аудиостраница длилась 6 минут и включала очерки, интервью, музыкальные обзоры и песни-репортажи. Журнал быстро завоевал популярность.

«Ну, как же тебе рассказать, что такое гора?»

«Отец писал о том, что волнует человека в любом поколении и любой цивилизации», – вспоминала дочь Визбора Татьяна. Так, начиная с первой песни, написанной в 1952 году, «Мадагаскар» и вплоть до конца жизни Визбор продолжал писать песни и стихи, вдохновлённые темами любви, дружбы и, конечно, путешествий.

Он обожал горы, которыми «заболел» ещё в студенческие годы, всем сердцем и ходил на Памир или Чегет, а потом и на байдарке по Северному морскому пути. «Романтическая мечта выношена не в воображении джеклондоновского героя, а в сознании реального послевоенного студента из тех самых детей войны, что выжили в страшные годы, выросли на "горбатых улицах", а потом, выучившись, освоив книжные премудрости, закинули за спины рюкзаки и пошли осваивать эту землю», – писал литературный критик Лев Аннинский.

 Визбор также запомнился нам работами в кино, среди которых две самые значимые это самая первая роль Алика в культовом фильме Марлена Хуциева «Июльский дождь» и роль Бормана в сериале «Семнадцать мгновений весны». Из кинопесен, конечно, нам больше всего запомнились строчки:

 Не сразу все устроилось,

Москва не сразу строилась

(«Москва слезам не верит»)

 

Барды – люди интеллектуальные. Чтобы понять контекст нередко стоит заглядывать в справочники и словари. Ходила такая шутка, что в авторской песне в первую очередь превозносят Окуджаву и Галича, а поют Визбора. Он пел о вечном и всем понятном – о любви, дружбе, расставании и о вольном ветре путешествий. Именно послушав Визбора, мы понимаем, что песни может писать каждый, песни можно писать обо всём – главное чтобы было вдохновение.

Также по теме

Новые публикации

С начала конфликта на Украине русофобия стала составной частью идеологии Запада, пишет Myśl Polska. Из театров выбрасывали русскую классику, исчезли книги русских авторов, устраивалась травля деятелей искусства. Сейчас так же стали поступать с российскими спортсменами. Очень напоминает мрачные страницы истории.
«Муха по полю пошла, Муха денежку нашла…». С недавних пор дети в Греции знают, что было дальше с Мухой из сказки Корнея Чуковского благодаря переводам, сделанным переводчицей Александрой Никольской. Мы поговорили с ней об отличиях русской и греческой литературы для детей, о том, сложно ли переводить «Евгения Онегина» на греческий, и каких российских писателей знают и читают в Греции.
«Нам не/за/чем спорить», «Наблюдать было не/за/чем» – как правильно писать не/за/чем в подобных конструкциях? В первую очередь необходимо понять, какая перед нами часть речи, поскольку от этого и будет зависеть слитное или раздельное написание.
Журналистка Людмила Ларкина из Брисбена более 20 лет занимается изучением старой  русской эмиграции в Австралии. Свои изыскания публикует в книгах и статьях на русском и английском языках. Много лет назад к ее исследовательской работе добавилась розыскная – Людмила находит по всему миру родственников русских австралийцев, связь с которыми была потеряна в историческом круговороте XX века.
Сезон летних овощей и фруктов в полном разгаре. Выбирая спелые и ароматные плоды, необходимо прислушиваться не только к мнению продавцов, но и к рекомендациям лингвистов. Как корректно произнести окончания в названиях даров природы?
8 июля исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося советского физика с мировым именем, создателя русской физической школы Петра Леонидовича Капицы. Он прожил долгую жизнь – 90 лет, в течение которой ему несколько раз приходилось всё начинать с нуля. И всё же его вывод после всех испытаний звучит довольно оптимистично: «Не горюй и не печалься, нет таких тяжёлых положений, из которых жизнь не нашла бы выход – надо только дать ей время».
Испанцы называли Елену Образцову лучшей Кармен в истории оперы, американцы – лучшей Амнерис в «Аиде». Сама она больше всего любила свою роль Марфы из «Хованщины». Но поклонники и любители оперы называли певицу просто: Елена Великая. 7 июля исполняется 85 лет со дня рождения звезды русской и мировой оперы.