EN
 / Главная / Публикации / «Мы отстаиваем право наших детей получать российское образование»

«Мы отстаиваем право наших детей получать российское образование»

Светлана Сметанина31.08.2020

Российские соотечественники из разных стран – родители школьников – объединились в Международный родительский комитет, чтобы отстаивать право своих детей на получение российского образования. Один из организаторов МРК Дмитрий Вальдман (Франция) рассказал «Русскому миру», с какими проблемами сегодня сталкиваются те, кто хочет учиться в русской школе за рубежом.

– Вы стали одним из инициаторов создания Международного родительского комитета. Почему возникла необходимость в такой организации и каковы её цели и задачи?

– Всё началось с того, что мы столкнулись с проблемой получения российского образования для детей российских соотечественников во Франции. Вначале был создан родительский комитет в русской школе при посольстве в Париже, который занимался вопросами очно-заочного и заочного образования. Потому что дети работников посольства РФ учатся в этой школе очно, а дети соотечественников – на очно-заочной форме обучения.

Российское посольство во Франции. Фото: Kavkazr.com

20 мая в посольстве было объявлено, что очно-заочная форма обучения сокращается. Хотя она существовала 30 лет. Мы начали борьбу за восстановление этой формы обучения. Мы написали обращения в Министерство иностранных дел, Госдуму, Совет Федерации. И в какой-то момент узнали, что в других странах практически такие же проблемы. На нас стали выходить родители из других стран. Например, в русской школе при посольстве РФ в Японии год назад закрыли очно-заочное отделение и заочное. Также на нас вышли родители из Германии и рассказали, что в местной школе при посольстве также собираются сократить заочное обучение.

Но при этом также есть немало посольских школ, где ничего подобного не происходит. Например, в Женеве и в Праге. Более того, в Женеве даже больше проводится занятий, чем было в нашей школе в Париже.

И таким образом у нас собрался костяк из тех стран, где родители либо хотят сохранить очно-заочную форму обучения в школе при посольстве, либо восстановить её. Ну а дальше к нам подтянулись ещё и страны Прибалтики, где другие проблемы – политические. Там в русских школах, которые изначально были довольно многочисленные, оставили на русском преподавание только русского языка и литературы. Эти проблемы не имеют ничего общего с нашими. Но там также живут русские дети, которые также хотят получать российское образование и быть частью Русского мира.

Сейчас во Франции проживает от полумиллиона до миллиона русскоязычных соотечественников – выходцев из бывшего СССР. И большинство из них сконцентрированы именно в Париже. И также у нас есть группа стран, где соотечественники живут не в столицах, а в других городах. Это Египет и Марокко. Там у соотечественников проблема с получением именно хорошего заочного образования на русском языке. А в Турции, например, другая проблема. Там много хороших русских школ, но они не могут получить аттестацию для сдачи ЕГЭ.

В итоге мы собрали родителей из разных стран с разными проблемами, но объединённых одним общим желанием – чтобы их дети получали хорошее образование на русском языке. У нас уже состоялось два заседания, и во втором также принимала участие депутат Европарламента Татьяна Жданок. По итогам этого заседания мы написали обращение в правительство России – на имя его главы Михаила Мишустина. А также отправили наши письма в профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации, в Министерство иностранных дел и Россотрудничество, а также главе Всемирного координационного совета российских соотечественников Михаилу Дроздову.

Мы отстаиваем право наших детей получать российское образование, потому что понимаем, что оно одно из самых лучших в мире.

Встреча родительского комитета русской школы в Париже. Фото: Родительский Комитет ОЗФ ЗФ Русская Школа Париж / Facebook

– Что касается посольской школы во Франции, сколько детей там училось на очно-заочной форме?

– На момент начала предыдущего школьного учебного года на сайте школы была такая информация: 170 человек учились на очно-заочном отделении и 59 – на заочном. А 150 детей проходили обучение в очной форме. То есть на очно-заочной форме обучалось больше всего детей. И именно эту форму обучения и сократили. И по итогам трёх месяцев борьбы мы до сих пор не понимаем, почему так произошло. Нам сказали, что проблема в каких-то СанПинах. Но из-за санитарных норм не могут закрывать всю форму образования. Есть «Закон об образовании Российской Федерации». Там сказано, что есть три формы образования: очное, очно-заочное и заочное. И все три формы являются императивными – это юридический термин, обозначающий, что все они равны, и родители имеют право по закону выбирать форму обучения для ребёнка. То есть в нашем случае по сути идёт нарушение федерального закона, и мы не понимаем, почему это происходит.

Традиционно очно-заочная форма обучения при посольских школах адаптирована к системе местного образования. Это значит, что дети ходят на очную форму во французскую школу или швейцарскую. А один или два раза в неделю посещают русскую школу при посольстве. Например, во Франции дети ходили в русскую школу один раз в неделю по средам, потому что в этот день во французской школе нет занятий. И такой порядок обучения существовал на протяжении 30 лет. И вот теперь почему-то было решено это прекратить. При этом в США, Румынии, Швейцарии, Чехии и Финляндии в посольских русских школах такая очно-заочная форма обучения сохранилась.

– То, что ваши дети посещают одновременно две школы – местную и русскую – для чего вам это нужно? Это же дополнительная нагрузка на детей…

– Да, действительно это дополнительная нагрузка. Но у нас есть для этого веские причины. Во-первых, мы считаем, что российская система образования одна из лучших в мире, особенно среднее образование, и то, что касается точных наук, – это признаёт весь мир. Приведу пример: ребёнок ходит параллельно в русскую и французскую школу, и по математике русская школа идёт на два-три года вперёд по сравнению с французской. Это очень много. Я не хочу сказать, что французская школа плохая, нет. Но по физике, химии и математике они отстают на год-два-три.

Во-вторых, мы все видим, что сегодня происходит в Европе, где либеральные ценности размывают традиционное общество. В частности, идёт если не перевирание истории, то сокрытие каких-то важных исторических событий. Коснусь истории. Мой ребёнок учится во французской школе, и в 10-летнем возрасте они проходили период Второй мировой войны. Им было нужно выучить четыре важных даты: начало войны, дату обращения генерала Де Голля, дату высадки союзников в Нормандии и дату подписания капитуляции гитлеровской Германии. Всё. Что это значит?


Это значит, что наши русские дети – дети соотечественников – они не узнают, что была Великая Отечественная война, что была Курская битва. С точки зрения французской истории, Курской битвы не было, как и Сталинградской битвы. Наши дети не узнают про дневник Тани Савичевой, про блокаду Ленинграда, про 27 миллионов погибших советских солдат и мирных жителей. На наш взгляд, не знать этого – это просто невозможно для русских людей. Именно поэтому мы хотим, чтобы наши дети ходили в русскую школу.


– Вы уже получили ответы на ваши обращения?

– Сначала мы писали на имя российского посла во Франции. У нас состоялась встреча с его двумя заместителями. Мы договорились, что они могли бы дать нам заочную форму вместо полного отчисления. Но родители не хотят терять очно-заочную форму. Потому что в этом случае дети ходили на занятия и общались с учителями. Вот как можно спорные вопросы той же Революции 1917 года изучать заочно? Их же нужно обсуждать – что хорошо, что плохо. А стихи как сдавать заочно? И родители решили, что мы продолжаем борьбу за очно-заочную форму. Почему в Швейцарии и других странах она остаётся, а во Франции её закрывают?

Дмитрий Вальдман. Фото из профиля в Facebook

Потом мы написали письмо на имя министра иностранных дел России Сергея Викторовича Лаврова. Нам пришёл ответ от начальника отдела заграншкол, который занимается всеми посольскими школами. Он нам ответил, что в соответствии с приказом МИД РФ «обучение в заграншколах осуществляется только в очной форме, а иные формы обучения могут использоваться по заявлению родителей и по решению руководителя загранучреждения только в сочетании с очной формой». И что в нашей школе очно-заочная форма обучения сокращается. Но мы так и не поняли, почему.

Татьяна Аркадьевна Жданок, которая сама доктор физико-математических наук и прекрасно понимает проблемы образования, помогла нам передать наши обращения в Комитет Госдумы по образованию и науке, а также в Комитет Совета Федерации по международным делам. И председатель Комитета ГД Вячеслав Алексеевич Никонов, и глава Комитета СФ Константин Иосифович Косачёв были глубоко озабочены и удивлены тем, что сложилась такая ситуация с образованием детей соотечественников.

Вячеслав Никонов обратился с депутатским запросом по этому поводу к министру иностранных дел. Был получен ответ на этот запрос, где говорится, что в связи с принятием закона о бесплатном образовании для детей соотечественников из бюджета посольства выпадают те деньги, которые раньше родители платили за обучение в посольской школе. Но в то же время в других же школах такая форма обучения осталась. Из комитета по международным делам СФ нам ответили, что они поддерживают расширение школ для обучения детей соотечественников и введение дополнительных ставок для учителей и дополнительного финансирования. То есть и Госдума, и Совет Федерации нас поддерживают.

А теперь мы ждём ответ на наш запрос на имя председателя правительства РФ. Насколько мне известно, там уже дано поручение Министерству просвещения разобраться с этим вопросом.

Параллельно мы предложили провести круглый стол, в котором могли бы принять участие представители Министерства иностранных дел и Министерства просвещения, а также комитеты по образованию и науке ГД и по международным делам СФ. Также у нас идёт общение и с Евгением Александровичем Примаковым, главой Россотрудничества, который тоже высказал нам свою поддержку.

У нас в семье и у меня, и у жены российское гражданство. Наши дети хотят учиться в русской школе и изучать русскую литературу и историю. Это же хорошо, что в разных странах будет больше людей, которые говорят языком Пушкина и Толстого. Но главное, что нас поддерживают, и законодательная и исполнительная власть понимают, что эту проблему нужно решать и русские школы при посольствах нужно развивать.

Также по теме

Новые публикации

В дискуссии «Русский мир онлайн», проходившей в рамках XIV Ассамблеи Русского мира, принял участие председатель Всемирного координационного совета российских соотечественников, глава Русского клуба в Шанхае Михаил Дроздов. В своём выступлении он дал прогноз, как произошедшие в связи с пандемией изменения отразятся на движении соотечественников.  
Укреплять взаимопонимание между Россией и Германией призвали участники российcко-германской конференции «Муниципальное и региональное сотрудничество как мосты взаимопонимания». Конференция,  официально приуроченная к 75-летию окончания Второй мировой войны, прошла в формате онлайн в Берлине и в Москве.
3 ноября состоялось торжественное открытие XIV Ассамблеи Русского мира. Одним из спикеров панельной дискуссии «Русский мир онлайн» стал советник Президента России, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Владимир Толстой. Его выступление было посвящено чтению в цифровую эпоху.
28 ноября исполняется 140 лет со дня рождения Александра Блока, ключевой фигуры Серебряного века. Творческое наследие Блока – это поэзия высочайшего класса, но личность поэта одной лишь лирикой не исчерпывается.
XIV Ассамблея Русского мира завершилась совсем недавно, и наш портал активно освещал события этого большого форума соотечественников, собравшего более 3000 человек. По ещё не остывшим следам мы решили вспомнить важные тезисы, прозвучавшие в ходе ассамблеи.
Развитие молодёжной политики – одно из стратегических направлений стран Большого Каспия. Нередко оно сопряжено с работой некоммерческих и образовательных организаций. Именно об этом говорили представители вузов, молодёжных движений и органов государственной власти каспийского региона 26 ноября в рамках международного совещания по вопросам молодёжного сотрудничества.
Столетие Русского исхода, отмечаемое в этом году, – это в первую очередь память о наших соотечественниках, своим трудом и талантом внёсших значительный вклад в достижения человечества. Одним из таких людей, чьё имя навсегда вписано во всемирную историю изобретательства, стал Александр Матвеевич Понятов – создатель видеомагнитофона.
Завершился онлайн-курс обучения русскому языку студентов Университета Северной Аризоны. Проект был реализован Сочинским государственным университетом при поддержке фонда «Русский мир». Появление новой возможности было воспринято студентами с большим энтузиазмом, на  25 выделенных мест запись была закрыта практически мгновенно.