Без прилагательных
Никто не знает, что случилось с Куршевелем? Столько лет каждое новогодье вспоминали этот городок во французских Альпах разными словами – и на тебе! Ни слуху, ни духу. Что, если лавина, а?
Или проще всё? Два-три русских миллиардера по разным личным и общим политическим причинам перестали ездить в Куршевель и делать там вид, что жить им легко и весело, прекратили таскать туда за свой счёт кучу всяческого попсо-гламура – и нет в нашем сознании более этого самого Куршевеля.
Современный мир и прекрасен, и страшен. Прекрасное оставим поэтам. А сами давайте о страшилках. Одна из них – плотность информационных бомбардировок, которые мы переживаем ежеминутно.
Человеческий мозг, конечно, может и должен развиваться. В нём есть потенциал, заложенный Создателем. Но вряд ли наш разум способен справиться с могучим круглосуточным потоком бессистемной и жестоко навязываемой информации, значительная доля которой человеку не нужна. А то и вовсе для него разрушительна, как нейтронная бомба, выжигающая всё внутри.
Интеллект всё больше напоминает флэшку с весьма ограниченным объёмом электронной памяти. Место на складе кончается быстро. Полученная совсем недавно информация стирается, надо освобождать полки для новых поступлений. Иначе – логистический коллапс.
И выходит, что лучше – подростково-молодёжный склероз.
Нет больше Куршевеля. Стёрт!
По большому счёту, беда невелика. Таких Куршевелей в Альпах – что гор. А скоро у нас свои появятся, видимо. Видимо-невидимо!
Есть названия посерьёзнее, что стёрты в связи с кажущейся потерей актуальности вместе с новостями о скидках в кафе быстрого питания. Например, такое – город-герой Волгоград.
ВЦИОМ недавно проводил опрос среди соотечественников и в значительной степени единоверцев. Вопрос, казалось бы, простенький: носят ли перечисленные города официальный статус городов-героев?
Результат превзошёл все ожидания. «Победил» как раз Волгоград, его в сегодняшней России признали городом-героем 43% опрошенных молодых. Далее шёл Севастополь – спасибо Юрию Михайловичу Лужкову – более 30%. Замкнули таблицу Тула и Новороссийск – менее 10%.
Делаю признание, которое журналисту не свойственно: я не знаю, как это комментировать!
Может быть, закавыка в том, что грандиозная битва на Волге называется Сталинградской, а современный город – Волгоградом? И в организованных по-новому молодых мозгах эти две позиции оказываются на разных полках в разных отсеках? Хотелось уцепиться за это предположение-соломинку покрепче, каждому ведь охота найти объяснение необъяснимому. Не удалось. Севастополь и Тулу никто никогда не переименовывал.
Кстати, о переименователях.
Им тоже не сладко. Память современных россиян – это не патока, это стремительная горная река после таяния снегов.
В одной московской школе провели опрос на тему «Ленин – это…».
И вот несколько ответов.
«Ленин – это математик. Он все метро сделал» (2-й класс).
«Он был президентом Ленинграда. После смерти Ленина город был назван Петербург» (4-й класс).
«Он был строг и кровожаден. Во Вторую мировую он был Генералиссимусом Русской армии» (5-й класс).
«Единственное, что я знаю, Ленин выезжал на дачи. Его сопровождала женщина (не помню фамилию), и он ехал на санях или лошадях» (7-й класс).
«У него была няня – Арина Родионовна» (8-й класс).
«С помощью революции, проплаченной немцами/фашистами, сверг монархию» (9-й класс).
Достаточно?
Я не сторонник Ленина и всяческих компартий. Последний раз мне было жалко Ильича лет сорок назад, при последнем посещении мавзолея в связи с приездом родственников из провинции. И вот теперь, после ознакомления с ответами столичных школьников, предательское чувство жалости подбирается к уставшему сердцу…
По телевизору вновь пошли программы, поднимающие вопрос нравственного воспитания. Правда, вперемежку с юмором «а-ля Петросян» и фильмами про ментов-пентов. На всяческих заседаниях в Кремле и пониже говорят о патриотическом воспитании и, что всерьёз пугает, одновременном усилении и углублении реформы школы.
У меня вопрос, такой же простой, как те, что задавали опрашиваемым молодым людям. Почему не поговорить о существительном. Без прилагательных.
То есть – о воспитании!
Образование – это ведь составляющая воспитания. И никак не наоборот. И никак – не вместо.
18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда. Та самая, что унесла жизни 900 тысяч мирных граждан, запертых гитлеровцами в городе на Неве. И пусть наш главный педагог Телевизор заговорил на эту тему несколькими днями позже – отрадно, что заговорил.
В конце января – начале февраля 1943 года завершилась Сталинградская битва.
А началось сражение непосредственно за Сталинград 23 августа 1942-го, с ковровой бомбардировки, результаты которой сравнимы разве что с последствиями ядерного удара по Хиросиме. К вечеру три четверти города исчезли. А вместе с ним – десятки тысяч мирных жителей. Но те, кто остался жить, не стёрли из памяти ни одной секунды.
2 февраля 1943 года сдалась в плен немецкая 300-тысячная группировка, 24 генерала и фельдмаршал Паулюс.
В эти дни мы перестали проигрывать Великую Отечественную войну. Мы начали в ней побеждать.
Это образовательная информация? Безусловно.
Это воспитывает?
Михаил Быков