EN
 / Главная / Публикации / Папа не винит евреев

Папа не винит евреев

10.03.2011

10 марта в Ватикане состоялась презентация второго тома книги Бенедикта XVI «Иисус из Назарета». Отрывки из книги были опубликованы ещё в начале месяца и вызвали сенсацию. Мировые СМИ сообщили, что Папа снял обвинения в распятии Иисуса Христа с еврейского народа. Прозвучало несколько странно, потому что на самом деле Католическая церковь заявила об этом 46 лет назад на II Ватиканском соборе. Именно тогда в 4-м разделе соборного постановления Nostra Aetate была не только снята вина за распятие Христа с еврейского народа, но и подверглись осуждению любые проявления юдофобства. Этот документ привёл к налаживанию отношений между католицизмом и иудаизмом. И позволил предшественнику Бенедикта Иоанну Павлу II публично покаяться в средневековых гонениях на евреев. Нынешний Папа лишь повторил позицию Ватикана по этому вопросу, разве что проделал это с присущим его богословским трудам блеском. Откуда же родилась сенсация?

Всё дело в том, что в последнее время в отношениях Ватикана с иудаизмом появились проблемы. Начались они после того, как Папа снял отлучение с четырёх епископов-лефевристов, членов ультраконсервативного братства Св. Пия X. Епископский сан был дарован им покойным архиепископом Марселем Лефевром, который не признал ряда решений II Ватиканского собора и ушёл в раскол. Поставлять епископов без согласия папского престола он не имел права, за что и был отлучён вместе с ними.

Жест Бенедикта, направленный на примирение с лефевристами, не был неожиданностью. С самого момента своего избрания он заявлял о намерении преодолеть раскол и даже сделал практический шаг к этому – разрешил служить мессу на латыни (Лефевр и его последователи отвергли постановление Ватикана о переводе службы на национальные языки). Однако ярые традиционалисты осуждали и диалог с другими религиями, особенно с иудаизмом. Антииудаизм по сей день имеет широкое хождение в лефевристской среде, нередко срываясь в антисемитизм. Вот и один из четырёх епископов – Ричард Уильямсон – оказался пещерным юдофобом, отвергающим существование холокоста. Точнее, убийство нескольких сотен тысяч евреев он был ещё готов признать, но уничтожение миллионов – ни в какую. Ну и газовые камеры считал полным вымыслом. Обо всём этом он и сообщил шведскому телевидению. Причём его откровения пошли в эфир практически одновременно с объявлением о папской милости.

Первыми, естественно, возмутились евреи. Главный раввинат Израиля отправил в Ватикан гневное письмо, ставя под сомнение продолжение диалога со Святым престолом. Бенедикт откликнулся быстро: холокост – воплощение зла, и отрицание его неприемлемо, но решение своё оставил без изменений. Вильямсон выразил сожаление, что причинил Папе неудобство, но слов своих назад не забрал. И маховик скандала стал раскручиваться с новой силой.
Когда к негодованию ведущих германских епископов присоединила свой голос Ангела Меркель (отрицание холокоста в Германии – уголовное преступление), Ватикан наконец опубликовал послание, где расставил все точки над i.

Во-первых, снятие отлучения – это вовсе не оправдание провинившихся епископов, а лишь первый шаг к примирению. Они по-прежнему не имеют канонической роли в церкви, пока не признают свои заблуждения. И, во-вторых, Уильямсон обязан однозначно и публично дистанцироваться от заявлений, которые радикально противоречат позиции Святого престола. В противном случае епископом ему не быть. Ведь, когда Папа проявил милость, он не знал о постыдных идеях Уильямсона.

Поведи себя Ватикан столь решительно с самого начала – скандал не обрёл бы таких масштабов. Снятие отлучения без объяснений, что за этим стоит, было воспринято не сведущей в тонкостях католических процедур публикой как триумфальное возвращение нераскаявшихся раскольников в лоно церкви. И, следовательно, историческая победа Лефевра со товарищи. А тут подоспел Уильямсон со своими разоблачениями. То, что случилось дальше, совсем неудивительно – хорош же Папа, который якшается с дремучими антисемитами, да ещё распахивает перед ними дверь в церковь. Безусловно, Бенедикта XVI подвела пресс-служба. Но ещё больше отличилась папская комиссия, ответственная за работу с лефевристами, под началом кардинала Дарио Кастрильона Ойоса. Тот даже не удосужился проконсультироваться с курирующим отношения с иудеями кардиналом Вальтером Каспером. Впрочем, достаточно было заглянуть в Интернет и выяснить, что помилованный епископ не сомневался, к примеру, в подлинности «Протоколов сионских мудрецов». И сочувствовал одному из главных отрицателей холокоста Эрнсту Зунделю.

На исправление всех этих оплошностей ушло немало времени. Казалось бы, сейчас отношения с иудаизмом более или менее наладились. Папа съездил в Иерусалим, где ещё раз подчеркнул, что отрицание холокоста неприемлемо. Но реакция на новый том его книги показывает, что в сознании широкой публики Ватикан по-прежнему ассоциируется с антииудаизмом. И слова Бенедикта о том, что вина за распятие Иисуса ни в коем случае не должна возлагаться на еврейский народ в целом, воспринимаются как сенсация.

Между тем в новом томе «Иисуса из Назарета» не только подтверждается официальная позиция Ватикана по иудаизму. Толкование евангельских событий в устах Бенедикта нередко звучит удивительно современно. Например, подвергая богословскому анализу встречу Иисуса с Понтием Пилатом, Папа рассуждает о том, как политическая теория трактует понятие истины. Она не склонна считать её структурной категорией и относит к сфере субъективного. Но когда истина теряет объективное значение, справедливость становится заложником спорных политических решений. И поныне власти предержащие нередко повторяют ошибку Пилата, который скептически отнёсся к словам Иисуса об истине и принял прагматическое решение о его судьбе, отталкиваясь от сугубо политических реалий эпохи. История рассудила не в пользу прокуратора Иудеи. Вот и в наше время крушение тоталитарных режимов, основанных на лжи, было вызвано, прежде всего, стремлением людей к истине, заключает Папа.

Книга Бенедикта писалась до последних событий на арабском Востоке, но его рассуждения о том, что далеко не всё в политике решает грубая сила, звучат весьма актуально после того, что там произошло.

Борис Фаликов

 

Также по теме

Новые публикации

В эти торжественные и ответственные минуты вступления в должность Президента хочу сердечно поблагодарить граждан России во всех регионах нашей страны, жителей наших исторических земель, отстоявших право быть вместе с Родиной.
25 – 26 апреля 2024 г. в Бишкекском гуманитарном университете им. К. Карасаева прошла международная конференция филологов, посвящённая 75-летию со дня рождения почётного профессора БГУ, руководителя Русского центра С. А.  Елебесовой.
Приближается 79-я годовщина победы над немецким фашизмом – День Победы 9 мая. В преддверии годовщины великого дня посол России в Германии С. Ю. Нечаев ответил на вопросы.
Какое ударение в слове «христианин», в чём смысловое отличие вечери от вечерни, прописные или строчные следует писать в словах церковной тематики?.. Попробуем дать краткие ответы на эти и другие популярные вопросы о религиозной лексике.
Майские праздники дают старт новому сезону путешествий. Свои туристические программы есть во всех регионах России, но Новгород и Псков – неувядающая классика. К поездкам туда призывают учебники истории и фильмы о становлении Руси.
Цветаева