«Легко ли быть молодым?» 25 лет спустя
В московском Доме журналиста, при содействии Музея кино, начал работу Клуб неигрового кино «Документальная среда». Первая встреча была посвящена латвийской документалистике – мощной школе, сложившейся и признанной ещё во времена Советского Союза. В 2011 году отмечаются юбилеи сразу двух мэтров этой школы: 85-летие Герца Франка и 60-летие уже покойного Юриса Подниекса.
– Именно с них в Латвии в 50–70-х гг. ХХ века началось обновление нашего, тогда ещё советского кино, – сказал на открытии директор Музея кино, киновед Наум Клейман. – Преодолевая заказную пропагандистскую продукцию, эти мастера не просто вернулись к традициям 1920-х годов, в частности, Дзиги Вертова, но и сделали ставку на новую визуальную стилистику и новую острую социальную проблематику. Эта школа, которую, вслед за Улдисом Браунсом, формировали Айварс Фрейманис, Герц Франк, Ансис Эпнерс, Иварс Селецкис, Юрис Подниекс и другие режиссёры, операторы, сценаристы, вошла в авангард кинодокументалистики не только СССР, но и Европы, да и всего мира. Их фильмы стали знаковыми для своего времени и пользовались у зрителей и кинокритики не меньшей популярностью, нежели тогдашние хиты художественного проката. Они затрагивали острые и актуальные социальные, политические и общечеловеческие темы и проблемы.
Клейман напомнил о шедевре Улдиса Браунса «235 000 000» – двухчасовом фильме, снятом к 50-летию революции 1967 года, который дал поразительную панораму страны, далёкую от юбилейного официоза. Герц Франк в картине 87-го года «Высший суд» (о человеке, приговорённом к высшей мере наказания) ратовал за отмену смертной казни в СССР. Юрис Подниекс честно и откровенно показал проблемы молодёжи в фильме «Легко ли быть молодым?» (1986), а в начале «перестройки» снимал поразительные по силе и достоверности документы о трагических событиях в Вильнюсе и Риге, в Тбилиси и Чернобыле, о путче в Москве и о распаде империи. «Улица Поперечная» Ивара Селецкиса – простой и трогательный рассказ о буднях жителей обычной рижской улочки – собрал все самые престижные призы в области документального кино, включая главный приз европейских документалистов «Феликс» в 1990 году.
Гостей киноклуба приветствовал посол Латвийской Республики в Российской Федерации Эдгарс Скуя. По меркам дипломатического мира он человек молодой. Говоря о фильме «Легко ли быть молодым?», Скуя вспоминал, какое огромное впечатление произвела картина Юриса Подниекса в момент выхода на экраны – он сам тогда был едва ли не сверстником героев.
Перестроечным хитом Подниекса и открылся Клуб документального кино. Начинается фильм с эпизодов суда над компанией юнцов, зачинщиков дебоша после масштабного рок-концерта на загородном стадионе. Толпа разгорячённой молодёжи тогда разгромила электричку. Энергия протеста, накопившаяся к тому времени в атмосфере общества, помножилась на энергию невзрослой массы, заведённой децибелами и смелым текстом песен. Погорланили, размялись, распугали мирных обывателей. В зале суда «герои» предстают испуганными мальчишками, потрясёнными, что им за их «подвиги» что-то будет. В сегодняшней Москве, пережившей декабрьские события на Манежной площади, «Легко ли быть молодым?» смотрится отнюдь не документом далёкой эпохи, а размышлением на острую тему.
В доверительных интервью юноши жалуются режиссёру на скуку и серость жизни, рассказывают, как пытаются расцветить будни. Кто-то обряжается в косуху с шипами, начёсывает на голове «ирокез» и демонстративно несёт себя по улочкам патриархальной Риги, кто-то снимает в подвалах радикальное, авангардное кино «про своё поколение». Есть и другие молодые. Например, латышские парни, вернувшиеся из Афганистана. Они инвалиды в прямом и переносном смысле слова: у одного нет ноги, другой никак не может перестать жить войной. Но и они говорят о том, что общество их не слышит, не понимает. В российском кино последних лет тема людей, вернувшихся с Чеченской войны и не способных забыть тот ужас, тоже звучит. Уникальным образом Юрис Подниекс зафиксировал время и поднялся над ним – история движется по спирали, следующие молодые ищут себя, буянят, уходят на войну и возвращаются с неё другими людьми. «Легко ли быть молодым?» – яркий пример того, как деятели «рижской школы» документалистики умели сочетать актуальность темы и философскую универсальность месседжа. Поражает и внутренний объём истории – сколько героев, линий! За этим – годы наблюдения, нелёгкого общения, селекции персонажей. Материал-то живой, непридуманный. Подумалось, что было бы невероятно интересно увидеть героев фильма 1986 года сейчас, услышать, как сложились их жизни. Наверняка многие из этих живописных панков или рокеров стали добропорядочными гражданами независимой Латвии, отцами и матерями семейств. Так чаще всего и бывает. А вот как живут бывшие «афганцы» – вопрос. Может, найдётся коллектив, способный поднять такой проект: «Легко ли быть молодым? 25 лет спустя»? Можно быть уверенным, интерес к нему был бы обеспечен мифом легендарной картины Юриса Подниекса.
В планах организаторов клуба «Документальная среда» – вечера, посвящённые разным национальным кинематографиям, в том числе и тем школам, «волнам», что сложились в республиках бывшего СССР. Латвийский блок одним показом не ограничится, ведь бренд «рижской» документалистики – действительно знаменитая марка, и аншлаг в зале московского Дома журналиста это только подтвердил.
Дарья Борисова, газета «Культура», специально для «Русского мира»