От орехов в сахаре до шаров из чистого золота: как создают ёлочные игрушки
Сергей Виноградов27.12.2021
Ёлочная игрушка занимает особое место среди других игрушек, и не только потому, что имеет прямое отношение к главному празднику года. Это уникальное произведение ручного труда, которое уместно лишь несколько недель в году и, кроме как висеть на ёлке, никак не может быть использовано.
«Русский мир» узнал, как над ёлочной игрушкой работают стеклодувы и художники, как её заставляют блестеть и наносят искусственный снег и почему заготовка становится игрушкой только после «отрезания хвостика».
Старая КВНовская шутка – полиция накрыла цех по производству поддельных ёлочных украшений. С виду они не отличаются от настоящих, но радости от них никакой. Рынок новогодних игрушек действительно широк и разнообразен, и дешёвых штамповок на нём хватает, но сохраняются и производства, высокотехнологические и кустарные, где создают настоящие произведения искусства, хранящиеся в семьях и передающиеся по наследству.
Ёлки в семьях меняются каждый год (или реже), а коллекция игрушек зачастую собирается, подбирается и расширяется, пока не становится идеальным новогодним ансамблем, который дарит радость поколениям.
Читайте также: История игрушек: глиняное чудо из Вятки
Вифлеемская звезда, Щелкунчик и другие
История ёлочных украшений неотделима от истории ёлки как рождественского и новогоднего символа. Она не такая уж и древняя: наряжать ёлку к Рождеству в Европе начали в первой половине XVII века. Вероятно, древнейшим украшением можно считать звезду на вершине ёлки, символизирующую Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении Иисуса.
На протяжении долгого времени ёлки украшали детскими игрушками, орехами, пряниками, фруктами, конфетами и другими сладостями. Срывать и лакомиться ими не возбранялось, но только в Рождественскую ночь. В сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», изданной в 1816 году, ёлка немецкой зажиточной семьи описывается так: «Большая ёлка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пёстрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звёздочки, сверкали в густой зелени».
Читайте также: Ожившее Евангелие: как справляли Вербное воскресенье в средневековой Москве
Считается, что популярность стеклянной ёлочной игрушки началась в той же Германии спустя лет тридцать после того, как Щелкунчик победил Мышиного короля. По преданию, в середине XIX века в стране случился неурожай яблок, и местные стеклодувы наделали стеклянных фруктов, которые на удивление быстро распродались.
Примерно в те же годы ёлочная игрушка проникла и в Россию, но несколько десятилетий была доступна лишь людям с деньгами и тем, кто часто выезжает в европейские страны. У истоков создания отечественной индустрии стоял правнук друга и сподвижника Петра I князь Александр Меншиков, который открыл вблизи Клина стекольное производство, впоследствии занявшееся производством ёлочных игрушек. Наследницами промысла стали две фабрики, существующие до сих пор.
В ранние советские годы праздник с ёлкой попал под запрет, а когда его сняли в 1935 году, в стране быстро были созданы десятки артелей по производству игрушек. Ёлки наряжали и во время войны, на фронте и в тылу. Особой популярностью пользовалась придуманная ещё до войны игрушка бородатого охотника в меховом тулупе с ружьем. «Считали, что это сам Дедушка Мороз сражается с фашистами», – рассказала администратор музея ёлочной игрушки «Клинское подворье» Светлана Фролова.
Как создают ёлочные игрушки
Сегодня в России ёлочные украшения из стекла создаются на множестве фабрик и множеством артелей, 5 – 7 из них можно назвать крупными производствами. Почти все имеют собственные музеи ёлочной игрушки. Несмотря на то, что их продукция сезонная, производители работают круглый год, поскольку торговые сети начинают заполнять склады уже с лета. К тому же фабрики, располагающие оборудованием для стекольного производства, выпускают не только игрушки.
Ручной труд сохраняется и в современном производстве, создание игрушек остаётся делом рук стеклодувов и мастеров росписи. Стекло и пластмасса – самые популярные материалы для изготовления ёлочных игрушек благодаря их лёгкости. А вот в Ярославле выпускают игрушки из глины – благодаря тому, что они полые внутри, ёлочная ветка может их удержать,
Шаг 1. Разработка художественного эскиза
Прежде, чем расписывать по стеклу, рисуют на бумаге. Эскиз может являться отражением фантазии художника или следовать заказу руководства или частных лиц. В последние годы ёлочные игрушки с логотипами и названиями компаний стали популярным корпоративным подарком.
Шаг 2. Выдувание
Чаще всего на фабрики (во всяком случае, на крупные) поставляются специальные заготовки в форме трубочек разного диаметра, из которых выдувают шары и игрушки других форм. Получив эскиз, стеклодув выдувает игрушку нужной формы, используя своё дыхание. Для сложных и крупных форм требуется несколько трубочек. Рабочее место стеклодува оборудовано нагревающим устройством и вытяжкой, поскольку он имеет дело с живым огнём. Во время этого процесса стекло разогревается до 1000 градусов.
Стеклодув работает вручную, если для игрушки придумана причудливая форма или поверхность повторяет, скажем, чешую шишки или контуры домика. В среднем стеклодув выдувает 200 – 300 шариков (и других форм) за смену. Шары, выполненные с ошибкой, отправляются на переплавку.
Шаг 3. Роспись
Украшениями шары становятся под рукой мастера-художника. К ним они попадают после того, как остынут. Нередко их также металлизируют, то есть наносят тонкий слой алюминия – это придает изделию блеск, по которому узнают качественную игрушку.
Узоры чаще всего наносят женщины-художницы в силу их аккуратности и скрупулёзности. По словам мастериц, у мужчин не хватает терпения качественно и внимательно расписать каждую игрушку.
Например, на фабрике в городе Карачеве Брянской области, где промысел существует почти 90 лет, рассказали, что коллектив мастеров-художников собирался много лет, и почти каждая из мастеров имеет профессиональное звание.
Сначала игрушка обретает основной цвет – её либо погружают в ёмкость с краской, либо её напыляют, а потом по частям наносят основное изображение темперными красками. Процесс росписи разбит на этапы и занимает не один час, поскольку игрушкам нужно подсохнуть. Пока они сохнут в специальных сушильных шкафах, мастер расписывает другие заготовки. Снег также наносят вручную, его имитирует специальный блестящий порошок. Когда мастер создаёт сугробы на игрушке, это похоже на то, будто он обильно солит шар.
Игрушки расписываются по утверждённым эскизам, но двух одинаковых игрушек не только у разных художников, но даже у одного мастера не бывает. Каждая несёт на себе авторский почерк.
Шаг 4. Отрезать «хвостики»
Игрушке, кочующей от специалиста к специалисту, пока на ёлку не повесишь – вначале требуется отрезать верхний край (он довольно длинный и используется в качестве ручки при выдувании и росписи) и вставить крепёж для подвешивания украшения. Как правило, «хвостики» обрезает автоматика, но на некоторых производствах это делается вручную, и существуют особые мастера этого процесса, требующего умения и аккуратности.
Как выбирать и хранить
Специалисты советуют перед покупкой взвесить игрушку на ладони, она не должна быть чересчур тяжёлой, чтобы не соскользнуть с ветки и не деформировать её. Также советуют проверять, насколько надёжен крепёж, не выскальзывает ли он из отверстия. Эти правила уберегут игрушки не только от случайностей, но и от любопытства домашних животных. Ещё советуют перед покупкой потереть игрушку рукой – на ладони не должно быть отпечатков и крошек. Также она не должна иметь сильного запаха.
Кстати
Ёлочные игрушки – популярный предмет коллекционирования, советские новогодние украшения пользуются спросом по всему миру, на аукционах их продают за десятки тысяч рублей. Ну а самой дорогой игрушкой считается игрушка ювелирного дома Hallmark Jewellers. Это шар из белого золота, усыпанный бриллиантами и рубинами и окружённый двумя золотыми кольцами. Его стоимость – 82 тысячи евро.