EN

«Новый Бах»: юные органисты из Гнесинки выступили с концертами в Нидерландах

Инесса Филатова02.07.2019

В Нидерландах завершился интересный музыкальный проект «Новый Бах», целью которого было познакомить голландскую публику с юными русскими органистами (15 – 18 лет), показать виртуозный уровень их исполнительского таланта и подарить ребятам уникальную возможность принять участие в мастер-классах знаменитых органистов Европы, поиграть на исторических органах, а также выступить вместе со своими сверстниками из Академии Свелинка – школы юных талантов при Амстердамской консерватории.

Мекка для органистов

В проекте приняли участие ученики Московской специальной музыкальной школы им. Гнесиных – Стефанида Ермолаева, София Красная и Елизавета Хисина, а также студенты Академии Свелинка – Мария Евгения Педано (голос), Анушка Педано (альт) и Майка ван Дайк (скрипка). Юные органистки из Москвы посетили концерты известных европейских мастеров, изучили, как развивался и изменялся их любимый музыкальный инструмент, орган, на протяжении нескольких веков, поработали на мастер-классах, репетициях и концертах с голландскими музыкантами.

Фото: Nadia Eliseeva / Facebook

Голландия – настоящий рай для органистов, здесь около 1700 хорошо сохранившихся исторических инструментов, составляющих важную часть культурного наследия страны. Например, в Харлеме, в соборе св. Бавона, находится самый старый орган Европы, на котором играли Мендельсон, Гендель и десятилетний Моцарт, – рассказывает организатор проекта, руководитель Фонда поддержки юных талантов Надя Елисеева. – Поэтому программа нашего проекта была составлена так, чтобы наши ребята могли не только выступить с концертами, но и принять участие в знаменитом голландском фестивале органной музыки в Алкмаре. Для русских органистов это очень важно, потому что для них это уникальная возможность попробовать настоящие исторические органы в условиях настоящей церковной акустики. В России таких органов мало, и далеко не ко всем у студентов есть доступ. В течение недели нашего проекта девочки поиграли на 12 (!) органах. Каждый день – на разных. Для них это уникальный опыт.

Для нас проект оказался очень полезным, насыщенным и в чём-то сложным, – говорит педагог русских музыкантов Мария Черепанова. – Потому что наши ребята, конечно, в школе, к большому счастью, имеют возможность заниматься на духовом органе с относительно недавнего времени, но всё-таки такого количества инструментов на квадратный метр мы в России, к сожалению, не имеем. И для нас это знакомство с акустикой, это знакомство с инструментами разных стилей и разных эпох, это умение быстро собираться и играть в новом месте, переезжать. Ребята, конечно, очень довольны, впечатления потрясающие. Девочки, наверное, за всю жизнь столько органов не видели, сколько за эту неделю.

На языке музыки

По словам Марии Черепановой, у девочек был расписан каждый час. Для проекта они приготовили две разные программы: одну – для концертов, другую – для мастер-классов:

– Это абсолютно разные вещи. И на каждом мастер-классе играли разное. Дети привезли по пачке произведений. У нас было три концерта – в Алкмаре, Лейдене и Гааге, и каждый день по два мастер-класса – это разные церкви, разные преподаватели. Мы успевали только поесть, поспать и переехать в другой город. Плюс дополнительные концерты. Очень насыщенная была программа. Девочкам пришлось подстраиваться под инструменталистов, которые были им совершенно неизвестны, которых они впервые увидели на репетиции буквально накануне. Им надо было преодолеть языковой барьер и научиться понимать друг друга посредством музыки. В этом случае музыка выступила как своего рода язык дополнительный, как объединяющий фактор.

Фото: Nadia Eliseeva / Facebook

Новый Бах

Специально для этого проекта была составлена уникальная концертная программа, в которой музыка Баха звучит в новых, неожиданно ярких аранжировках для органа и камерных ансамблей, даже состоялась одна премьера.

– Произведение, которым мы открыли нашу концертную программу (J. S. Michat Back to Bach), исполнялось впервые в этой версии, это была фактически премьера, – рассказывает артистический директор проекта «Новый Бах» Виталий Витуля. – Потому что это соната для саксофона и фортепиано, мы её переложили для органа, отправили композитору, композитор утвердил это переложение, и вот, в первый раз эта версия прозвучала с органом. Это произведение идёт из настоящего в прошлое и заканчивается классической арией Баха. Поэтому «Новый Бах» так и называется. Сочетание органа с саксофоном свежее, потому что оно совмещает разные эпохи. Но это родственные инструменты, два духовых инструмента, и так как саксофон из всех духовых инструментов приближен больше всего к голосу, то как голос с органом он звучит очень достойно.

В этом проекте мне очень нравится, что мы играем много вместе, ищем какие-то новые краски и во время репетиций меняем очень многое: каждый новый орган – это другие краски, другая музыка, другие регистры. Это и есть опыт. Это не то, что прикоснуться к реликвии, это процесс.

Детские впечатления

Своими впечатлениями от участия в проекте поделились с нами Лиза Хисина (самая юная участница проекта, 15 лет) и София Красная (18 лет).

София: – Очень здорово, что в Нидерландах исторических органов так много! Намного больше, чем в России, ведь в России основная религия православная, а в ней орган не используется. Здесь же много чего можно было посмотреть, и мы успели поиграть на 12 разных органах!

Лиза: – Мне больше всего понравился большой орган в Гротекерк в Алкмаре! Он очень мощный, и в большой церкви он звучит очень красиво.

София: – Да, там два органа, маленький и большой. Маленький является одним из самых старых, если не самым старым в Европе. На меня, наверное, он самое сильное впечатление произвёл, он очень сильно отличается от всех органов, на которых я играла до этого.

Фото: Nadia Eliseeva / Facebook

Лиза: – Мы встретились с большим количеством музыкантов, со многими органистами, ходили к ним на мастер-классы, это было очень интересно, потому что мы учимся в русской школе, и, конечно, у нас очень отличается подход к старинной музыке. А самым трудным было подстроиться к инструменту. Если ты не играешь часто в больших залах, то очень сложно подстроиться под акустику.

София: – Да, потому что они все по-разному звучат, ещё различается акустика, а это один из ключевых моментов в вопросе исполнения. Вот тут, например, акустика достаточно сильная и достаточно длинное эхо, поэтому нужно играть более чётко и даже темп в какие-то моменты нужно менять. А в залах с более сухой акустикой играют быстрее и более связно.

Лиза: – Я была самой младшей. Сначала я немного боялась, но потом привыкла, и мне очень понравилось. Было неудобно с той стороны, что я не знаю английского, только немецкий, а мастер-классы идут на английском.

София: – На самом деле, все участники очень сильно различались по возрасту. Лиза была самой младшей, а самый старший человек был вообще пожилой. Если говорить о мастер-классах и об этих учителях, то мы иногда показывали разным профессорам одно и то же произведение, и было очень интересно слушать, что каждый из них скажет про интерпретацию и в целом про произведение, а потом уже смотреть, к чему ты сам больше склонен. Их слова могли различаться вплоть до противоположного мнения, и при этом ни одно из них нельзя было назвать неправильным.

Лиза: – Мы побывали в Зандаме, Лейдене и Гааге. В Алкмаре мы ходили в разные церкви. У нас теперь есть большой опыт – на разных инструментах поиграли. Теперь в России будет проще приспособиться к инструменту.

София: – И не только в России, потому что, я думаю, чем больше инструментов смотришь, тем легче тебе потом подстраиваться.

Девочки впервые приехали в Нидерланды. Кроме органов, им понравились каналы и реки, чистый воздух и красивая архитектура. 

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

30 июня 1914 года родился выдающийся русский учёный и авиаконструктор, один из главных создателей советского «ядерного щита», разработчик орбитальных станций и самой мощной советской ракеты-носителя «Протон» Владимир Николаевич Челомей.
Россия и Африка стремительно развивают сотрудничество на многих площадках, включая спортивные. В боксе и других единоборствах крепкие взаимоотношения тянутся ещё с советских времён. Россияне готовы придти африканцам на помощь в развитии спорта, а те отвечают искренним интересом, энтузиазмом и готовностью к совместной работе. В ринге и вокруг него.
Прилагательное «коварный» определяет одно из самых негативных человеческих качеств, проявляющееся в скрытной злонамеренности. Слово давно прижилось в речи, однако его этимология не является очевидной. Выясним, кого раньше называли коварным и как трансформировалось со временем значение этой лексемы.
Сегодня в Южной Корее проживают около 110 тысяч русскоязычных корейцев, выходцев из России и стран постсоветского пространства – Узбекистана, Казахстана Киргизии. Такие сообщества называются корё-сарам. А компактные места проживания русскоговорящих корейцев именуются корёин-маыль. Именно они стали ядром русской диаспоры.
Учащиеся русской школы в Оффенбурге берутся за ложки не только в обед и ужин. Вот уже 10 лет в городе существует ансамбль юных ложкарей, который выступает на городских мероприятиях, больших фестивалях в Германии и за рубежом. Игра на ложках погружает в мир русской культуры не только школьников, но и зрителей.  
Главное открытие выдающегося русского и советского физиолога Алексея Алексеевича Ухтомского – теория доминанты, которая и сегодня используется как одна из ключевых концепция в нейрофизиологии и психологии. В жизни самого Ухтомского тоже были две доминанты: страсть к науке и глубокое желание духовного служения.
В год 80-летия разгрома фашизма международная акция «Диктант Победы» подтвердила свой статус одного из самых масштабных просветительских проектов современной России. С каждым годом инициатива объединяет всё больше участников, и в 2025-м побила все рекорды: к ней присоединились 2,75 миллиона человек из России и ещё 97 стран мира.
«В июне повышенную зарплату получат те, кто работают в праздник», – гласит один из новостных заголовков. Как же правильно: «те, кто работают» или «те, кто работает»? Вспомним особенности согласования сказуемого с подлежащим, выраженным местоимением, и подлежащим, обозначающим совместность действия.