Безграничный Пушкин
Светлана Сметанина06.06.2024
В мире открыто более 700 памятников Александру Пушкину. И их число будет только расти. Потому что там, где есть интерес к русскому языку и культуре, неизменно присутствует Пушкин – стихами, прозой, скульптурным изображением, но главное – своим великим духом создателя современного русского языка и литературы.
Долгая дорога к памятнику
Идея создать памятник поэту возникла у его друзей ещё при его жизни. В 1836 году скульптор Витали обратился к Пушкину с предложением позировать. Но тот отказался, объяснив это так: «Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу. Тут моё арапское безобразие будет предано бессмертию во всей своей мёртвой неподвижности».
Но и после гибели поэта вопрос с его памятником оказался трудно разрешимым и затянулся на десятки лет. В день кончины поэта Василий Жуковский составил записку, где перечислил все необходимые пункты для увековечения памяти великого русского поэта, в том числе и создание памятника. Но император Николай I, оплативший все долги поэта, именно прошение об установке памятника в Михайловском отклонил. В 1855 году чиновники Министерства иностранных дел Российской империи, где Пушкин значился в списках личного состава, подали прошение об установке монумента. Опять безрезультатно.
В 1860 году выпускники Царскосельского лицея обратились с ходатайством о необходимости увековечения памяти своего великого сокурсника. И на этот раз император Александр II разрешил объявить сбор средств на памятник по подписке. Но необходимую сумму собрать на тот момент не удалось. К тому же и эскиз памятника, предложенный скульпторами Лаверецким и Бахманом, не удовлетворил лицеистов – слишком уж он был громоздким и напыщенным. Скульпторы предлагали изобразить поэта стоящим на скале, который одной рукой передаёт перо отроку, представляющему следующее поколение русских писателей, а другой – утешает коленопреклонённую музу русской литературы. Но и это ещё не всё: по уступам скалы к Пушкину должны были подниматься герои его произведений.
Наконец, в 1870 году к созданию памятника поэту подошли более основательно и создали специальную комиссию под председательством попечителя Царскосельского лицея принца Ольденбургского. Вновь был объявлен сбор средств, а также конкурс среди скульпторов, которым было поставлено одно главное условие, чтобы памятник соответствовал «идеалу простоты и единства».
Этим критериям полностью отвечал эскиз выходца из волжских крестьян – скульптора Опекушина. В его модели не было никаких скал с уступами, лишних фигур и прочей эклектики. Казалось, великий поэт в глубокой задумчивости прогуливается по любимому им Тверскому бульвару, отрешившись от мирской суеты.
Тургенев vs Достоевский: битва вокруг Пушкина
Открытие памятника 6 июня 1880 года превратилось во всенародное торжество. Даже окна, выходившие на Тверскую, предприимчивые хозяева сдавали желающим видеть церемонию по 50 рублей! Но главным событием стало не столько открытие памятника, сколько горячая дискуссия вокруг имени Пушкина и судьбы России, развернувшаяся между западниками и славянофилами. От лица западников выступал Тургенев, противоположную позицию представлял Достоевский. Тургенев во многом повторял идеи критика Белинского о том, что Пушкин «устарел» и не является современным национальным поэтом. Отдавая дань величия Пушкину как художнику слова и создателю литературного языка, Тургенев заявлял, что должен появиться новый избранник, который «превзойдёт своего учителя и заслужит звание национально-всемирного поэта».
Достоевский прямо назвал эту речь унижением Пушкина, у которого «отняли звание национального поэта». Свою речь он начал с цитаты Гоголя о том, что «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа». Достоевский говорит, что в образе Онегина Пушкин вывел тип скитальца, как представителя высшего обществ, не имеющего национальных корней. Скитальца, с «которым сопряжено лакейство духовное». Оторвавшись от родной почвы и устоев, этот скиталец готов искать правду где угодно, только не в собственной душе. Достоевский называет Пушкина «великим народным писателем», без которого не определилась бы «наша вера в нашу русскую самостоятельность».
Вслед за Пушкиным Достоевский говорит о мессианстве русского человека, о его «всемирности», которая приобретается не мечом, а «всемирной отзывчивостью» русской души. «Стать настоящим русским, может быть, и значит только стать настоящим братом всех людей, всечеловеком, стремиться внести примирение в европейские противоречия, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и воссоединяющей…».
Речь Достоевского произвела какое-то невероятное впечатление на присутствующих. Люди в зале обнимались, плакали, ликовали. Сам Тургенев тоже пошёл обнимать Достоевского, признав тем самым его правоту. Вот так великий поэт на какое-то время примирил западников и славянофилов. Но сама эта дискуссия показывает, насколько Пушкин и Россия неотрывно связаны во всех смыслах. И эту глубочайшую связь мы видим даже в том, что все, кто пытается бороться с Россией, начинают эту борьбу с уничтожения памятников Пушкину.
Война с памятниками
Сегодня на Украине сносят памятники многим русским писателям, в том числе и Александру Пушкину. Но началось это отнюдь не вчера. 120 лет назад – в октябре 1904 года – произошло первое «покушение» на пушкинский памятник. Тогда украинские националисты в Харькове взорвали бомбу под памятником поэту. Но после возмущения общественности памятник быстро восстановили. Памятник Пушкину в Керчи, установленный на собранные жителями средства в 1999 году, вскоре был похищен. В 2007 году националисты во Львове уничтожили постамент Пушкину. Во время национального конфликта в Молдавии в 1992 году молдавские полицейские расстреляли памятник Пушкину в Бендерах.
Точно также поступали и фашистские захватчики. Немецкая авиация бомбила Пушкинские Горы. А в 1944 году, отступая, фашисты не только заминировали тысячами мин все холмы в окрестностях Пушкинских Гор, но также установили четыре мины под фундаментом памятника Пушкину. Когда Пушкинские Горы были освобождены, несколько сапёров погибли при разминировании памятника. Отступая из города Пушкина в Ленинградской области, фашисты расстреляли из автоматов памятник поэту. После прихода наших войск на монументе было обнаружено более ста отверстий от пуль. И тут Достоевский оказался прав: Пушкин как воплощение русского духа вызывал ненависть у тех, кто хотел бы уничтожить этот дух, но в бессилии лишь сражался с памятниками.
«…Так Риму, Дрездену, Парижу известен впредь мой будет вид»
Коллекционер фотографий памятников поэту Анатолий Пыхонин из знаменитого Болдина в своём фотоальбоме «Мы памятник ему воздвигли…» рассказывает, что в мире установлено более 700 памятников поэту. Причём самый первый появился в Италии в год смерти Пушкина – его друг княгиня Зинаида Волконская установила памятную стелу на своей вилле в центре Рима. Памятники поэту установлены во всех странах СНГ, на Кубе, в Индии, Испании, Италии, Франции, Англии, Бельгии, Китае, Боливии, на острове Маврикий, в Мексике, Бразилии, Чили, Венгрии, Германии, пять памятников Пушкину установлено в США. «…Так Риму, Дрездену, Парижу известен впредь мой будет вид», – провидчески писал Пушкин, никогда не покидавший пределов России. А в ноябре 2002 года был открыт первый памятник Пушкину на африканском континенте – в столице Эфиопии Аддис-Абебе.
А самый удивительный памятник великому поэту сотворила сама природа. Очертания громадных скал на окраине города нефтяников Избербаш образуют профиль поэта, который хорошо виден с определённой точки автострады Ростов – Баку. Можно не сомневаться, что карте мира будут ещё новые точки, куда также «придёт» посланник русского языка и русского духа Александр Пушкин.