На Пасху о грехах не плачут
Тамара Скок02.05.2021
Праздник Пасхи и всё, что с ним связано, имеет в русском фольклоре исключительно положительную окрас. Обратим внимание на то, как Пасхальная неделя и Светлое воскресенье отразились в народных обычаях, приметах, метких выражениях.
Начнём с самого наименования: Пасха (а во многих регионах и Паска) – это не только Христов день, Воскресение Господне, Светлое Христово воскресение, Велик день, Пасха честна'я, но и название ритуального творожного блюда. У И. Шмелёва в «Лете Господнем» есть описание приготовления творожного угощения: «Я помогаю тереть творог на решетке. Золотистые червячки падают на блюдо, - совсем живые! Протирают все, в пять решет; пасох нам надо много. Для нас - самая настоящая, пахнет Пасхой. Потом - для гостей, парадная, еще "маленькая" пасха, две людям, и еще – бедным родственникам».
Пасху (паску), как и куличи, щедро сдабривают и украшают, ведь всё на пасхальном столе должно быть вкусным и радующим глаз. Запивать праздничную сдобу лучше всего узваром (взваром) – насыщенным компотом из сушёных или свежих ягод и фруктов. Непременный атрибут праздничного пасхального стола – крашенки (крашеные, украшенные яйца), они же битки (от глагола бить), писанки, писеички (расписанные узорами). В некоторых регионах пекут христики – сладкое и сдобное пасхальное печенье в виде крестиков. После Великого поста в Светлое воскресенье за праздничным столом можно было отвести душу, не зря появилась поговорка «Наесться, как на первый день Пасхи» - сытно, вкусно и вдоволь.
На Пасхальной неделе старались соблюдать ритуалы, призванные защитить дом, чад и домочадцев, хозяйство, скотину. К примеру, в диалектах Пермского края встречается прилагательное четверожный (относящийся к Великому четвергу) в контексте такого обычая: в Великий четверг на божницу клали соль, а затем этой четверожной солью посыпали коров и другую домашнюю живность, чтобы не было уроки (порчи, сглаза). После Пасхи катали освященное яйцо по спинам лошадей, приговаривая: «Как яичко это кругло, такова бы и лошадка моя была». Считалось, что если не огладить скотину крашеным яйцом, то и корм ей на пользу не пойдёт, и спорости в работе не будет.
Еще один атрибут праздника Пасхи – массовые гуляния. Среди основных развлечений для молодёжи – качели и карусели. Так, в костромском крае сооружали веревочную качулю на деревянных стропилах, в пермском мастерили крутелкú, карусель на длинном шесте, где с одной стороны закреплены небольшие деревянные сани, а другая служит рычагом для толкачей. Под качули и крутелки стелили солому, и считалось, что тот, кто упадёт, рискует в девках или бобылях остаться.
В заметках диалектологов о праздновании Пасхи на среднем Урале есть упоминания о том, что в этот день было принято стрелять шибко, а перед праздником украшать жилье ветками хвойников, пихтарником, иглы которого символизировали тернистый путь Христа на Голгофу. Иногда на Пасху гадали, ходили вокруг церкви с зажжённой свечой. Считалось, что если свеча погаснет, то год будет тяжёлым, если нет – лёгким, безбедным.
Связаны с Пасхой и народные приметы. Если на Пасху будет хорошая погода, то и на последующие летние праздники выпадут погожие деньки. На Пасху небо ясно – к хорошему лету. На Святой неделе дожди – будет добрая рожь. На Святой неделе гром – к хорошему урожаю.
Всеобщее приподнятое настроение является откликом на происходящее в природе. Солнышко с пасхальной горки в лето катится. А потому Пасхе радуются и богатые, и бедные, и те, кто постился, и те, кто поста не соблюдал, и безгрешные, и те, кому есть в чем покаяться. В народе говорят: «В этот день о грехах не плачут, Бог всем своё прощение даёт».