EN

«Сила поэзии – сила России». Новый конкурс для школьников Донбасса и Новороссии

Елена Хрулёва29.03.2024

Для развития русской поэзии на новых территориях Российский Федерации – Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей, – а также содействия популяризации литературного творчества на освобождённых территориях, патриотического воспитания будущего поколения русских литераторов среди детей школьного возраста Агентство гражданских инициатив разработало проект «Сила поэзии – сила России».

На протяжении более чем 30 лет на территории Украины, а особенно в последние 10 лет, русский язык и русская культура развивались под постоянным давлением. Так, из школьной программы практически полностью исключили произведения русских классиков, лишив детей связи со своими корнями и уничтожая их русскую идентичность.

Организаторы проекта уверены, что интеграция новых граждан России в российское пространство имеет особую значимость, потому что именно дети в будущем станут носителями российского культурного кода.

– Проект призван не только научить, как написать, сказать или присочинить, но и осознать самих себя в пространстве нашей большой России, с нашим огромным многонациональным народом, – подчеркнула литературовед, профессор кафедры русской литературы ХХ – ХХI веков Института филологии МПГУ Ирина Минералова.

Проект осуществляется в два этапа. На первом, который проходит в настоящее время, проводятся семинары для педагогов и занятия для детей – видеолекции по технике и логике речи, созданию партитуры текста, чтению произведения с последующим анализом прочитанного, практикумы по написанию эссе и стихотворений с заданной проблематикой и т. д.

Проект получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив в рамках первого грантового конкурса 2024 года. К нему уже присоединились более 100 школ из новых регионов России. Онлайн-курс из 12 литературно-творческих семинаров и 15 просветительских видеороликов уже прослушали более 2 тысяч человек.

– Мы открываем то, что, нам казалось, мы не умеем, и никогда этого не делали. Поэтому это ещё и начало большой культурно-просветительской работы внутри каждой школы, внутри каждого региона, которая объединяет нас. Это идёт на нашу общую пользу, учимся мы вместе, и это лучшее, что мы можем делать, – отметила эксперт.

Поэтический концерт: восемь донбасских лет

Второй блок проекта – творческий конкурс для детей, которые должны будут написать эссе и стихотворения на тему «Сила поэзии – сила России». Принять участие могут учащиеся 5 – 11 классов из новых регионов. Школьники могут подать заявки до 31 мая 2024 года в одной из трёх номинаций: исполнительская, эссе, поэтическое произведение. Подведение итогов конкурса будет проводиться в двух возрастных категориях: 5 – 7 классы и 8 – 11 классы. Всего будут определены 27 победителей.

Победители и призёры конкурса посетят Москву, где для них будут организована культурно-образовательная программа, экскурсии по городу, музеям и т. д. Это поможет детям из новых субъектов более глубоко погрузиться в русскую культуру.

В проекте в качестве жюри примут участие выдающиеся деятели современной русской культуры: поэты, артисты, литературоведы. Среди них профессор МПГУ Ирина Минералова, народный артист России Владимир Березин, заслуженный деятель искусств России Влад Маленко, Стефания Данилова, поэт, лауреат Всероссийской премии им. Дементьева, Екатерина Крюк, автор поэтического сборника «Живы будем» и артист Московского театра поэтов Роман Сорокин.

После подведения итогов конкурса и приезда победителей в столицу планируется издание сборника лучших работ, в который войдут не только произведения призёров, но и их педагогов, а также участников, которые показали себя хорошо, но не заняли призовое место.

Подобный проект сегодня, когда возрождается гражданская поэзия, просто необходим, уверены организаторы. Ведь поэтические произведения наилучшим образом выражают то, что происходит в нашей стране, а также способствуют росту патриотизма.

– Появляется понимание русского слова, определение своей гражданской позиции, поэзия учит ответственности перед чем-то, – отметила Ирина Минералова.

В этом году в проекте участвуют только новые регионы России, но организаторы надеются, что в дальнейшем его удастся распространить и на другие области. Ведь поэзия, уверен народный артист России, диктор, теле- и радиоведущий Владимир Березин, – это «маячок, который даёт сигнал, чтобы мы не заблудились». По его мнению, проект вызовет живой отклик на всех новых территориях, которые «причалили к родному берегу».

Сборник гражданской поэзии Донбасса «Час мужества»

Также по теме

Новые публикации

В рамках XVI Ассамблеи Русского мира состоялась панельная дискуссия «Духовно-нравственное пространство Русского мира: традиции, вызовы, перспективы». Её участники из разных стран рассказали, что такое для них Россия, русский язык и культура - что такое Русский мир.
В последние годы у многих наших соотечественников за рубежом возникают сложности из-за антироссийской политики тех стран, где они находятся. Руководство РФ неоднократно заявляло, что будет отстаивать права соотечественников за границей и помогать им, где бы они ни находились.
Когда в основе глагола наблюдается чередование гласных, могут возникнуть трудности при выборе верной формы: обезболивать или обезбаливать, обусловливать или обуславливать, сосредоточивать или сосредотачивать? Рассмотрим возможные орфографические варианты.
Живущая в Хургаде уже более 20 лет наша соотечественница Екатерина Маркова в какой-то момент поняла, что нужно что-то делать, чтобы сохранить русский язык у собственных детей, и создала детскую творческую студию «Киножурнал “Мандарин”», чтобы заинтересовать детей русской культурой.
Участник XVI Ассамблеи Русского мира Диего Лейте де Оливейра, преподаватель русского языка Федерального университета Рио-де-Жанейро, рассказал, где в Бразилии преподают русский язык, что привлекает студентов изучать язык Пушкина и как БРИКС помогает сближению россиян и бразильцев.
Участница XVI Ассамблеи Русского мира преподаёт русский язык в третьем по величине городе Колумбии  - Кали. Дина ведёт активную деятельность, пропагандируя российскую культуру в Латинской Америке. Она также ездит в Россию обмениваться опытом и представлять достижения своего центра, который находится буквально на другом краю света.
В Китае увеличивается спрос на работников со знанием русского языка. Местный бизнес ищет специалистов, говорящих по-русски и знакомых с российскими культурными особенностями. Об этом и том, как простые китайцы относятся к русским, рассказала участница XVI Ассамблеи Русского мира Светлана Ван, координатор павильона России в Пилотной зоне Китай-ШОС и глава Русского клуба в Цзяочжоу.
Как согласуется сказуемое с подлежащим, если последнее выражено такими сочетаниями, как муж с женой, мама с сыном, брат с сестрой и т. п.? Что необходимо учитывать при употреблении подобных конструкций?