EN
 / Главная / Публикации / Русских писателей ставят на новые рельсы

Русских писателей ставят на новые рельсы

Сергей Виноградов11.02.2019

Фото: education-news.complexdoc.ru

Выставка «Путешествие с Достоевским» открыта в петербургском Музее железных дорог России. Экспозиция рассказывает о том, куда и на чём великий русский писатель перемещался по железной дороге, как под стук колёс менялось его мнение о России и Европе и в каком именно вагоне познакомились герои романа «Идиот» князь Мышкин и Парфён Рогожин. Музейный эксперимент по привлечению новой публики удался – среди экспонатов по сути технического музея ходит начитанная публика и иностранцы, привлечённые именем Достоевского.

Представители музея рассказали «Русскому миру» о том, что намерены продолжать литературную линию. В этом году планируется открыть выставки, рассказывающие о взаимоотношениях с железной дорогой Александра Блока и Антона Чехова, а также их героев. Кроме того, здесь покажут виртуальный перрон XIX века – с подобного садилась в поезд Анна Каренина. А подлинный вагон, в котором она могла ездить, будет включён в экспозицию после реставрации.

Анна Каренина и другие пассажиры

«Она не спускала глаз с колёс подходящего второго вагона. И ровно в ту минуту, как середина между колёсами поравнялась с нею, она откинула красный мешочек и, вжав в плечи голову, упала под вагон». Самый драматичный момент одной из величайших (и популярнейших) книг мировой литературы можно будет прочувствовать по-новому. В распоряжении Музея железных дорог России оказался вагон 1878 года выпуска – того же года «выпуска» и роман Льва Толстого. В феврале экспозиция музея пополнилась старейшим сохранившимся почтовым вагоном в России 1902 года постройки. Наверняка когда-то он доставлял письма Льву Толстому, которому писали со всего мира. А старейший паровоз из экспозиции музея мог возить самого Толстого – он заступил на службу в 1897 году.

Да и кто из персонажей русской классики второй половины XIX не путешествовал поездом? Разговор, знакомство в вагоне – один из типичнейших сюжетов русской литературы. Повесть того же Толстого «Крейцерова соната» начинается и закручивается в поезде. Завязка романа Достоевского «Идиот» также происходит в поезде. Князь Мышкин и Парфён Рогожин добираются в Санкт-Петербург в вагоне третьего класса (по современной терминологии – в общем, сидячем) и начинают беседу, чтобы хотя бы ненадолго забыть о холоде и бессонной ночи.

Х/ф "Идиот", 1958 г.

Ворвавшийся в российскую жизнь паровоз был оценён русскими писателями по достоинству как движитель сюжета. Вагон показался им отличным местом для встречи случайных людей, и встречи, разумеется, судьбоносной. В предшествующие времена подобные случайные встречи в транспорте тоже описывались на страницах романов и повестей, но они происходили в каретах и дилижансах, а в них много действующих лиц не разместишь. Другое дело – поезд.

Николай Некрасов посвятил железной дороге одноимённую мини-поэму, а Антон Чехов создал в своих рассказах целый железнодорожный эпос. В его произведениях чередой проходят одинокие скучающие жандармы на затерянных железнодорожных станциях, телеграфисты, кондукторы, машинисты. Крестьянин в рассказе «Злоумышленник» искренне не понимает, отчего он не может свинтить гайку с рельс для рыболовного грузила и какой-такой катастрофой на путях его стращает следователь. Вот бы эту гайку, да в музейную экспозицию железнодорожного музея. Или шляпу господина Ярмонкина из чеховского шуточного рассказа «Жалобная книга»: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин». В музее железной дороги обещают – и Чехов, и Толстой могут стать героями будущих выставок.

Последний билет Блока

Музей железных дорог России относительно молод, он был открыт в специально построенном здании в октябре 2017 года к 180-летию русских железных дорог. Впрочем, сбор экспонатов и первые выставки начались ещё в 1970-е годы. Заместитель директора музея Павел Дунаев рассказал «Русскому миру», что сотрудничество с музеем Достоевского стало для них первым подобным проектом, но он надеется, что сотрудничество продолжится и будет расширяться.

«У нас есть намерение принять участие в петербургском фестивале “Дни Александра Блока”, – рассказал представитель Музея железных дорог России. – И мы рассчитываем, что в нашем музее откроется выставочный проект, посвящённый Блоку. Как поэт связан с железной дорогой? Во-первых, он ей активно пользовался. Специалистам удалось разыскать в архивах последний железнодорожный билет Александра Блока. Если всё сложится, мы сможем показать его нашим посетителям. Во-вторых, Блок вдохновлялся железной дорогой. Помните его знаменитое стихотворение «Незнакомка»? Считается, что в нём воплотился образ ресторана при железнодорожном вокзале в Озерках. К слову, возможно одним из мероприятий фестиваля будет поездка на поезде в усадьбу Шахматово, где любил отдыхать Александр Блок».

Музей железных дорог России. Фото: liter.kz

Литературная тема будет продолжена в самое ближайшее время созданием виртуального перрона, посвящённого стыку железных дорог и искусства. По словам замдиректора музея, на этом перроне найдётся местечко для Анны Карениной и Льва Толстого. «Мы очень рады тому, что наш музей пользуется популярностью у иностранцев, – говорит Павел Дунаев. – Приезжают из самых разных стран. В мире музеи железных дорог – не редкость, их довольно много, и люди знают, насколько в них интересно. К слову, мы уже наладили множество контактов с западными коллегами, у которых есть чему поучиться».

Достоевский: Европа из окна вагона

До открытия выставки «Путешествие с Достоевским» в вагон, в котором она разместилась, посетителей пускали лишь однажды – в ходе акции «Ночь музеев» гостей усадили на деревянные пассажирские лавки и показали начало фильма по роману «Идиот».

Как свидетельствуют историки, Фёдор Михайлович пользовался железной дорогой с самого её начала. В 1837 году, в год открытия железных дорог России, 15-летий Достоевский ехал на поезде из Москвы в Петербург. Выставка состоит из фотографий и литографий, которые рассказывают о железнодорожных путешествиях писателя, и сопровождается мультимедийной программой.

Выставка «Путешествие с Достоевским». Фото: Страница выставки /«Вконтакте»

«Увидеть мир глазами Достоевского – это очень интересно, не правда ли? – рассказала «Русскому миру» куратор выставки, заместитель директора по творческим проектам литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского Вера Бирон. – Но для нас было важное ещё и другое. Все представляют себе Достоевского как исконно петербургского писателя. А на самом деле он часто выезжал, подолгу жил за границей. Нам хотелось показать Фёдора Михайловича путешественником. Ему мечталось увидеть Европу, понять её. Он хотел попутешествовать ещё в молодые годы, но попал в Сибирь. Как только вернулся, занял деньги и поехал в Европу. Ему было важно воочию увидеть, ради чего он на собраниях у Петрашевского поддерживал все эти лозунги: “Свобода. Равенство. Братство” и другие. Ему казалось, что в Европе всё замечательно, потому что там прошли революции. Но проехав Европу на поезде, он увидел, что в Европе далеко не всё прекрасно, и ему сильно не понравилось увиденное. К слову, мы хотим создать фильм о европейских путешествиях Достоевского».

По словам Веры Бирон, к железной дороге писатель относился утилитарно, не связывая это транспортное новшество с прогрессом и новым шагом в развитии человечества: «Это было удобно, и он часто пользовался железной дорогой – в Москву постоянно ездил».

Выставка «Путешествие с Достоевским». Фото: Страница выставки /«Вконтакте»

В 2021 году, когда будет отмечаться 200-летие со дня рождения Достоевского, в Санкт-Петербург устремятся по железной дороге, воздуху и морю исследователи и поклонники писателя. Празднование обещает быть грандиозным, и Северная столица готовится к нему уже несколько лет.

«Полная программа будет озвучена позднее, но могу сказать, что в “Манежах” в Москве и Санкт-Петербурге откроются огромные выставки, посвящённые Фёдору Михайловичу, – рассказала Вера Бирон. – Ожидается выход спектаклей и фильмов по Достоевскому и о Достоевском. Наш музей откроется после реконструкции с обновлённой экспозицией».

Выставка «Путешествие с Достоевским». Фото: Страница выставки /«Вконтакте»

Юбилей Фёдора Достоевского – событие мирового звучания. Ежедневно в петербургском мемориальном музее Достоевского можно услышать несколько десятков языков и наречий. В гости к Достоевскому едет в буквальном смысле весь мир.

«Достоевского за рубежом очень любят, но понимают ли? – продолжает Вера Бирон. – Недавно я посмотрела австралийский фильм по “Преступлению и наказанию” и американский спектакль по “Идиоту”. Довольно удивительное зрелище. В австралийской картине взяли детективный сюжет, выбросив метания Раскольникова. Американцы же представили князя Мышкина неврастеником, который то и дело бьётся в припадках, а сценография состояла из покошенных русских избушек. Когда я сказала американскому исследователю, что мне не понравилось, его ответ был: “Это наш Достоевский”. Вместе с тем, на Западе очень глубоко и серьёзно изучают Достоевского, и в этом году всемирный симпозиум исследователей Достоевского состоится в Бостоне. Неизвестно, многие ли российские специалисты смогут там присутствовать, учитывая сложности с американскими визами».

В Санкт-Петербурге верят в то, что юбилей Фёдора Михайловича сыграет международную объединяющую роль. Глупо, имея поезда и рельсы, не ездить друг к другу в гости. 

Также по теме

Новые публикации

США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Цветаева