EN
 / Главная / Публикации / Студенты и старушки

Студенты и старушки

02.02.2011

Несколько дней назад мне пришлось участвовать в дискуссии, посвящённой отсутствию в России студенческого движения. Как и положено, вспоминали Париж 1968 года, обсуждали демонстрации в Лондоне и сетовали на отсутствие гражданской активности среди отечественной молодёжи. Все эти ставшие привычными уже беседы неожиданно навели меня на мысль, что мы просто не там ищем. Социально-культурную роль, которую в Европе 1960-х или начала 1970-х играл студент, в современной России играет совершенно другая, в некотором смысле противоположная ему фигура – пенсионер.

Когда Герберт Маркузе сочинял свой знаменитый «Essay on Liberation», он говорил о передовой роли студентов вовсе не оттого, что они молоды и полны надежд. В соответствии  с логикой американского социолога, студент не включён в процесс воспроизводства буржуазного общества, он ещё не работает по найму и потому не принадлежит ни к одному из основных социальных классов.

Он не включён ещё и в культуру потребления. Это позволяет ему жить чистыми идеями, ставя духовные ценности выше материальных выгод, это делает его сторонним критическим наблюдателем по отношению к системе, все пороки которой он незаинтересованно констатирует и выступает против них не во имя узкого материального интереса, а во имя высоких принципов. Кроме того, благодаря высокому уровню образования, студенты являются в культурном смысле наиболее передовым слоем, выражающим наиболее современные, наименее консервативные ценности.

Увы, к современному российскому студенчеству это совершенно не относится. Начнём с того, что по мере исчезновения социального государства меняется и характер университетского обучения. Студенты, даже получив доступ к бесплатному образованию, не могут сосредоточиться только на занятиях, они в подавляющем большинстве своём вынуждены где-то работать. В то же время сам университет всё больше превращается из места, где люди приобщаются к знаниям, в организацию, обеспечивающую своим выпускникам выдачу дипломов, подтверждающих их квалификацию и социальный статус. Культура потребления массово распространяется среди молодёжи, сознание которой рекламные ролики формируют в куда большей степени, чем литература и философия. Иными словами, меньше всего современный российский студент похож на героя книг Маркузе, находящегося вне системы, человека, для которого идеологическая мотивация выше материальной, исповедующего прогрессивные ценности, находящиеся в противоречии с консервативными нормами общества.

Зато все эти черты мы с лёгкостью обнаруживаем у российских пенсионеров, которые не только выключены по большей части из процесса воспроизводства (хотя многие из них всё ещё работают), но и по своим взглядам оказываются гораздо радикальнее, чем молодое поколение. Социологи с изумлением констатируют, что социальные ценности, разделяемые старшим поколением, являются гораздо менее консервативными и гораздо более «модернистскими», чем у молодых людей, которые склонны принимать как должное принципы, провозглашаемые Церковью и государством в качестве «естественных». Это относится даже к распределению ролей в браке, отношениям полов и т.д. Правда, на практике молодые люди как раз не живут в соответствии с признаваемыми ими «ценностями», опять же в отличие от старшего поколения, менее подверженного подобной нравственной шизофрении. Но именно поэтому российский пенсионер гораздо чаще оказывается идеалистом, чем его внук.

В отличие от не доверяющей политикам молодёжи, старшее поколение добросовестно ходит на выборы, голосуя в основном за партию власти, что обычно принимается за доказательство конформизма.

Однако проблема в том, что поведение других возрастных групп является ничуть не менее конформистским, только выражается этот конформизм несколько иначе. А лояльность пенсионеров к власти отнюдь не является незыблемой и заранее гарантированной. Достаточно вспомнить народные волнения 2005 года, в которых основную массу участников составили именно люди пожилого возраста. Сама власть прекрасно понимает проблему, а потому старается пенсионеров не обижать, учитывает их интересы и оглядывается на них куда больше, чем на молодёжь. Именно страх правительства перед недовольством стариков оказался важнейшим фактором сохранения социального государства в России после 2005 года, несмотря на явно продемонстрированное властями намерение постепенно его демонтировать. На права молодёжи чиновники, напротив, покушаются постоянно, почти не встречая сопротивления. Даже в протестах против реформы образования старшее поколение играет большую роль, чем младшее.

Наконец, сформированные советским опытом люди старшего возраста в массе своей склонны симпатизировать левым взглядам, а сторонников фашистских или нацистских идей среди них встретить довольно трудно. Совсем иначе обстоит дело среди молодёжи.

В общем, несмотря на разницу в возрасте и стиле, наш пенсионер куда больше похож в социально-культурном смысле на западноевропейского студента, чем ученик отечественного университета. И если левый радикализм вообще получит массовое распространение среди российской молодёжи, то зародится такое движение не среди студентов, а скорее, среди школьников, воспринявших идеализм своих бабушек.

Впрочем, если возвращаться к идеям Герберта Маркузе, то настолько ли важно, как будет устроен социально-культурный «малый мотор», который заведёт «большой мотор» общественных перемен. Если эти перемены назрели, кто-то должен начать.

Борис Кагарлицкий

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Цветаева