EN
 / Главная / Публикации / День полузащитника

День полузащитника

21.02.2011

Существуют ли персонифицированные синонимы Красной армии? Конечно. Сами попробуйте: пароль – Красная армия. Отзыв – Буденный… Получается?

Их роднит всё. В том числе военная мифология. И откровенный политический пиар. Тот, что при жизни знаменитого маршала и армии, в которой он служил, именовался пропагандой и агитацией.

Любой советский школьник 60–80-х на вопрос, кто в стране трижды Герой Советского Союза, без запинки ответил бы: Кожедуб и Покрышкин. А вот с Будённым – закавыка. О его трижды геройстве мало кто знал. Почему-то.

Может быть, потому, что лихой кавалерист времён Гражданской войны золотыми звёздами Героя был награждён спустя многие десятилетия после побед Первой Конной в 1919-1920 годах, а о геройстве маршала СССР в период Великой Отечественной история, мягко говоря, умалчивает?

Указами Президиума Верховного совета СССР Семён Будённый получал звезду Героя 1 февраля 1958-го, 24 апреля 1963-го и 22 февраля 1968-го. Во всех трёх случаях высшая награда нашла героя в связи с юбилеями: 40 и 50-летия Красной (Советской) армии и собственного 80-летия.

Уже тогда осваивали практику «датных» награждений, апофеоз которой пришёлся на время «позднего Брежнева», а последствия сказываются до сих пор.

Понятно, что в те годы узнать о трёх крупных поражениях Первой Конной под командованием Будённого во время Гражданской войны можно было только из документов в строго засекреченных архивах. Маршал Революции не мог проигрывать бои – и всё тут! Хотя были у него серьёзные неприятности в начале 1920 года под Ростовом и на реке Маныч. Во втором случае потерял 3 тысячи сабель, всю артиллерию и сам чуть не попался. Били Будённого и во время советско-польской войны летом 1920 года у Люблина, били врангелевцы под Перекопом. Да так, что буденовцы во взятии Крыма не участвовали, а находились на переформировании.

Отметилась конница Семёна Михайловича грабежами и погромами. Об этом писал Бабель после взятия будёновцами Ростова. Об этом свидетельствуют документы по истории советско-польской войны. Только в 6-й дивизии Опанасенко за погромы в еврейских местечках под Львовом к смертной казни и тюремным срокам приговорили 387 конармейцев. Однако под давлением друга и члена ЦК Ворошилова, всех амнистировали в связи с 3-й годовщиной захвата власти большевиками.

Пароль – Будённый. Отзыв – Красная армия. Мифологизировали не только биографии, но и исторические события.

Через пару дней страна, пользуясь законным выходным, будет поднимать тосты за защитников Отечества. Что в принципе здорово. Защитники Отечества – они достойны того, чтобы дарить им подарки и в меру выпивать за их здоровье.

Но почему 23 февраля? Знаю, что я не первый и, надеюсь, не последний, кто задаётся этим справедливым вопросом. Пишем-говорим, а традиция-фальшивка живёт и процветает. И обрастает законными основаниями присутствовать в нашей жизни. Имею в виду закон Государственной думы Российской Федерации 1995 года, переиначивший название советского праздника в «День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918) – День защитника Отечества». Странная какая-то победа, если её результат – унизительный Брестский мир.

Но давайте по существу.

С 20 ноября 1917-го по 10 февраля 1918-го в Брест-Литовске шли переговоры между командованием Восточного фронта германской армии и делегацией большевиков. Шли бестолку. Убедившись в этом, немцы разорвали перемирие. 18-го взяли Даугаву, 20-го – Минск, 21-го – Полоцк. Уже в ночь на 19 февраля Ульянов (Ленин) и Бронштейн (Троцкий) отправили телеграмму о готовности подписать мир на условиях кайзера. Но германцы решили играть до верного. 24 февраля они взяли Псков, Тарту и Таллин, 3 марта – Нарву. Дальше не пошли. Брестский мир был подписан 4-го.

А бои, о победе в которых так убедительно заявил Джугашвили (Сталин) 23 февраля 1942 года в обращении к народу, были?

Были. 23 февраля немцы слегка оторопели в 15 верстах от Пскова, наткнувшись на смесь из красногвардейских отрядов и армейских частей Русской армии, кое-где сохранивших остатки дисциплины и чести. Но оторопь прошла, и немцы вошли в Псков.

Под Нарвой, которую собиралась защищать латышские стрелки, эстонский отряд Пыльда, венгры отряда Белы Куна и рабочие-путиловцы, отличился назначенный туда комендантом революционный матрос Дыбенко. Он со своими сильно нетрезвыми балтийцами в Нарве не задержался, а отправился кататься на поезде, насильно взяв с собой и командира защитников Нарвы генерала Парского. Посетили Гатчину, Ямбург, Кингисепп… Там приключения кончились, так как героя Октября арестовали и собирались расстрелять, но простили.

Ночью 23 февраля из Ростова на Екатеринодар вышло 3,5 тысячи штыков и шашек. Родилась Добровольческая армия юга России. Самая эффективная из всех, противостоявших большевикам. Началась полноценная Гражданская война!

Невольно пришло на ум – в чём суть популярного советского термина «герой Гражданской войны»? Это тот, кто достиг наибольшего результата в братоубийстве? Страшный смысл, если разобраться…

23 февраля 1918 года в 10.30 Германия предложила Советскому правительству окончательный вариант мирного договора. И потребовала в ультимативной форме дать ответ через 48 часов.

«Успехи» красных отрядов под Псковом и Нарвой и предопределили во многом то, что спустя 10 дней эти жестокие условия советская сторона приняла.

Не стоит сейчас углубляться в историю легенды о 23 февраля. Довольно сказать, что её породил хороший креативщик Бронштейн (Троцкий). Правда, придумал он этот праздник только в 1922 году, устроив по случаю парад на Красной площади. Ранее в советской печати о торжественном дне не было ни слуху ни духу.

Декрет же о создании Красной армии был подписан 28 января 1918 года на заседании Совнаркома. Запись в РККА в Петрограде началась лишь 21 февраля. Платили по 15 рублей в день.

В поисках логики сохранения этой мистификации в виде национального праздника посмотрел – может, более поздние события оправдают наше рефлекторное желание праздновать 23 февраля? И что же?

Ни в 1943-м, ни в 1944-м, ни в 1945 годах ничего особо выдающегося на фронтах Великой Отечественной не происходило. Шли бои… 23 февраля 1942-го Джугашвили (Сталин) разразился уже упомянутым обращением к народу и… в этот день, согласно его приказу расстреляли 46 военачальников, арестованных ещё до войны в рамках кампании по «чистке» армии.

Так за что будем пить, господа? По привычке? За День защитника, потом – за Будённого…

Михаил Быков

P.S.: Днём Русской армии традиционно считалось 6 мая, день Св. Георгия, покровителя русских воинов.

Также по теме

Новые публикации

Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
США третий год подряд не разрешают дипломатам возложить венки на Арлингтонском кладбище к обелиску в память о встрече на Эльбе. А вот в Москве встречу союзнических армий, которая состоялась 25 апреля 1945 года у немецкого города Торгау, общество не забывает и отмечает ежегодно.
Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
«Грамотный водитель» – так говорят о тех, кто соблюдает правила безопасного вождения. С точки зрения русского языка грамотность заключается ещё и в корректном употреблении профессиональной терминологии.
В Казахстане как в двуязычной стране происходит процесс организационного слаживания двух языков. Периодически возникают вопросы – как, когда, где, кому на каком языке говорить? На днях президент Касым-Жомарт Токаев вновь вынужден был прокомментировать этот вопрос, который на поверку не стоит и выеденного яйца. «Как удобно, так и надо говорить», – сказал, как отрезал, лидер Казахстана.
В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Цветаева