EN
 / Главная / Публикации / По методу Станиславского. Российскую театральную школу экспортируют

По методу Станиславского. Российскую театральную школу экспортируют

Редакция портала «Русский мир»22.09.2021

Фото: gitis.net

Российский институт театрального искусства – ГИТИС совместно с Россотрудничеством запускают образовательный проект “STANISLAVSKY. METHOD”, который будет реализован преимущество в ближнем, но отчасти и в дальнем зарубежье. Речь идёт о выездных школах театрального мастерства, преподавание в которых будет вестись российскими театральными педагогами.

Эти курсы повышения квалификации рассчитаны, прежде всего, на профессиональных артистов. Естественно, что преподавать российские театральные педагоги будут по методу Станиславского.

«Этот проект очень важен для нас, – рассказал руководитель Россотрудничества Евгений Примаков. – Мы – агентство – выбираем те сферы, где мы конкурентоспособны, сильны, где мы узнаваемы. В первую очередь, это великая русская культура, искусство. Конечно, это такие имена, как Чехов, Достоевский, Чайковский. И конечно, это Станиславский, метод Станиславского, театральное мастерство, театральное искусство. Это то, в чём Россия узнаваема».

В зависимости от страны форматы выездных школ могут быть разными: где-то они будут проходить прямо в местных театрах, а где-то, в случае необходимости, Россотрудничество готово предоставить площадки своих представительств – Русских домов.

Ректор ГИТИСа Григорий Заславский особо отметил, что система Станиславского в мире очень востребована – в этом его убедил опыт встреч с коллегами в разных странах. И у России как страны-родины этого метода здесь большой потенциал. Но пока мировой театральный образовательный рынок занят в основном американскими коучами, которые преподают метод Станиславского и в Европе, и в Азии.

Идея создания театральных курсов повышения квалификации, рассказал Заславский, пришла во время пандемии, когда театры закрылись, актёры, режиссёры и театральные педагоги вынуждены были сидеть дома. Вначале дистанционные курсы стали проводить для российских актёров и студентов театральных вузов, а затем и для актёров русских театров зарубежья.

По словам ректора ГИТИСа, в ходе этих встреч российские педагоги получили просто необыкновенный человеческий отклик, именно это и убедило в том, что настоящая русская театральная школа во многих странах по-прежнему очень востребована. Заславский уверен: проект даст возможность актёрам близко познакомиться с особенностями именно русской школы.

Проект стартовал накануне – 21 сентября в Бишкеке и Баку начали работать первые выездные школы. Ну а затем театральные педагоги из России отправятся в Брест и Гомель (Белоруссия), Ереван и Гюмри (Армения), Душанбе (Таджикистан), Алма-Ату (Казахстан), Ташкент (Узбекистан), Кишинёв (Молдавия), Цхинвал (Южная Осетия) и даже на родину европейского театра – в Грецию (Афины).

Как пояснила представитель Росоотрудничества, которая курирует этот проект, Нармин Ширалиева, в каждой стране будут преподавать именно то, что востребовано там. Где-то это будет сценическое мастерство и режиссура, где-то – сценическое движение и фехтование, а где-то – вокал или сценическая речь. Форматы тоже могут быть разные – как живое общение, так и дистанционные курсы. Задействованы будут разные педагоги и разные кафедры ГИТИСа, а со временем, надеется Григорий Заславский, к сотрудничеству подключатся и другие российские театральные вузы.

И конечно, работа таких творческих курсов, или лабораторий, была бы невозможна без интереса со стороны самих национальных театров. «Мы голодны до общения, надо его возвращать. Культуры обогащают людей, мы питаем друг друга… Нам всем необходимы лаборатории – это практика, именно здесь возникают новые союзы, новые друзья», - заметил и.о. заведующего кафедрой эстрадного искусства ГИТИСа, руководитель Центра драматургии и режиссуры Владимир Панков, поделившийся опытом проведения театральной школы в Киргизии.

«Приветствуем тесное сотрудничество, образование в театральной сфере для нас важно. Мы собираемся продолжать сотрудничество с ГИТИС», сказала ещё одна участница встречи, заведующая отделом искусств Министерства культуры Азербайджана Фарах Аджалова.

«Я смотрел в глаза наших ребят и видел, что им было очень интересно. Я понимаю, что в дельнейшем работать с теми молодыми актёрами, которые пройдут эти курсы, нам будет намного легче и интереснее», так оценил потенциал этого сотрудничества главный режиссёр Азербайджанского государственного академического театра Джавид Имамвердиев.

Также по теме

Новые публикации

14 октября состоялось открытие международного проекта «Русский язык в Африке: образование, диалог, культура», который будет проходить в странах Восточной и Юго-Восточной Африки в октябре – ноябре этого года.
В России на сегодняшний день проживает около двух миллионов армян. А вот русских в Армении гораздо меньше – всего около 15 тысяч человек. Но и те и другие постоянно живут на два дома и укрепляют связи между нашими странами – экономические, культурные и духовные.
Россия успешно продаёт по всему миру не только нефть, газ, уголь, оружие, но и шоколадные конфеты. В этом году наша страна имеет все шансы войти в десятку мировых поставщиков шоколада: уже 94 страны по всему миру закупают российскую продукцию, и спрос только растёт.
14 октября российскому режиссёру Павлу Чухраю исполняется 75 лет. Его фильмы: «Клетка для канареек», «Вор», «Водитель для Веры» – стали классикой советского и российского кино. По словам режиссёра, для него хобби – это его работа. А сейчас он снимает фильм об эпохе конца 40-х – начала 50-х годов XX века.
В Екатеринбурге завершил свою работу VII Конгресс Российской ассоциации преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) «Динамика языковых и культурных процессов в современной России», посвящённый памяти академика Л.А. Вербицкой. Он объединил 230 учёных и 46 городов России.
Оксана Соломченко из немецкого Оффенбурга стала победительницей конкурса «Образование на русском. Учитель 2021 года для детей-билингвов». Участниками конкурса, организованного культурно-образовательным центром FoRuss, стали педагоги из Германии, Швейцарии, Германии, Австрии, Испании и Марокко.
Монумент «Скорбящая мать» молодого скульптора Дениса Стритовича стоит в мемориальном комплексе «Жестяная Горка» в Новгородской области. Его стела «Погибшим советским военнопленным» –  в Вене (Австрия), а памятник первому главнокомандующему РВСН Митрофану Неделину – в подмосковном Одинцово. Скульптор рассказал «Русскому миру» о создании образов героев Великой Отечественной войны.  
На Московском международном салоне образования обсудили первые результаты самой масштабной российской государственной программы по поддержке университетов «Приоритет – 2030». Ректоры видят в этой программе большой потенциал по развитию не только самих университетов, но и территорий вокруг них.