EN
 / Главная / Публикации / Русский мир начинается дома

Русский мир начинается дома

15.11.2007

Иногда, встречаясь с европейцами и рассуждая с ними  на тему, почему наши отношения складываются столь сложно, особенно в последнее время, я говорю им в шутку: «Если бы русские выглядели, как китайцы, то есть были бы косоглазы, желтолицы и  совершенно непохожи на типичных белых обитателей Европы, то между нами было бы проблем куда меньше».  В том смысле, что внешность в данном случае – сильно обманчива. Потому что внешность (тот же цвет лица, часто очень похожие антропометрические данные) вроде бы подсказывает, что мы – такие же. А на самом деле – нет, конечно. Мы разные. Разница сказывается во всем – начиная от бытовых манер и кончая политическими традициями. Поэтому, когда говорят, что Россия – это часть европейской цивилизации, то, конечно, это так, но в этой правде всегда присутствует доля пиар-преувеличения.

Со стороны европейских политиков чаще всего в этой фразе как бы чувствуется некое слегка высокомерное «похлопывание по плечу»: мол, старайтесь-старайтесь, и вам зачтется. Когда им, в рамках дипломатического протокола, начинают вторить наши, то почти всегда вкладывают в это некий намек – мол, мы все же можем ну хотя бы о чем-то договориться.

Однако на любом – что бытовом, что политическом – уровне русских в Европе никогда не примут за «своих». И наше отчуждение с Европой никуда не ушло, оно даже стало более выпуклым, когда, с распадом СССР, ушли жалость и сочувствие к простым бедным «узникам тоталитарного режима». Освободившиеся узники вдруг оказались, во-первых, не такими уж бедными, а во-вторых, со своими принципами, мнениями и позициями по самым разным вопросам, а часто – и с неприятными для посторонних привычками. В последнее время к этому еще прибавилось и то, что они почему-то массово «любят Путина».

Прицокивать языком – «О, Достоевский! О, Толстой! О, Большой балет!», - это пожалуйста. Но затем прицокивание обернется холодным душем в каком-нибудь «шенгенском» консульстве,  где список документов, требуемых от «родственников по цивилизации» после так называемого «упрощения визового режима» значительно удлинился и усложнился для тех, кто не попал в «льготные категории», а время рассмотрения вашего нижайшего прошения – увеличился. Самым эффективным средством борьбы с этим «визовым геноцидом», на мой взгляд, стало бы вообще одностороннее предоставление всем европейцам безвизового въезда в Россию. Пусть едут. Это, быть может, тот самый случай, когда возможно «лечить» соседа великодушием и гостеприимством.

Мы могли бы как-то и иначе постепенно «приучать» друг друга к общению и взаимодействию, учиться взаимному, прежде всего бытовому, на уровне простых граждан, дружелюбию в общении друг с другом, если  бы нам удалось вырваться, наконец, из плена застарелых пропагандистских стереотипов. Ведь что такое – издавна и поныне – для среднестатистического европейца Россия и этот неведомый «русский мир»?  Матрешки, хохлома, гжель, православные храмы, кокошники, балет в стилистике Мариуса Петипа, ансамбль «Березка» и хор Красной Армии имени Александрова. Некий культурологический набор, стоящий для европейского обывателя примерно в одном ассоциативном ряду с коллекцией африканских масок. А носители этого набора – это некие аборигены, которые не вполне обучаемы урокам демократии. Стало быть – «недоцивилизованы».

Однако ж, применительно к восточным цивилизациям (скажем, китайской), в рамках философских мозговых штурмов где-нибудь в Давосе вполне приемлемо говорить о «западной» и «азиатской» формах демократии (ну ладно – не демократии, так способе правления) как об имеющих равное право на (со-)существование. В самостоятельности же «русскому способу правления» покамест отказано. Вот если бы русские выглядели как китайцы, тогда сопоставление «двух демократий» сразу же показалось бы абсурдным. А раз нет – будут сравнивать.

Но что бы мы ни делали, чтобы «соответствовать» - никогда мы полностью соответствовать не будем. Даже если довести ситуацию до абсурда и предположить, что мы приняли как свои все без исключения европейские законы и с этим придем и станем под порогом Евросоюза, умоляя нас впустить, нам все равно скажут «нет» - потому что «территория слишком большая».

А если взять да и перестать «пытаться соответствовать»? Причем – не в смысле «назло им всем отморозим себе уши» и впадем в демонстративное, вызывающее варварство и сатрапство, будем «назло» строить у себя вторую Северную Корею. А в смысле - просто перестать жить напоказ соседям и тем более «назло» им. Самоцелью должен стать не пиар русской цивилизации, а ее самосовершенствование, с ударение на слово «само-«. Ради себя самих. В целях обустройства собственной среды обитания. И не чтобы что-то кому-то доказать или противостоять неким «враждебным козням». А чтоб самим удобно, комфортно и богато жить. Чтоб не стыдно перед самими собой (а не чтобы наводить марафет напоказ иноземным гостям). Научиться уважать себя. Притом чтобы, во-первых, свои научились уважать своих же (власть имущие – население и уже потом - наоборот) и лишь во-вторых, чтобы наших научились уважать чужие. Едва (и если) это произойдет, особенно первое, все остальное приложится. «Русский мир» - как цивилизация, как образ жизни, построенный на самоуважении и, как ни крути, на осознанной самими же гражданами как жизненная необходимость демократии (а не чтобы «соответствовать» стандартам Совета Европы), тут же станет уважаемым во всем остальном мире. Более того – по-настоящему модным.

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

В Институте востоковедения РАН прошла XV Международная конференция «Диаспоры Востока и России: прошлое и настоящее». В ней приняли участие более 30 учёных из 11 городов России, зарубежные гости из Казахстана, Израиля, Пакистана, Турции и Узбекистана.
На недавно состоявшемся в Пекинском университете иностранных языков (ПУИЯ) 7-м Вечере поэтической декламации «Я помню чудное мгновенье» и 2-м Конкурсе чтецов русской классической поэзии среди студентов пекинских университетов участники мероприятия эмоционально исполнили классические русские стихотворения, вызвав бурные аплодисменты.
Жарить шашлык нужно на тлеющих углях. Это правило известно многим. А вот как правильно поставить ударение в различных формах слова «уголь», знают далеко не все. Поищем ответы в авторитетных справочниках.
Один из северных старинных городов России был основан в 903 году, в то время как более 2000  лет назад на этих землях уже находились поселения. Долгие годы Псков и его старший брат Великий Новгород стояли на страже северо-западных границ Руси, отражая нападения немецких крестоносцев. Но не только своей богатой историей  интересен Псков сегодня. А вот чем же ещё, попробуем разобраться.
Сону Саини – индийский славист, переводчик и преподаватель русского языка. «Люблю экспериментировать с инновационными методами преподавания русского языка как иностранного с помощью новейших технологий», – говорит он о себе. Г-н Саини ответил на вопросы «Русского мира» о переводах русской литературы на хинди и другие языки страны, а также о положении дел с преподаванием русского языка в Индии.
В Российском совете по международным делам готовится к выходу обновлённый учебник по публичной дипломатии, в котором появилась новая глава о соотечественниках. Автор учебника Наталья Бурлинова считает, что соотечественники за последние годы стали очень активными субъектами международных отношений России с другими странами.
В Париже впервые прошёл показ фильмов-лауреатов Международного кинофестиваля имени Вячеслава Тихонова, организованный при поддержке фонда «Русский мир». Президент Фонда Вячеслава Тихонова кинопродюсер Анна Тихонова рассказала, как, несмотря на все препятствия, удалось провести фестиваль и показать лучшие современные российские фильмы.
Эстонское государство постепенно изгоняет русский язык из школ и детсадов. Согласно плану, утвержденному в 2022 году, перевод всех учебных заведений нацменьшинств (а в них учатся дети почти 30 % населения) на государственный язык должен завершиться к 2029-му.
Цветаева