RUS
EN
 / Главная / Публикации / Русские и русский язык в Казахстане. Итоги экспедиции РГО

Русские и русский язык в Казахстане. Итоги экспедиции РГО

Олег Ткачёв04.12.2019

В апреле 2019 года экспедиция «Современный этномир» Пензенского отделения Русского географического общества побывала в крупных городах Казахстана – Нур-Султане, Караганде, Темиртау, Алма-Ате и Киргизии – Караколе и Бишкеке. Члены экспедиции выясняли, как живёт русскоязычное население региона, что происходит там с русским языком и с русским культурным наследием. «Современный этномир» стала первой этнографической экспедицией РГО в Казахстан и Киргизию в постсоветский период.

Читайте также: Русские и русский язык в Узбекистане. Итоги экспедиции РГО

Члены Пензенского областного отделения Русского географического общества Игорь Пантюшов, Олег Ткачёв, Алла Тархова и Ольга Ильина в ходе экспедиции встречались с соотечественниками, которые с интересом приняли участие в проведении этнографических исследований. Особое внимание было уделено изучению сохранившихся в разных местах Казахстана и Киргизии народных традиций и общественных отношений. В целом собран ёмкий полевой материал – личные наблюдения, фотоматериал, диктофонные записи, записи в полевые тетради. Он позволяет провести предварительный анализ и проследить динамику изменения закономерностей явлений современной культуры русскоговорящих жителей этих республик в отрыве от основной этнической территории.

Встреча участников экспедиции в Посольстве России в Нур-Султане

Сегодня мы подробнее расскажем именно о Казахстане, первой стране для изучения в рамках проведения второго этапа экспедиции (первый этап состоялся в 2018 году – исследования проводились в Узбекистане).

Русский этнос в Казахстане

Особенностью Казахстана является то, что здесь, единственной из всех среднеазиатских республик, русские составляли более 40 % населения (1940 – 1980-е годы), а вместе с другими европейскими народами – около 60 – 70 %, преобладая в большинстве густонаселённых районов (при этом в малонаселённых районах абсолютное большинство жителей составляли казахи).

Казахстан является многоэтническим государством, на территории которого проживают представители 125 наций и народностей. Наиболее многочисленными являются семь этносов (доля каждого из них в общей численности населения страны составляет более 1 %) – казахи, русские, узбеки, украинцы, уйгуры, татары и немцы, на долю которых приходится 95,6 % населения страны, согласно переписи населения 2009 года.

Русские – вторая по численности национальная группа в Казахстане, но за последние десятилетия число русских жителей республики значительно уменьшилось. На начало 2019 года они составляли 19,32 % населения страны (3 553 232 человек), тогда как в 1999 году на долю русских приходилось около 30 % населения (4 480 675 человек). Русские проживают преимущественно в Северном, Центральном и Восточном Казахстане, в меньшей степени в Семиречье и приграничных с Оренбургской областью районах. За пределами этих районов они живут лишь в крупных городах.

При этом на русском языке разговаривает почти всё население страны, причём это не только средство межнационального общения, но и разговорный язык самих городских казахов.

В Казахстане русские являются, в основном, потомками переселенцев XIX – XX вв., в меньшей степени XVII – XVIII вв. Начиная с XVI века на территории, ныне входящей в состав Казахстана, стали возникать первые военные поселения и крепости, основанные Русским царством, а затем и Российской империей. Казаки сначала строили крепость с военным гарнизоном, затем перевозились семьи, после чего рядом возникало поселение. На территории Казахстана существовало три казачьих войска — Уральское, Сибирское и Семиреченское. Многие казаки имели также и казахские корни, особенно по женской линии.

Атаман Астанайского филиала казаков Степного края Сергей Дойников вручает участникам экспедиции сувениры

Старейшее русское поселение на территории Казахстана – Яицкий городок (впоследствии г. Уральск) – было основано в 1520 году. Позже возникли Гурьев (1645), Семипалатинск (1718), Усть-Каменогорск (1720), Павлодар (1720), Петропавловск (1752), Кокчетав (1824), Акмолинск (1824), Казалинск (1848), Верный (1854), Актюбинск (1868), Кустанай (1879) и другие более мелкие городские поселения.


Некоторые исследователи полагают, что применять по отношению к русским Казахстана термин «диаспора» не совсем корректно. Понятие «диаспора» означает «рассеяние». Диаспора не располагается на своей исторической территории, в то время как русские Казахстана (особенно северного) как раз там и живут и считают себя автохтонами.

В настоящее время средний возраст русских в Казахстане составляет 35 – 40 лет, в то время как у казахов – 26 лет. Русские составляют около 50 – 55 % пенсионеров в стране при 10 – 15 % среди детей, что связано с низкой рождаемостью и преобладанием молодых среди русских, покидающих страну.

Для русских жителей Казахстана характерны низкая рождаемость, высокая смертность и низкие темпы естественного прироста. Общий коэффициент рождаемости у них составил 8,6 % (ниже среднереспубликанского в 1,7 раза), в то время как уровень смертности выше в 1,4 раза. Общий коэффициент естественного прироста русских в 1999 году составлял 5,1 %. В 1999 году удельный вес городского населения русского этноса составил 73,9 %. В период между 1990 и 1999 годами рождаемость у русских значительно упала, а смертность, напротив, возросла.

Этническая дифференциация наиболее отчётливо отражена в городской и сельской местности. Размещение населения отдельных национальностей по их проживанию в городской и сельской местности характеризуется следующим образом: 47,9 % казахов, 73,9 % русских, 74,6 % татар, 55,8 % украинцев, 50,1 % немцев, 52,8 % белорусов от общей численности населения страны проживают в городской местности. Остальная часть представителей этих этносов проживает в сельской местности согласно данных переписи 2009 года.

Вместе с тем наблюдается резкая неравномерность распределения русского населения по территории Казахстана – в основном, большинство соотечественников проживает на севере Казахстана и в крупных городах. Большая концентрация русских и русскоговорящих в городах связана, прежде всего, с преимущественной занятостью их в индустриальном и финансовом секторе, бизнесе.

Можно выделить компактные ареалы проживания русских и русскоговорящих в Казахстане (согласно данным Комитета статистики РК в процентном соотношении от общего населения): Северо-Казахстанская область (49,73%), Костанайская область (41,28%), Восточно-Казахстанская область (36,5%), Павлодарская область (35,86%), Карагандинская область (35,83%), Акмолинская область (33,13%), а также в крупных городах: Нур-Султан (26,06%) и Алма-Ата (13,41%).

За период с 1990 по 1997 год из Казахстана уехало 1,2 миллиона русских, что составляло почти 14 % населения, из них более 90 % перебралось в Россию. Основными факторами отъезда считаются распад единого пространства СССР, возвращение на этническую родину, безработица и инфляция в начале 90-х, миграция избыточного сельского населения в города, усиление межэтнической конкуренции на рынках труда, а также увеличение числа казахов в государственном аппарате и ведущих отраслях экономики.

Миграция продолжается и сегодня, но она значительно сократилась. Большинство тех, кто хотел и мог покинуть страну, уже уехали. Миграция русских в Россию стала одним из долгосрочных факторов демографических и экономических сдвигов как в Казахстане, так и в России. По мере стабилизации социально-экономической ситуации в Казахстане масштабы внешних миграций русскоговорящего населения из страны резко сократились.

Положение русского языка

Русский язык в Казахстане – второй по числу носителей и первый по владению и уровню распространения в республике. Согласно части 2 статьи 7 Конституции Казахстана, «в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским языком официально употребляется русский язык». В 2007 году другим постановлением Конституционного Совета пояснено: «Основной Закон предусматривает верховенство статуса государственного языка», при этом признаётся право обращения в государственные органы и на русском языке. В 1997 году принят закон «О языках в Республике Казахстан».


Большинство граждан Казахстана всех национальностей владеют русским языком. Хотя административная сфера применения языка после обретения суверенитета (1991 год) несколько сократилась в рамках политики постепенной казахизации делопроизводства ряда областей республики. В то же время русский язык сохранил свои позиции в экономической и общественной жизни страны, в которых он по-прежнему преобладает, в том числе это касается СМИ. Особенность русскоязычия в Казахстане заключается в том, что большинство людей, говорящих по-русски, этническими русскими не являются. В основном это сами казахи, часто владеющие только русским.

В настоящее время в стране происходит переход с кириллицы на латиницу. Казахский алфавит на латинской графике утверждён 26 октября 2017 года указом Президента Казахстана. Переход на новый алфавит планируется осуществить в 2017 – 2025 годах. Следует отметить, что утверждённый вариант алфавита вызвал неоднозначную реакцию в обществе, в том числе в научной среде. Кириллическая графика официально используется с 1940 года и будет использоваться в Республике Казахстан параллельно с новым латинским алфавитом до 2025 года.

Учитель русского языка Виктория Максимова (Караганда) рассказывает, по каким учебникам изучается русский язык

На начало 2015/2016 учебного года в Республике Казахстан общая численность студентов составляла 459 369 человек, доля студентов, обучающихся на казахском языке, составляла 62,7 %, на русском – 34,3 %, на английском языке – 3,0 %.

Согласно опросу соотечественников, работающих в сфере преподавания русского языка и литературы, отношение в стране к русскому языку сильно изменилось за 2017/18 годы. Это связано с тем, что здесь внедряется новая программа оксфордской и кембриджской системы образования, по которой русский язык изучается только как разговорный, то есть прежняя система изучения языка разрушена. В то же время русский язык в школах преподаётся по российским учебникам, если у педагогов такая возможность существует.

В стране утверждена концепция трёхъязычия, и она находится в стадии внедрения. В общеобразовательных школах ведётся изучение казахского, русского и английского языков с целью дальнейшего преподавания на нём таких предметов, как химия, физика, биология и др. Идёт процесс обучения преподавателей английскому языку на 2-х и 6-месячных курсах. Постепенно эта система будет внедряться в учебный процесс, начиная с начальной школы.

Русская православная церковь в Казахстане

Коснемся теперь религиозной жизни и межконфессионального взаимодействия жителей Казахстана.

В Нур-Султане исследователи посетили крупнейший в Средней Азии кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, где служители епархии ознакомили гостей с музеем и ответили на интересующие их вопросы. В Караганде и Темиртау члены экспедиции побывали практически во всех городских храмах и монастырях, где опросили священнослужителей и прихожан, встретились с архиепископом Карагандинским и Шахтинским Севастьяном. В Алма-Ате участники экспедиции были приглашены на встречу с митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром. Посетили и находившийся тогда на реконструкции Вознесенский кафедральный собор, экскурсию по которому провёл протоиерей Александр.

Интервью с псаломщиком Карагандинского шахтёрского храма Александром

Православие является одной из самых крупных после ислама религий Казахстана, где более 25 % жителей, согласно переписи 2009 года, являются православными.

В настоящее время в Казахстане свыше 4 млн. прихожан, и опрашиваемые служители церкви обозначали главную проблему – отток православных верующих из страны.


Православная церковь поддерживается независимым Казахстаном. О месте православия в жизни общества республики её бывший президент Нурсултан Назарбаев высказался предельно ёмко: «…православие и ислам – два столпа, на которых зиждется духовность Казахстана».

На начало 1999 г. на территории республики уже действовало 212 приходов и 8 монастырей. В настоящее время в Казахстане действуют 339 православных религиозных общин и 301 культовое сооружение.

В 1995 г. государство передало церкви Вознесенский кафедральный собор в г. Алматы, построенный в начале ХХ в. и признанный уникальным памятником архитектуры. Православным общинам возвращены храмы и в других городах. Казахстан внёс свою лепту в восстановление храма Христа Спасителя в Москве. Безвозмездным вкладом страны стала поставка гранита с Кордайского месторождения для отделки стен храма.

За последние годы построены храм Христа Спасителя в Алма-Ате, Благовещенский собор в Павлодаре, Серафимо-Иверский собор в Экибастузе, Иоанно-Богословский собор в Талдыкоргане, Константино-Еленинский храм в Костанае, Свято-Никольский храм в Сатпаеве, Свято-Успенский собор в г. Астане и многие другие храмы по всему Казахстану. В 2009 г. возведён кафедральный Свято-Успенский собор в Астане. Также открыто несколько монастырей.


В число официально признанных праздничных дней в Казахстане вошёл православный праздник Рождества Христова (7 января).

Исследования показали, что именно Русская православная церковь является главным объединяющим звеном для соотечественников в деле сохранения русской традиционной культуры и национальных традиций, языка.

Сохранение русского культурного наследия в Казахстане

Членами экспедиции был проведён опрос соотечественников разных профессий, однако объединяет их одно – любовь к русской традиционной культуре, которой они посвящают свободное время, занимаясь в самодеятельных фольклорных и танцевальных коллективах.

Путем опроса члены экспедиции выяснили, как строится работа национальных культурных центров (русского, татарского, башкирского и др.) в регионах республики, которые могли бы объединить духовный потенциал соотечественников в сохранении традиционных культур, обогатить их нравственную жизнь. Как правило, все опрашиваемые соотечественники так или иначе участвуют в культурной жизни, активно помогая сохранению русских и других национальных (татарских, башкирских) традиций.

Этому способствует их объединение в самодеятельные творческие коллективы (казачий народный хор «Станичники», русский народный (казачий) коллектив «Раздолье») и другие. Некоторым из них государство предоставляет небольшие помещения для занятий (например, в Домах дружбы в городах Нур-Султан и Алма-Ата).

Казачий ансамбль "Раздолье" г. Нур-Султан

Особая роль в сохранении народной культуры отводится казачеству. Государство иногда поддерживает работу отдельных творческих казачьих народных коллективов, являющихся членами Ассамблеи народов Казахстана. Благодаря таким организациям, как «Союз казаков Степного края» (С. Г. Дойников) в г. Нур-Султан, «Союз казаков Семиречья» (В. С. Шихотов) в г. Алма-Ата ведётся большая работа по сохранению народных обычаев, ремёсел, культурных традиций путём объединения соотечественников, проведения различных мероприятий, праздников, издания собственных газет и пособий, работы в интернете.

В Карагандинской области работают гражданские активисты – представители общественного фонда «Русский культурный центр “Согласие”» и Православного благотворительного общества развития образования «Светоч», которые самостоятельно стараются содействовать укреплению и сохранению русской культуры и национальной культуры других российских народов, сохранению русского языка путём проведения разноплановых акций и мероприятий, таких как «Тотальный диктант», «День славянской письменности и культуры» и др. Они также являются организаторами многих православных праздников, активно сотрудничая с РПЦ.

Запоминающейся была встреча с руководством и ведущими артистами Государственного академического театра драмы имени М. Ю. Лермонтова в Алма-Ате, где исследователей интересовал вопрос сохранения русской культуры и русского языка на постсоветском пространстве.

Двум театрам присвоен республиканский статус: Государственному академическому русскому театру им. М. Ю. Лермонтова и Государственному академическому театру для детей и юношества им. Н. Сац. Почти во всех областях Казахстана работают русские театры, которые продолжают оставаться важным фактором распространения и пропаганды российской культуры в стране. В Казахстане действуют 16 русских театров, из которых: 11 – драматических, 1 – музыкальной комедии, 2 – юного зрителя, 2 – кукольных, а также 2 так называемых объединённых театра (труппа состоит из русских и казахских артистов).

В репертуаре этих театров представлена, в основном, русская классика, но также пьесы современных российских драматургов и национальные казахские постановки. Популярность театров достаточно высока не только среди славянского населения, но и в среде русскоязычных и даже двуязычных казахов.

В ходе экспедиции было проведено немало интересных встреч и мероприятий, но объединяло их одно – общая заинтересованность соотечественников, да и в целом жителей Казахстана в налаживании и развитии дружеских отношений на разном уровне. Члены экспедиции всегда получали на местах необходимую помощь и поддержку, всестороннее понимание её значимости для жителей России и Казахстана, особенно для соотечественников, проживающих вдали от исторической родины. 

Также по теме

Новые публикации

Члены русскоязычного сообщества в Сиэтле (США) участвуют в борьбе с коронавирусом, включившись в работу по пошиву медицинских масок для городских больниц. Об этой инициативе наших соотечественников мы поговорили с членом правления Русского культурного центра в Сиэтле и владелицей швейного бизнеса Людмилой Соколовой.
Эти книги мы читали в советском детстве, но сейчас их уже не переиздают. Вспомнить любимые истории хочется сегодня, 2 апреля, в Международный день детской книги. Этот праздник отмечают в мире уже больше полувека.
1 апреля мы отмечаем годовщину Николая Васильевича Гоголя. Яркое образное мышление находило воплощение не только в гоголевских текстах. Писатель проявлял интерес к разным сферам жизни и смело пробовал себя в роли то зодчего, то кулинара, то дизайнера. Причём не без успеха.
«Все мы вышли из бондаревских "Батальонов…"», – сказал когда-то Василь Быков от имени всех писателей-фронтовиков. 29 марта в Москве скончался Юрий Василий Бондарев. За две недели до этого, 15 марта, ему исполнилось 96 лет.
Китай рапортует о том, что распространение коронавируса остановлено. В России, благодаря своевременному реагированию и принятым мерам, прирост заболевших удаётся сдерживать. В некоторых же странах, как в Италии, Испании или США, ситуация довольно тревожная – заболевших там считают десятками тысяч. Чтобы понять, как выглядит ситуация «изнутри», корреспондент «Русского мира», сама живущая в Италии, пообщалась с нашими соотечественниками в разных странах. Картина получилась довольно пёстрой.
Дорогой Виталий Григорьевич… Именно так – уважительно и сердечно – хотелось обратиться к этому удивительному человеку, силу личности и неповторимое обаяние которого ощущали все, кому посчастливилось знать В. Г. Костомарова, внимать ему.
Распространение пандемии коронавируса ставит перед обществом новые вызовы и задачи: необходимо не только лечить заразившихся, но и помогать тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации из-за самоизоляции. И есть впечатление, что многие практики взаимопомощи и поддержки, которые появляются благодаря карантину, останутся с нами и после того, как эпидемия закончится.
Почти две недели назад не стало Эдуарда Лимонова, выдающегося писателя, эмигранта, скандалиста, политика, который уже одним своим присутствием мог заинтриговать толпу. Однако 30 марта выходит (онлайн) его последняя книга «Старик путешествует», так что Лимонов всё ещё с нами. Его близкий друг журналист и режиссёр Даниил Дубшин поделился своими воспоминаниями об этом крайне неординарном человеке.