EN
 / Главная / Публикации / РКИ в эпоху пандемии

РКИ в эпоху пандемии

Центр «Златоуст»28.04.2021

27 апреля 2021 г. состоялся Международный онлайн-семинар «РКИ в эпоху пандемии», посвящённый наиболее успешным практикам работы в новых для отрасли условиях. Семинар был организован Центром «Златоуст» (Санкт-Петербург) и Русским домом науки и культуры в Париже.

В профессиональной встрече приняли непосредственное участие почти 600 специалистов из 65 городов РФ и из 339 городов 67 стран мира, параллельно трансляцию в YouTube смотрело свыше 850 участников и с каждым часом число просмотров нарастает.

По словам главного редактора Центра «Златоуст» А. В. Голубевой, целью семинара было представление современных эффективных форм работы — обмен продуктивными идеями и демонстрация возможностей новых технологий, которые способны работать на результативность обучения, но не должны ограничивать жизнь только рамками экрана.

Специалисты Центра «Златоуст» познакомили с изменениями в печатной учебно-методической литературе, её трансформацией в условиях удалённого обучения и новыми каналами для доступа преподавателей к учебным материалам (Н. О. Козина), а также с ресурсной платформой «РКИ для всех», предлагающей на бесплатной или платной основе широкую палитру тестов для подготовки к экзамену ТКРИ, игровых материалов, а также цифровые учебники (А. М. Пуляевская). А. А. Алёшина и А. И. Любивая представили проекты для разных целевых групп учащихся, хорошо зарекомендовавшие себя на практике. Это телеграм-канал и разговорный клуб «Златоуста», к которым широко привлекаются волонтёры со всей России и других стран мира. Это мини-олимпиады и спецкурсы для учащихся разного возраста и разного уровня владения русским языком, при подготовке которых используются ресурсы платформы «РКИ для всех». Среди участников семинара оказалось немало тех, кто уже проходил программы повышения квалификации «Златоуста», о перспективах развития этого направления можно было узнать из выступления А. Н. Акулич – https://mirrki.ru/.

Всплеск комментариев в чате вызвало выступление Инги Мангус, её УМК «Давай!» благодаря публикации в «Златоусте» вот уже третий год успешно работает не только в родной Эстонии, но и во многих других странах. Коллег интересовала возможность создания национально ориентированных версий курса.

Вторая половина дня прошла в формате печа-куча. Он оказался новым для большинства участников, но тем не менее подтвердил свою эффективность не только для презентации идей молодых специалистов, но и для выступлений матёрых экспертов. Специалисты из России (Томского, Башкирского, Воронежского госуниверситетов, Крымского и Казанского федеральных университетов), а также Австрии, Израиля, Испании, Казахстана, Узбекистана, Франции представили исследования, посвящённые восприятию удалённого обучения обеими сторонами учебного процесса, сопоставлению его эффективности с традиционной формой, а также перспективам гибридного и смешанного обучения. Многие отметили, что для взрослых учащихся такие формы более эффективны, чем обычные аудиторные занятия, но для младших учеников эффективность обучения падает.

Во многих университетах были созданы собственные электронные образовательные платформы и стали использоваться электронные учебники. Значительно увеличилась доля самостоятельной работы учащихся, что требует иных учебных материалов. Неожиданно оказалось, что онлайн-обучение может и по-своему сближать людей через проектную и исследовательскую работу в группах. По мнению выступавших, переход на удалённое обучение показал: в освоении новых технологий преподаватели зачастую опережают студентов, потому что им уже не раз приходилось заново адаптироваться к различным изменениям. «При хорошей методике мы можем заново открыть себя», – отметил Марк Руис-Соррилья Крусате.

Участники семинара смогли познакомиться и с мерами господдержки русского языка Департаментом внешнеэкономических и международных связей столицы, которые в минувшем году охватили 48 стран, и с инновационными проектами Комитета по туризму города Москвы. Проекты «Город открытий» и «Страна открытий», о которых рассказала М. Ю. Киселева, помогают подросткам выстраивать траекторию личного и профессионального развития, прививают интерес к своей стране и её культуре.

Некоторые приёмы интерактивного онлайн-общения и вовлечения аудитории в обсуждение коллеги смогли опробовать на себе уже в ходе семинара. В течение шести часов в чате слушатели обменивались контактами, задавали вопросы лекторам, комментировали их высказывания, писали о собственном опыте. В ходе викторины на сервисе Mentimeter были разыграны новые издания «Златоуста», а также сертификат на участие в любом курсе повышения квалификации Центра. Все презентации участников, а также некоторые другие доступны на виртуальной стене, записи выступлений представлены в открытом доступе на YouTube-канале «Златоуста», после сдачи небольшого онлайн-теста участники семинара смогут получить электронные сертификаты о повышении квалификации.

Подводя итоги семинара, можно отметить, что большинство участников образовательного процесса внимательно анализирует и изменения образовательной среды, и свои действия в ней. Именно исследовательский подход помогает находить успешные ответы на вызовы времени. 

Рубрика:
Тема:
Метки:

Также по теме

Новые публикации

В течение трёх дней, с 16 по 18 апреля, в тунисском городе Ла-Марса проходил международный форум Terra Rusistica – крупнейшее событие в области преподавания и изучения русского языка в регионе Ближнего Востока и Северной Африки.
Двуязычный молитвослов на азербайджанском и русском языках стал первым подобным изданием. Презентация показала, что переводы православных текстов на азербайджанский язык ждали многие, и не только на Кавказе. В течение двух лет над переводами работала группа с участием священников и мирян.
Какой предлог выбрать в данных сочетаниях: в меру сил или по мере сил, в парке или по парку, в праздники или по праздникам? Есть ли смысловая разница между вариантами подобных конструкций?
300 лет Канту. Великий мыслитель в своих знаменитых философских трудах заложил основы морали и права, ставшие нормой уже для современного нам общества. Но современники знали его как… географа, читавшего 40 лет лекции по физической географии. А ещё Кант присягал на верность русской императрице, был почётным членом Петербургской академии и читал лекции  русским офицерам.
Судя по результатам голосования на сайте недавно созданной организации «Мы есть русские», с понятием «русский» в подавляющем большинстве случаев респонденты ассоциируют слова «справедливость» и «величие». Оно   красного цвета и связано с символом Родины-матери, наполнено наследием предков и верой в процветающее будущее народа.
Затронем вопрос о вариативном окончании некоторых существительных в предложном падеже. Как правильно: в саде или в саду, на береге или на берегу, в лесе или в лесу? На что нужно обратить внимание при выборе формы слова?
21 апреля в театре Турски в Марселе (Франция) открывается X Международный фестиваль русских школ дополнительного образования. Член оргкомитета фестиваля Гузель Агишина рассказала «Русскому миру», что его цель в том, чтобы показать, насколько большую работу ведут эти школы и как талантливы их ученики.
Несмотря на международную ситуацию, катастрофического падения интереса к русскому языку в странах, которые сегодня мы называем недружественными в силу сложившихся политических обстоятельств, в том числе в Соединённых Штатах, не произошло.
Цветаева