Премудрость Творца на цветных фотографиях
В Нижегородском выставочном комплексе (НГВК) проходит выставка православного фотохудожника из Франции брата Жана. Брат Жан – творческий псевдоним иеромонаха Герасима, основателя и настоятеля православного монастыря в Севеннах – живописном горном районе на юге Франции. Став монахом, он остался фотографом, используя возможности фотоискусства для духовного постижения мира.
Примечательно, что, прежде чем получить церковный сан, иеромонах Герасим (в миру Жерар Гаскюэль) работал фотографом в ведущих мировых журналах, а также прославился благодаря своей работе с Марселем Марсо и Сальвадором Дали.
– Мне было 33 года, когда шеф-редактор одного из самых влиятельных японских журналов отправил меня в командировку в Грецию с целью подготовить репортаж о жизни афонских монахов, – рассказал отец Герасим.
Путешествуя по монастырям, он зашёл в обитель, где существует древняя традиция сохранять черепа умерших монахов.
– Я попал в крипт, и с этого мгновения вся моя жизнь разделилась на «до» и «после». На обратном пути мне встретился монах-грек, с которым мы долго говорили о смысле жизни. Он плохо говорил на английском... И вдруг начал петь! – вспоминает отец Герасим.
Именно в тот момент он и решил уйти в монастырь. Вернувшись во Францию, сдал статью в журнал, продал имение, землю и стал простым монахом на Афоне. Много лет провёл на Святой земле, в монастыре Святого Саввы в Иудейской пустыне. Однако став монахом, он остался фотографом, что не помешало ему основать и стать настоятелем православного монастыря в честь святой Веры во французском городке Севенны.
Иеромонах Герасим признался гостям, что с помощью фотоискусства пытается ответить на волнующий во все времена человечество вопрос «Что есть истина?». Все произведения брата Жана пронизаны любовью и восхищением перед величием и премудростью Творца, которое отразилось в красоте, сложности, многообразии сотворённого Им мира. Иеромонах Герасим, как верующий человек, повсюду в мироздании видит проявления Божественного Разума и Любви.
В экспозицию вошли две большие серии фотографий – 62 снимка. Одна из них посвящена уединённой и умиротворённой жизни скита Святой Веры. На больших цветных фотографиях изображены уголки, дворики монастыря и его лесистые окрестности, растения и плоды, которые выращивают приезжающие сюда за духовным окормлением трудники и насельники скита.
Вторая серия фотографий – своеобразный фоторепортаж о паломнических поездках отца Герасима в Иерусалим и на Афон. На снимках запечатлены лица монахов, отшельников, священников и паломников из разных стран, объединённых православной верой, афонские монастыри и уединённые скиты.
Юлия Гапова, редактор информационной службы фонда «Русский мир»