EN
 / Главная / Публикации / Российские вузы не доверяют посредникам и делают ставку на лояльных абитуриентов

Российские вузы не доверяют посредникам и делают ставку на лояльных абитуриентов

РОПРЯЛ11.04.2019

Фото: 1obl.ru

Российское общество преподавателей русского языка и литературы продолжает серию исследований, посвящённых практике набора и языковой адаптации иностранных абитуриентов в вузах России. В новый сборник, опубликованный на сайте РОПРЯЛ, вошли материалы, предоставленные 37 университетами из 35 российских городов, а также данные опросов 380 зарубежных абитуриентов.

Цель исследования — охарактеризовать практику работы подготовительных отделений для иностранных граждан в различных регионах Российской Федерации, выделить ключевые особенности работы этих отделений и охарактеризовать наиболее типичные проблемы, с которыми сталкиваются эти структурные подразделения в своей повседневной работе.

Исследование показало, что география набора зарубежного контингента учащихся в российские вузы демонстрирует серьёзный дисбаланс: совокупная доля набора из стран Европы, Балканского региона, Северной и Латинской Америки суммарно не набирает 8 % от общей численности абитуриентов, привлекаемых в российские вузы. Основными партнёрами России в плане рекрутинга остаются страны Юго-Восточной Азии (44,2 %), а также Ближнего Востока и Северной Африки (29,5 %).


В десятку стран-лидеров по отправке абитуриентов в рассматриваемые университеты вошли Китай, Монголия, Египет, Ирак, Туркменистан, Сирия, Марокко, Иордания, Вьетнам, а также Колумбия, совокупная доля которых в структуре набора составляет 64,3 %.

Практика набора зарубежного контингента на подготовительные отделения в значительной мере ориентирована на традиции и достижения советского периода: Россию в качестве направления для обучения нередко выбирают учащиеся, родители либо родственники которых обучались в советских вузах. Отечественные вузы имеют дело преимущественно с тем сегментом целевой аудитории, который уже лоялен к российскому образованию: 80 % опрошенных подтвердили, что не рассматривали каких-либо альтернатив России.

Одной из существенных проблем, затрудняющих продвижение подготовительных программ как единого формата обучения в масштабах всей страны, является существенное варьирование сроков, а значит, и содержания обучения. Мониторинг выявил отсутствие единообразия в вопросе выдачи документа об обучении на подготовительном отделении: несмотря на то, что 78 % университетов выдают своим выпускникам сертификат, имеется практика выдачи документов других форматов (справка, свидетельство).

Достаточно закрытыми остаются российские вузы для зарубежных компаний-рекрутеров, которые активно работают на мировом рынке образовательных услуг. Только 14 университетов обращаются к этой форме работы, что говорит о недоверии к коммерческим структурам-посредникам, нежелании либо невозможности делегировать права по набору учащихся экспертам региональных рынков. В числе наиболее популярных инструментов маркетинга – международные образовательные выставки, прежде всего в Китае, и реклама в печатной прессе (примечательно, что лишь 3 % опрошенных абитуриентов указали печатную прессу как источник информации о вузе). Вместе с тем 26 % опрошенных иностранных учащихся подтвердили, что нашли информацию об интересующем их вузе именно в глобальной сети.

По мнению подавляющего большинства опрошенных представителей вузов, наиболее острой проблемой развития подготовительных отделений является отсутствие единой программы поддержки довузовской системы подготовки иностранных граждан, в рамках которой возможно было бы внедрение единых подходов к оценке качества их работы, организации научно-методического и материально-технического обеспечения инфраструктуры по приёму иностранных учащихся. Важной участникам опроса представляется также задача расширения географии набора и повышения интенсивности рекрутинговых мероприятий.

Полный текст исследования представлен на сайте РОПРЯЛ (2019 г.)

Первая часть исследования (2016 г.)

Источник: РОПРЯЛ

Также по теме

Новые публикации

США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Цветаева