EN
 / Главная / Все новости / Студенты изучали современные педагогические технологии в обучении РКИ

Студенты изучали современные педагогические технологии в обучении РКИ

Галина Шамонина, Варна
21.08.2018


Применению инноваций в обучении русскому языку как иностранному учились молодые русисты на занятиях Х Международной квалификационной школы, проходившей при поддержке фонда «Русский мир» с 13 по 17 августа в Варне.

Одной из ключевых тем Школы стала кинотехнология – технология обучения русскому языку в процессе создания видеофильмов. 

Проф. Л. В. Московкин познакомил слушателей школы с опытом применения кинотехнологии преподавателями русского языка Австрии, Чехии и Литвы, рассказал о теоретических основах, основных этапах работы учащихся в условиях ее применения, а также компьютерных программах, позволяющих монтировать видеофильмы. Он предложил учащимся создать собственные видеофильмы, которые можно использовать в качестве учебных пособий в обучении русскому языку как иностранному.

Все слушатели были разбиты на 6 интернациональных команд (представителей стран, приславших свои делегации в Школу). Каждая из них выбрала тему учебного фильма, написала его сценарий, сняла и смонтировала фильм. 

На заключительном занятии был организован кинофестиваль, на котором были представлены 6 фильмов, созданных слушателями школы. Первое место занял фильм «Всё включено», подготовленный командой № 1, в которую вошли С. Даскалова (Болгария), Г. Звонарёва (Россия), А. Иванов (Болгария), А. Кехайова (Болгария), В. Орсонья (Италия), С. Хорват (Румыния), М. Янкович (Польша). Победители были награждены почётными грамотами и памятными подарками – учебниками русского языка и монографиями, авторами которых являются проф. Л. В. Московкин и проф. Г. Н. Шамонина. 

Для слушателей X международной квалификационной школы был проведён ряд мастер-классов старшим преподавателем СПбГУ Д. Ю. Букиным. В частности, один из мастер-классов был посвящён игровым технологиям в преподавании РКИ. В ходе мастер-класса студенты научились не только определять цели и задачи, реализуемые преподавателем во время проведения игр, но и сами смогли принять в них участие. Лектор разделил всех слушателей на 4 команды, затем каждой из них были предложены различные игры на отработку различных навыков и умений. Особый интерес вызвала игра, в ходе которой необходимо было перефразировать высказывание, показанное на экране, не используя ни одно из отображённых слов или однокоренных им.


В ходе мастер-класса «Новые интернет-технологии для преподавателя и студента» автор познакомил слушателей с наиболее популярными мобильными приложениями для изучения русского языка. В ходе эксперимента, в котором участвовали все слушатели, удалось прийти к выводу, что ни одно из мобильных приложений не может в полной мере заменить функции преподавателя.
 
Особый интерес вызвал мастер-класс Д. Ю. Букина «Грамматика в аккордах». В ходе мастер-класса автор показал основные методы работы с песней в иностранной аудитории, направленные на закрепление грамматических навыков. Весь песенный материал был представлен в виде видеоклипов. В финале было предложено реконструировать текст песни «Замыкая круг» и исполнить саму песню. Для этого преподаватель разделил слушателей на команды, а каждая из команд реконструировала один из куплетов песни. Мастер-класс закончился общим исполнением песни.
 
Традиционным для Международной квалификационной школы становится обращение к теме словарей, которые играют важную роль в работе преподавателя русского языка как иностранного. В этом году лекция проф. В. А. Ефремова под названием «Словари в интернете и интернет-словари» была посвящена тому, каким образом правильно и эффективно можно использовать возможности интернет-ресурсов, представляющих разные типы словарей. Обзор был начат с академических источников, которыми можно и нужно пользоваться при изучении этимологии русского языка (www.etymolog.ruslang.ru). Отдельное внимание было уделено сильным и слабым сторонам наиболее известных информационных порталов (www.gramota.ruwww.gramma.ru) и словарных ресурсов (www.dic.academic.ru). Вопросы участников школы в основном были связаны с тем, каким сайтам можно доверять и где искать определения новых слов. 

Блок занятий по игровым технологиям открылся мастер-классом В. А. Ефремова, посвящённым анализу современных подходов к эдьютейнменту (обучение через развлечение). После экскурса в историю термина были охарактеризованы актуальные западные и отечественные концепции «игразования». Профессор наглядно и убедительно показал, что для максимальной эффективности любого обучения важными становятся такие элементы и характеристики процесса, как сотворчество, увлеченность, командная работа, междисциплинарность.

Основная часть мастер-класса была отведена анализу игровых методик и форм эдьютейнмента в лингводидактике. Отталкиваясь от хорошо известной в лингводидактике классификации игровых форм, принадлежащей Дж. Хэдфилду, лектор обратился к новому зарубежному опыту (так называемые французские мастерские) и к инновационным формам обучения с помощью электронных технологий (например, игра с эмодзи).


В заключение все слушатели, включая руководителей делегаций, были поделены на команды и стали участниками игры «Очевидец». Суть игры заключается в том, что каждый игрок владеет только частью информации, правильно собрав которую можно решить главную задачу – восстановить маршрут передвижения пропавшей девушки и определить её вероятное местонахождение. С опорой на карту Петербурга и в результате активных обсуждений и тесного коммуникативного взаимодействия игроки не только нашли правильный ответ, но ещё и познакомились с достопримечательностями и географией культурной столицы России.
 
На заключительном мастер-классе В. А. Ефремова «Мифы о русском языке: on-line» были развенчаны новомодные лингвистические мифы. Предпосылкой к развернутому анализу заблуждений о языке послужило исследование интернет-коммуникации, которая влияет на современные язык и речь как минимум в трёх направлениях:  через новые формы наивной лингвистики, через наивную лексикографию и через деятельность разнообразных интернет-сообществ (лингвофрики, граммар-наци и др.). Самые интересные примеры ложных фактов о русском языке (например, трудность его изучения для иностранцев) были иронично освещены в рамках непринужденной беседы с участниками школы. 

По традиции, сложившейся за несколько лет работы школы, во второй части мастер-класса все желающие могли задать профессору любые вопросы о русском языке. Так, представительница итальянской делегации Полина Маркачёва спросила о том, каковы перспективы изучения русского языка в условиях растущей во всем мире популярности английского языка. В свою очередь Анастасия Кехайова (Пловдив, Болгария) поинтересовалась причинами заимствования междометий «упс», «вау», «йес» и о вероятности того, что они вытеснят исконно русские междометия. 

Х Юбилейная международная квалификационная школа «Современные педагогические технологии в обучении русскому языку как иностранному» закончилась вручением сертификатов и награждением победителей конкурса «Методическая идея. Фразеологическое путешествие "пир на весь мир", или Как работать с фразеологизмами в национальной аудитории?». В этом году первое место заняла команда Шуменского университета (Болгария), второе место – команда Пловдивского университета (Болгария), третье место – команда Самцхе-Джавахетского университета (Грузия). 

Метки:
грант, РКИ, молодёжь, образование

Новости по теме

Новые публикации

Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Цветаева