EN
 / Главная / Публикации / Разночинцы XXI века

Разночинцы XXI века

28.03.2011

Совсем недавно Россия с большой торжественностью отмечала 150-летие отмены крепостного права. Проводились конференции, торжественные мероприятия и круглые столы. Правда, историки, принимавшие участие в дискуссиях, осторожно напоминали, что реформа, в сущности, провалилась, что ей не удалось ни резко ускорить промышленное развитие, ни решить аграрный вопрос, ни создать в империи полноценное гражданское общество.

Между тем у реформ 1860-х годов было ещё одно последствие, которое оказалось в исторической перспективе не менее значимым, чем изменения, произошедшие на селе вследствие «освобождения». Русская интеллигенция окончательно сформировалась как массовый демократический слой, заражённый политическим радикализмом и антикапиталистическими идеями. Разночинцы – образованные молодые люди, не связанные с традиционной элитой, – почувствовали себя силой, противостоящей правительству и способной предложить, говоря современным языком, альтернативную стратегию модернизации. «Лишние люди», не находившие себе место в стагнирующей империи Николая I, обрели политический голос и собственную идеологию, став народниками, а затем основали первые в истории России политические партии. Сначала возникла умеренно-социалистическая «Земля и воля», а затем, когда на вполне мирный протест власти ответили репрессиями и ужесточением политического режима, появилась на свет террористическая «Народная воля», которая подвела итог «эпохе Великих реформ», взорвав «царя-освободителя».

Сегодняшняя интеллигенция, либеральная или аполитичная, не часто вспоминает об этом наследии, хотя именно разночинцы, в конечном счёте, сформировали российскую интеллигентскую идентичность и культуру. И то и другое сегодня переживает явное разложение, но историческое наследие XIX и начала ХХ веков всё равно остаётся для нас ценным и значимым, хотя бы потому, что ничего лучшего у нас нет.

Между тем история, как и положено, повторяется, и далеко не всегда в форме фарса. Недавно, выступая на круглом столе, посвящённом революциям на Ближнем Востоке, известный арабист Григорий Косач заметил, что ключевым элементом движений, свергнувших власть в Тунисе и Египте, пошатнувших режимы в Ливии, Сирии, Алжире, Иордании и Йемене стали «новые разночинцы». Эти люди, называющие себя «арабской молодёжью», далеко не всегда так уж молоды – многим из них сильно за тридцать, но они объединены совместным противостоянием «старой элите», традиционным правящим группам, причём и тем из них, кто проповедует западные ценности, и тем, кто пытается контролировать массы с помощью религиозной исламской проповеди. Это широкий слой людей, получивших европейское образование, но не в Европе, а у себя на родине. Это патриоты, для которых патриотизм состоит не в умилении существующими в родной стране порядками и лояльности по отношению к «своему» правительству, а напротив, в протесте против отсталости и угнетения, в желании всё изменить, в живом интересе к западному опыту, не вырождающемся в стремление копировать готовые формы европейской жизни.

Здесь аналогии между российскими разночинцами и «арабской молодёжью» действительно становятся поразительными. Разночинцы-народники отвергли бессмысленные споры между русскими западниками и славянофилами, которыми было занято всё «образованное общество» на протяжении нескольких десятилетий. Нынешняя «арабская молодёжь» превращает в анахронизм противостояние исламистов и сторонников «западного пути». Как в России XIX столетия, так и в арабском мире конца ХХ – начала XXI века оба доминировавших идейных течения были глубоко враждебны демократии и социальным движениям. Исламисты, подобно славянофилам, не видели демократию в ряду «традиционных ценностей», а «западники» – русские и арабские – дружно восхищались европейскими свободами, но считали их опасными и преждевременными в собственном обществе. Напротив, разночинцы-народники и «арабская молодёжь» поставили вопрос о демократии «здесь и сейчас», в прямой связи с требованием конкретных социальных прав. Не копируя западный демократический опыт, они органически – снизу – повторили его. Если раньше понятие «народного» было связано с «традиционным», «патриархальным» и косным, с нежеланием перемен, то теперь возникло новое представление о «народности» политики, неотделимое от социальных и демократических требований.

Российские народники вовсе не были так уж «далеки» от основной массы народа, который продемонстрировал свою способность к политическому действию во время двух русских революций – в 1905 и в 1917 годах. Другое дело, что для того, чтобы «поднять» огромную крестьянскую массу на бескрайних просторах самой большой в мире страны, потребовалось время, очень много времени, больше, чем жизнь первого поколения революционеров. «Арабской молодёжи» повезло больше. Они живут в обществе, где значительная часть народных масс давно уже переселилась в города, не находя там, впрочем, себе достойной работы и надёжного пропитания. Они живут в мире, где есть Интернет и мобильные телефоны. Они добиваются политического влияния и успеха гораздо быстрее своих русских предшественников.

Однако именно успех новых арабских разночинцев заставляет нас вспомнить о собственной истории, её значении и ценности. У нас есть наследие и традиция, которая оказалась неожиданно современной. И это именно демократическая традиция в самом высоком и героическом смысле слова.

Борис Кагарлицкий

 

Также по теме

Новые публикации

Один из северных старинных городов России был основан в 903 году, в то время как более 2000  лет назад на этих землях уже находились поселения. Долгие годы Псков и его старший брат Великий Новгород стояли на страже северо-западных границ Руси, отражая нападения немецких крестоносцев. Но не только своей богатой историей  интересен Псков сегодня. А вот чем же ещё, попробуем разобраться.
Сону Саини – индийский славист, переводчик и преподаватель русского языка. «Люблю экспериментировать с инновационными методами преподавания русского языка как иностранного с помощью новейших технологий», – говорит он о себе. Г-н Саини ответил на вопросы «Русского мира» о переводах русской литературы на хинди и другие языки страны, а также о положении дел с преподаванием русского языка в Индии.
В Российском совете по международным делам готовится к выходу обновлённый учебник по публичной дипломатии, в котором появилась новая глава о соотечественниках. Автор учебника Наталья Бурлинова считает, что соотечественники за последние годы стали очень активными субъектами международных отношений России с другими странами.
В Париже впервые прошёл показ фильмов-лауреатов Международного кинофестиваля имени Вячеслава Тихонова, организованный при поддержке фонда «Русский мир». Президент Фонда Вячеслава Тихонова кинопродюсер Анна Тихонова рассказала, как, несмотря на все препятствия, удалось провести фестиваль и показать лучшие современные российские фильмы.
Эстонское государство постепенно изгоняет русский язык из школ и детсадов. Согласно плану, утвержденному в 2022 году, перевод всех учебных заведений нацменьшинств (а в них учатся дети почти 30 % населения) на государственный язык должен завершиться к 2029-му.
Участники просветительской акции «Тотальный диктант – 2024» отметили, что нынешний текст не был особенно сложным, однако и в нём нашлось немало позиций, в которых можно было допустить ошибки. Остановимся на самых распространённых.
На Занзибаре прошла презентация изданий русской классики в переводе на суахили. Переводчики Рифат и Мария Патеевы  рассказали «Русскому миру», почему и пушкинские сказки, и даже гоголевская «Шинель» хорошо принимаются танзанийцами. А ещё объяснили, что даже простой торговец рыбой знает: Путин – президент России.
С именем Мелитона Кантарии навсегда связан День Победы советского народа над фашизмом. Вместе с Михаилом Егоровым и Алексеем Берестом 1 мая 1945 года он установил Знамя Победы над куполом Рейхстага в Берлине. На фронт были призваны более 700 тысяч грузин, около 300 тысяч из них отдали жизнь за победу над гитлеровской Германией. Сегодня в Грузии проживают 66 ветеранов Великой Отечественной войны.
Цветаева