EN

Операция «Багратион»: триумф советского военного искусства

Редакция портала «Русский мир»23.06.2024

Карта операции «Багратион»

80 лет назад – 23 июня 1944 года – началась знаменитая операция «Багратион», вошедшая в историю как одна из самых успешных и крупнейших военных баталий не только в Великой Отечественной войне, но и в известной истории человечества. За два месяца мощного наступления Красной Армии были освобождены сотни тысяч квадратных километров СССР, Прибалтики и Польши, немецкая армия отброшена на 600 километров, а её знаменитая группа армий «Центр» полностью разгромлена.

 «Белорусский балкон»

В конце 1943 – начале 1944 года советские войска без особых успехов пытались прорваться в сторону Минска и Орши – всего было осуществлено 11 операций по прорыву. Но результатов они не имели. А тем временем на Украине Красная армия далеко продвинулась вперёд, освободив практически всю территорию республики. В результате на линии фронта образовался так называемый «белорусский балкон» – огромный выступ на линии Витебск – Орша – Могилёв – Жлобин. Он «нависал» над нашими войсками на Украине, мешая им развивать наступление на запад – в сторону Минска, Варшавы и Берлина. «Балкон» необходимо было срезать во чтобы то ни стало.

Тем временем противник перебросил свежие силы на южное направление и 1-ый Украинский фронт встал. Тогда в Ставке принимают решение изменить направление главного удара. Но при этом необходимо было сделать это так, чтобы немцы ничего не подозревали и не усилили бы свою группировку на западе. Основу оккупационных сил в Белоруссии составляла группа армий «Центр» – самая мощная из трёх групп армий нацистской Германии. Именно «Центру» отводилась главная роль в гитлеровском плане нападения на СССР «Барбаросса», и эта же группировка нанесла серьёзное поражение советской армии в начале Великой Отечественной войны.

На стороне немцев были сосредоточены войска численностью порядка 1,2 миллиона человек. В наших войсках на белорусском фронте было около 1,6 миллиона человек. Также Красная Армия на этом направлении имела существенный – в несколько раз – перевес в танках и авиации. Столь значительная разница объяснялась тем, что немцы вообще не ожидали нашего наступления на этом участке и не предпринимали никаких дополнительных мер.

И у них были основания для такого спокойствия. Их линия обороны была глубиной до 270 километров, что, по замыслу фашистов, должно было истощить наступательные возможности Красной Армии. На территории Белоруссии ими было создано 12 крепостей – в том числе в таких городах, как Витебск, Орша, Бобруйск. Их окружили рядами колючей проволоки, минными полями, многочисленными дотами и дзотами.

«Настойчивость командующего фронта доказывает, что наступление тщательно продумано»

В апреле 1944 года Генеральный штаб Красной Армии начинает разрабатывать план масштабной военной операции, которая вскоре получит название «Багратион» – в честь русского полководца Петра Ивановича Багратиона, героя войны 1812 года. И кстати, символические отсылки к Отечественной войне 1812 года на поле предстоящего сражения также имелись. Одним из наиболее значимых мест сражений здесь станет река Березина – правый приток Днепра и роковое место для отступавшей наполеоновской армии, ставшее символом её поражения.

Советский Генштаб задумал чрезвычайно амбициозную операцию – одномоментное сокрушение целой группы армий противника. Для начала были сделаны выводы из неудачных попыток прорыва прошедшей осенью и зимой: несправившихся военачальников заменили на более опытных и хорошо показавших себя на других фронтах генералов К. К. Рокоссовского, Г. Ф. Захарова, И. Д. Черняховского и И. Х. Баграмяна.

Первоначально советское командование планировало нанести один мощный удар на бобруйском направлении. Но Константин Константинович Рокоссовский, изучив местность, заявил, что главных ударов должно быть два. Иначе в болотистом Полесье советские войска будут идти в затылок друг другу и не смогут действовать одновременно. Сталин и другие военачальники настаивали на своём мнении. Рокоссовскому дважды предлагали выйти в другую комнату, чтобы ещё раз хорошо обдумать своё предложение. Но он каждый раз, возвращаясь, продолжал упорно настаивать на своём. И тогда Сталин вынес свой вердикт: «Настойчивость командующего фронта доказывает, что наступление тщательно продумано. А это надёжная гарантия успеха».

В обстановке полной секретности

Подготовка к операции велась в нескольких направлениях. Была организована тщательная разведка сил и позиций противника: выявлялись огневые точки, батареи, блиндажи, в плен были захвачены около 80 «языков». Но главное – необходимо было запутать немецкое командование, заставив их поверить, что основной удар русских будет нанесён на Украине. Именно поэтому две трети своих танковых дивизий противник держал южнее Белоруссии.

Необходимо было добиться максимального эффекта внезапности. Для этого все перемещения войск осуществлялись исключительно по ночам, все распоряжения командирам частей отдавались лично командующими фронтов – телефонные переговоры даже по защищённым линиям связи были запрещены. Минные поля в направлении наступления не снимались полностью – сапёры лишь свинчивали с мин взрыватели. Уровень скрытности операции был такой, что командирам авиационных частей, которым отводилась важнейшая задача при наступлении, узнавали о ней за 5 – 7 суток до начала операции, а личный состав – за несколько часов до неё. И сами авиационные части базировались за 200 километров от линии фронта и всего лишь за день – два до начала наступления перелетали мелкими группами на передовые аэродромы.

«Группам армий “Центр” и “Север” предсказывали спокойное лето»

Неудивительно, что при таком уровне дезинформации немецкое командование во главе с Гитлером было уверено, что наступления следует ждать на Украине или по направлению к Балтийскому морю. Курт Типпельскирх, командующий 4-й полевой армией Вермахта, так описывал тогдашнее настроение в войсках: «Не было ещё никаких данных, которые позволили бы предугадать направление или направления, несомненно, готовившегося летнего наступления русских. Так как авиация и радиоразведка обычно безошибочно отмечали крупные переброски русских сил, можно было думать, что наступление с их стороны непосредственно пока не грозило.(…)  Группам армий “Центр” и “Север” предсказывали “спокойное лето”». 

И даже интенсивные перевозки войск по железной дороге немцы принимали за отвлекающие манёвры русских и опять же ничего не предпринимали. Немцы были настолько спокойны на белорусском направлении, что один из командующих – фельдмаршал Буш даже отправился в отпуск за три дня до начала операции «Багратион».

Советский блицкриг

…Приближалась тяжёлая и знаменательная дата – 22 июня – день нападения войск фашистской Германии на Советский Союз. В этот день наши войска провели разведку боем. А уже 23 июня начали наступление, которое очень быстро переросло в блицкриг. Советские войска прорвали на многих участках оборону немцев. Достаточно сказать, что 11 из 12 тех самых суперукреплённых крепостей были взяты всего за три недели. А крупные группировки противника в районе Витебска, Бобруйска, Вильнюса и Бреста очень быстро были окружены и ликвидированы.

Колонна 9-й армии вермахта, разгромленная ударом с воздуха неподалёку от Бобруйска

Стремительное продвижение Красной Армии стало настоящим шоком для вермахта – на многих участках фронта немецкие позиции были буквально смешаны с землёй. Среднесуточный темп наступления был просто невероятный – советские войска проходили до 20 километров в сутки! 3 июля был освобождён Минск. После этого войска 1-го Прибалтийского фронта приступили к освобождению Латвии и Литвы, которые были зачищены от фашистов в июле. В августе Красная Армия зашла на территорию Польши.

Важнейшим моментом операции «Багратион» были действия партизан. Летом 1944-го с войсками Красной Армии соединились почти 200 тысяч участников партизанских отрядов. Ими было осуществлено более 10 тысяч подрывов на пути следования немецкой техники, что вызвало паралич группы «Центр» на несколько дней. Партизаны взрывали железные дороги и мосты, уничтожали линии связи. 16 июля 1944 года в недавно освобождённом Минске торжественным парадом по центру города прошли 30 тысяч белорусских партизан.

А в Москве 17 июля прошёл символичный «парад побеждённых»: по распоряжению Сталина десятки тысяч немецких военнопленных с белорусского фронта провели по центру Москвы. Это была грандиозная пиар-акция мощи Красной Армии. Те самые «непобедимые» завоеватели, планировавшие за несколько месяцев захватить Советский Союз и пройти парадом по Красной площади, действительно, наконец, оказались в Москве – под конвоем. 57 тысяч немецких военнопленных во главе с 19 генералами прошли по Ленинградскому шоссе, улице Горького (ныне – Тверская), Садовому кольцу. А вслед за этими жалкими колоннами шли поливальные машины, которые – гениальный ход! – смывали всю грязь за некогда грозными фашистскими вояками.

«Или вы уже списали нас?»

Перед этим немецкая группировка предпринимала отчаянные попытки вырваться – даже с холодным оружием – из окружения. 5 июля из «котла» была отправлена последняя радиограмма немецкому командованию: «Сбросьте с самолёта хотя бы карты местности! Или вы уже списали нас?» ответа не последовало… Сдача в плен была неизбежной.

Таким образом, за два месяца была разбита и уничтожена мощнейшая группировка армий «Центр», 17 дивизий и три бригады противника были полностью уничтожены, фронт продвинулся на запад почти на 600 километров, тем самым были созданы условия для дальнейшего наступления на других участках фронта. Вермахт понёс тяжелейшие потери, которые Германия была уже не в состоянии восполнить. Тем самым операция «Багратион» стала одной из наиболее успешных за всю Великую Отечественную и Вторую мировую войну. А главное – она стала прологом к скорой и неизбежной Победе в мае 1945.

 

Также по теме

Новые публикации

Нгор Сарр – один их самых авторитетных знатоков русского языка в Сенегале. Выпускник РУДН 1980-х, ныне – координатор Ассоциации преподавателей русского языка в Сенегале, он посвятил изучению и преподаванию русского языка более 40 лет.
155 лет назад родился русский художник Филипп Малявин. Его портрет Ленина восхитил самого Пикассо, однако на родине к его работам современники относились довольно критически. Выходец из бедной крестьянской семьи, послушник в монастыре, студент и, наконец, модный и дерзкий европейский художник  – Малявин и в жизни, и в искусстве был незаурядным человеком.
В Доме русского зарубежья имени А. И. Солженицына открылась выставка «Дмитрий Стеллецкий. Художник с душою древней», приуроченная к 150-летию со дня рождения одного из самых самобытных художников русского зарубежья.
Участница XVI Ассамблеи Русского мира Вивиян Рандрианарисон, заведующая кафедрой русского языка в Университете Антананариву, рассказала «Русскому миру», что сегодня на Мадагаскаре работают 20 школ, где преподаётся русский язык. Но учителей русского на острове не хватает.
Алехандро Ариэль Гонсалес – аргентинский переводчик и исследователь русской литературы, организатор международных научных, переводческих и медиапроектов. Он перевёл для испаноязычного мира сотню российских книг.
Правительство Санкт-Петербурга впервые провело специализированную культурно-образовательную программу «Музейные практики: от хранения до вовлечения». Новый проект нацелен на повышение профессионального уровня сотрудников музеев русского зарубежья, их ознакомление с инновациями в музейном деле.