EN

«Фабрика слов»: научиться читать русских классиков

Светлана Сметанина21.05.2020

В Париже подвели итоги международного конкурса детского творчества «Фабрика слов», который прошёл при финансовой поддержке фонда «Русский мир». В этом году в нём приняли участие школьники из 40 стран мира. Ребятам нужно было сочинить сказку или рассказ, лучшие из которых будут опубликованы в итоговом сборнике. О том, как зародилась идея такого творческого конкурса, рассказывает его соучредитель Ольга Монмарт.

– Как возникла идея проводить такой конкурс?

– Я являюсь руководителем школы-студии «Сюрприз» и одновременно педагогом по русскому языку и литературе. Уже в течение пяти лет ученики нашей школы, начиная с семи лет, а кто-то и с шести, занимаются по пособиям, которые я сама разработала. Мы их сами печатаем и распространяем среди наших учеников, потому что это не коммерческий проект. В пособие по литературному чтению интегрированы творческие задания. Начинаем мы с самого малого – учимся писать небольшие загадки или считалки. Ну а потом начинаем писать маленькие рассказы или сказки.

Детям это очень нравится. Также такие творческие задания позволяют организовывать внутренние конкурсы – на лучшую загадку или сказку. Творческие работы детей вывешиваются на нашей стенгазете, устраиваются соревнования.

И возникла идея – а почему бы не предложить такое творческое задание для русскоговорящих детей, которые проживают за рубежом. Эта идея возникла в прошлом году, было выбрано одно из творческих заданий – самое популярное среди наших учеников – написать сказку или рассказ. Первый конкурс «Фабрика слов» также состоялся в прошлом году. У нас было более трёхсот участников из 20 стран – были работы из Америки, Австралии, Азии, Северной Африки. К конкурсу возник большой интерес не только у родителей, но и у педагогов школ дополнительного образования.

Мы решили продолжить этот конкурс и в прошлом году подали заявку в фонд «Русский мир», где поддержали наш проект.

– На детей какого возраста рассчитан конкурс?

– Конечно, нужно уже уметь писать по-русски. Некоторые пишут печатными буквами, потому что, например, в США не учат писать в прописях. Если даже у тебя рассказ 6-7-10 строк, он должен быть написан. Предполагается, что уже в семь лет можно написать десять строк.

Одним из важных, хотя и спорных, критериев является самостоятельность написанного текста. Потому что некоторые мамы или педагоги-наставники проявляют большую активность и очень рьяно помогают свои детям. Но в жюри конкурса работают профессионалы – учителя, которые работали в России в средней и младшей школе. И если мы видим, что ребёнок восьми лет прекрасно владеет причастными и деепричастными оборотами и сложноподчинёнными предложениями, употребляет такие слова, как «растушевал» вместо «раскрасил», то у нас возникает подозрение, что работа не совсем самостоятельная. Потому что, естественно, педагог и мама всегда могут подкорректировать стиль, расставить запятые.

Орфографические ошибки мы для детей столь юного возраста не учитываем. Но иногда мы видим, что они пишут не совсем детскими словами и выбирают не совсем детские сюжеты. Но это уже работа жюри.

– Наверняка, профессиональные педагоги могут сразу отличить такую работу от текста, написанного ребёнком самостоятельно?

– Конечно, это видно. Любой преподаватель начальной и средней школы это видит. Учитывая, что перед вами ребёнок-билингв, который при этом закручивает предложение как у Льва Николаевича Толстого. Попадаются и случаи плагиата. Но сегодня это легко проверить, потому что есть специальные системы проверки. А иногда ты и без проверки видишь, что где-то уже встречал подобный текст.

– Встречаются ли рассказы, которые вас искренне удивляют?

– Бывают очень оригинальные рассказы. Вскоре выйдет итоговый сборник, в который войдут сказки и рассказы лауреатов этого года. И там тоже будут такие тексты с очень неожиданными сюжетными завязками и необычными персонажами.

Например, в этом году заданием конкурса было обязательное использование слов «Петя» и «яблоко». И в одной сказке одно из волшебных яблок оказалось с гнилым бочком. Вот надо же было увидеть этот образ! А в другой сказке оказался необычный персонаж – волк-вегетарианец, которые как раз ел яблоко.

– Вы сказали, что дети должны писать свои сказки от руки. Это принципиальное требование?

– Да, это помогает в какой-то степени определить, насколько самостоятельно ребёнок выполнял задание. В этом году у нас были печатные работы – ребят 13 – 14 лет. Но и в этом случае мы просили их прислать черновик, написанный от руки.

В этом году количество желающих участвовать в конкурсе увеличилось – прислали свои работы 524 школьника. Интерес, видимо, в том, чтобы не только писать диктанты и делать бесконечные упражнения, но и увидеть, что на этом языке можно творить, а потом эти тексты могут стать лучшими.

– У вас предполагалось торжественное награждение победителей?

– Да, мы планировали провести награждение в канун Дня защиты детей 30 мая. К сожалению, из-за пандемии коронавируса всё это отменилось. Хотя во Франции карантин частично снят и работают некоторые детские сады, Париж по-прежнему находится в красной зоне. Пока мы думаем о возможном перенесении награждения на осень.

– А в прошлом году как это происходило?

– В прошлом году к нам приезжали дети из Испании и Италии, чьи рассказы победили на конкурсе. Награждение победителей происходило в Русском духовно-культурном православном центре на набережной Бранли. Там было тематическое выступление учеников моей школы-студии «Сюрприз». У нас была театральная постановка «44 весёлых кота». Выступал хор, была викторина по произведениям Александра Пушкина, в которой участвовали как дети, так и взрослые. Эта викторина была с предметами – показывали, например, снежинку и спрашивали, из какого она произведения. Потом была презентация лауреатов из разных стран на экране во всю сцену.

В этом году мы планировали провести наше мероприятие в таком же формате.

– Ваша школа-студия «Сюрприз» - это школа дополнительного образования?

– Это школа выходного дня. Мы предлагаем занятия по русскому языку и литературе – всё, что связано с развитием устной и письменной речи. Помимо этих предметов также есть творческие дисциплины – пение, шахматы, рисование. Маленькие дети ходят на творческие дисциплины. Подростков больше интересует история, география, язык и литература.

Во всех школах дополнительного образования есть творческие дисциплины. Но самих по себе – без русского языка, без того, чтобы учить ребёнка читать и писать – творческих предметов недостаточно. Ребёнок должен научиться читать произведения русских классиков – это является основным. А особенность нашей школы в том, что мы учим не только писать, но и сочинять самим. Как это было когда-то в Пушкинском лицее. 

Также по теме

Новые публикации

30 июня 1914 года родился выдающийся русский учёный и авиаконструктор, один из главных создателей советского «ядерного щита», разработчик орбитальных станций и самой мощной советской ракеты-носителя «Протон» Владимир Николаевич Челомей.
Россия и Африка стремительно развивают сотрудничество на многих площадках, включая спортивные. В боксе и других единоборствах крепкие взаимоотношения тянутся ещё с советских времён. Россияне готовы придти африканцам на помощь в развитии спорта, а те отвечают искренним интересом, энтузиазмом и готовностью к совместной работе. В ринге и вокруг него.
Прилагательное «коварный» определяет одно из самых негативных человеческих качеств, проявляющееся в скрытной злонамеренности. Слово давно прижилось в речи, однако его этимология не является очевидной. Выясним, кого раньше называли коварным и как трансформировалось со временем значение этой лексемы.
Сегодня в Южной Корее проживают около 110 тысяч русскоязычных корейцев, выходцев из России и стран постсоветского пространства – Узбекистана, Казахстана Киргизии. Такие сообщества называются корё-сарам. А компактные места проживания русскоговорящих корейцев именуются корёин-маыль. Именно они стали ядром русской диаспоры.
Учащиеся русской школы в Оффенбурге берутся за ложки не только в обед и ужин. Вот уже 10 лет в городе существует ансамбль юных ложкарей, который выступает на городских мероприятиях, больших фестивалях в Германии и за рубежом. Игра на ложках погружает в мир русской культуры не только школьников, но и зрителей.  
Главное открытие выдающегося русского и советского физиолога Алексея Алексеевича Ухтомского – теория доминанты, которая и сегодня используется как одна из ключевых концепция в нейрофизиологии и психологии. В жизни самого Ухтомского тоже были две доминанты: страсть к науке и глубокое желание духовного служения.
В год 80-летия разгрома фашизма международная акция «Диктант Победы» подтвердила свой статус одного из самых масштабных просветительских проектов современной России. С каждым годом инициатива объединяет всё больше участников, и в 2025-м побила все рекорды: к ней присоединились 2,75 миллиона человек из России и ещё 97 стран мира.
«В июне повышенную зарплату получат те, кто работают в праздник», – гласит один из новостных заголовков. Как же правильно: «те, кто работают» или «те, кто работает»? Вспомним особенности согласования сказуемого с подлежащим, выраженным местоимением, и подлежащим, обозначающим совместность действия.