EN

Владимир Пахомов: «Мы говорим не о деградации, порче, а о развитии, обогащении языка»

Редакция портала «Русский мир»30.11.2023

Чудовищная неграмотность молодёжи, разрушение речевой культуры и деградация русского языка – лишь немногое из ряда проблем, волнующих педагогическое сообщество. Это подтвердили учителя русского языка и литературы Белоруссии на встрече с коллегами из России. В ходе трёхдневных интенсивов, организованных при поддержке Россотрудничества, педагоги Гомеля, Бреста и Минска обсуждали эти и другие насущные вопросы. От команды российских специалистов выступил научный руководитель портала «Грамота.ру» Владимир Пахомов. Его занятия были посвящены электронным ресурсам по русскому языку и развитию речи. Пользуясь случаем, мы задали несколько вопросов известному популяризатору лингвистических знаний.

– Ваши лекции в Белоруссии показали разнообразие электронных ресурсов, которые могут использовать учителя русского языка. Назовите три, к которым лучше всего обращаться.

Это очень актуальный вопрос: его мне задавали белорусские учителя, российские коллеги тоже порой спрашивают об этом. В первую очередь, конечно, хочется посоветовать «Грамота.ру» (gramota.ru). Сейчас она обновляется: там будет много новых разделов, адресованных школьникам, студентам, преподавателям. Во-вторых, Академос (orfo.ruslang.ru) – академический орфографический ресурс Института русского языка РАН. В этот словарь лингвисты регулярно вносят изменения и добавления. В-третьих, фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (feb-web.ru). Упоминаю этот ресурс, потому что здесь в хорошем качестве выложены не только словари, но и полные собрания сочинений русских классиков. Это ресурс даже не столько по языку, сколько вообще по словесности и будет многим полезен.

– Вы – популяризатор лингвистических знаний. Как оцениваете освещение этой темы в СМИ обеих стран?

– Я не мониторил положение дел в этой сфере в Республики Беларусь, скажу про Россию. К сожалению, информация о русском языке переполнена фейками. СМИ транслируют такую картину: грамотность постоянно падает, затеваются языковые реформы. Журналисты многое додумывают. Мол, лингвисты издают новые словари, чтобы денег заработать. Тащат в словари всякие иностранные слова, ударения переставляют, ошибки превращают в норму. Идут на поводу безграмотных людей и ничего не делают, чтобы спасти русский язык и т.д. Насколько я убедился при общении с белорусскими коллегами, они так же, как и мы, озабочены этой проблемой. Ведь на самом деле всё совершенно не так. Мы говорим не о деградации, порче, а о развитии, обогащении языка. Лингвисты не спешат признавать что-то нормой, не спешат фиксировать новые варианты в качестве уже вполне правильных. На самом деле, словари не опережают развитие языка, а, наоборот, даже немножко отстают.

– Как выбрать словарь для школьника? Какие рекомендации вы дали белорусским коллегам?

– Это вечный вопрос, который показывает: российских и белорусских учителей волнуют общие проблемы. Словарь Ожегова или Ушакова не может быть надёжным справочником по современному (!) русскому языку: Ушакова не стало в 1942 году, Ожегова – в 1964. Эти перепечатки старых изданий или современные подделки, где на обложке стоят известные всем фамилии. Признаки хорошего печатного словаря: на обложке гриф академического института, Института русского языка им. Виноградова, РАН и Институт лингвистических исследований РАН. Если этого грифа нет, то откройте словарь после титульной страницы на обороте, посмотрите рецензентов словаря. Если в рецензентах указаны сотрудники ранее перечисленных академических институтов, это значит, что словарь видели люди, которые профессионально занимаются русским языком.

Дальше ищите логотип книжной серии: до 2023 года нужно искать гриф «Словари 21 века». Эта книжная серия, в которой на протяжении последних 10 лет, собирались самые качественные словари. С 2023 года ищите логотип «Грамота». Почти все словари, которые выходят в этой серии, либо создаются в стенах Института русского языка РАН, либо рецензируются сотрудниками института.

Отметим, что в рамках программы повышения квалификации прошли обучение 120 учителей Республики Беларусь.

2023 год объявлен в Республики Беларусь Годом русского языка, что свидетельствует о том, что важность этой темы осознаётся на государственном уровне.

Рубрика:
Тема:

Также по теме

Новые публикации

C 17 по 30 июня 2025 года в Горно-Алтайске прошла очередная, уникальная по масштабу и содержанию смена языкового лагеря для школьников Монголии – часть межгосударственного образовательного мегапроекта «Языковой мост Россия – Монголия 2025», который проходит при поддержке фонда «Русский мир».
Выбор правильного прилагательного для описания чего-то, что относится к мальчикам, может вызвать затруднения. В русской речи существует несколько вариантов: мальчиковый, мальчуковый, мальчишечий, мальчиший и мальчишеский. Каждый из них имеет свой стилистический оттенок, который важно учитывать.
30 июня 1914 года родился выдающийся русский учёный и авиаконструктор, один из главных создателей советского «ядерного щита», разработчик орбитальных станций и самой мощной советской ракеты-носителя «Протон» Владимир Николаевич Челомей.
Россия и Африка стремительно развивают сотрудничество на многих площадках, включая спортивные. В боксе и других единоборствах крепкие взаимоотношения тянутся ещё с советских времён. Россияне готовы придти африканцам на помощь в развитии спорта, а те отвечают искренним интересом, энтузиазмом и готовностью к совместной работе. В ринге и вокруг него.
Прилагательное «коварный» определяет одно из самых негативных человеческих качеств, проявляющееся в скрытной злонамеренности. Слово давно прижилось в речи, однако его этимология не является очевидной. Выясним, кого раньше называли коварным и как трансформировалось со временем значение этой лексемы.
Сегодня в Южной Корее проживают около 110 тысяч русскоязычных корейцев, выходцев из России и стран постсоветского пространства – Узбекистана, Казахстана Киргизии. Такие сообщества называются корё-сарам. А компактные места проживания русскоговорящих корейцев именуются корёин-маыль. Именно они стали ядром русской диаспоры.
Учащиеся русской школы в Оффенбурге берутся за ложки не только в обед и ужин. Вот уже 10 лет в городе существует ансамбль юных ложкарей, который выступает на городских мероприятиях, больших фестивалях в Германии и за рубежом. Игра на ложках погружает в мир русской культуры не только школьников, но и зрителей.  
Главное открытие выдающегося русского и советского физиолога Алексея Алексеевича Ухтомского – теория доминанты, которая и сегодня используется как одна из ключевых концепция в нейрофизиологии и психологии. В жизни самого Ухтомского тоже были две доминанты: страсть к науке и глубокое желание духовного служения.