EN

Соотечественница, вернувшаяся из Германии: Иду по Москве и сама себе завидую!

Алла Шеляпина11.02.2025

Фото: Elina Fairytale / Pexels###https://www.pexels.com/ru-ru/photo/3811117/

В течение почти 30 лет жизни в Германии москвичка Мария П. (имя изменено) всегда чувствовала себя посланником русской культуры в этой стране, преподавая фортепиано и вокал в немецкой музыкальной школе. Первое время жизнь в Германии вызывала только восторг, но задули новые ветры, и наступило разочарование. Она решила переехать обратно в Москву и теперь очень рада возвращению.

Классическое воспитание в московской семье интеллигентов вступило в жёсткий клинч с новой реальностью и не приняло того, что на рубеже 90-х маргиналы и криминал заняли прочное место в общественной жизни страны. И когда представилась возможность переехать в Германию, Мария с мужем задумались об этой возможности. Хотя и не были этническими немцами.

– Наш родственник женился на немке и уехал в Германию. Тогда и мы собрали свои баулы и оказались в миграционном центре под Кёльном. Сборы были недолгими – мы были классическими голодранцами из числа московской интеллигенции, – рассказывает Мария. – Оказалось, что тогда в страну приехало множество российских музыкантов, и они были очень востребованы. Наши советские преподавательская и исполнительская школы высоко котировались. Я думаю, что иногда меня приглашали выступить просто потому, что я из России, предварительно не прослушав и не поговорив. Мне довольно быстро предложили постоянное место преподавателя в городской государственной школе.

Там Мария и оценила все преимущества советской школьной системы. После одного из успешных концертов её ученик, исполнив произведения Бетховена, спросил: «А Бетховен ещё жив?». Тогда Мария поняла, что упустила что-то очень важное и ощутила разницу в подходе к музыкальному преподаванию в России и Германии.

– В наших музыкальных школах преподают не только мастерство владения инструментом, как это делают в Германии, но и сольфеджио, музыкальную литературу, на которой изучают музыкальные эпохи, биографии композиторов и историю создания их произведений. У советских учеников подобного вопроса никогда не возникло бы! уверена Мария.

Поющий и играющий музыкальный теоретик уверена, что без музыковедения нет понимания происходящего сегодня в мире. Поэтому изучение истории должны быть основой всеобщего гуманитарного – музыкального и общего образования.

Читайте также: Елена Брэнсон: «Быть русским – это не только про язык, но и про русский дух»

Перелом на рубеже тысячелетий

Все 90-е годы Мария с мужем приезжали в Россию один-два раза в год. Но, по её словам, считали часы до возвращения обратно. Свои чувства и впечатления от жизни в ФРГ в те годы наша героиня оценивает как экзальтированно-восторженные: безопасность, чистота, открытые и доброжелательные люди – всё это резко контрастировало со всем, что она видела на своей родине, в Москве.

– Я не видела себя в этой жизни и всегда стремилась поскорее вернуться в Германию, рассказывает Мария.

Со временем родители Марии тоже переехали к ним, и связь с родиной стала ещё тоньше, хотя и сохранялись тесные контакты с прежними коллегами и друзьями. Особо внимательно за ситуацией в России Мария не следила, хотя и обращала внимание на новости из Москвы. Жизнь шла безмятежно, творчески интересно и спокойно. Первые звоночки прозвучали в начале 2000-х, когда в страну хлынули «беженцы» из Чечни. В значительной степени это были боевики и бандиты с богатым шлейфом военных преступлений и экстремизма. Но в Европе их представляли как жертв освободительной войны чеченского народа. Они сбивались в организованные этнические банды и устанавливали свои законы в преступном мире. При этом пользуясь социальными пособиями и помощью со стороны государства.

Постепенно в общественный дискурс и даже словарь входили новые слова и выражения типа «российская гомофобия», понятийная триада «гомофоб – Putins verständnis (понимающий Путина) – антидемократ», принцип «всем цветам цвести», относящийся к людям нетрадиционной ориентации. Дискуссии на эту тему начали всё чаще возникать и среди учеников Марии.

– Однажды одна из моих лучших учениц мне возразила: «Бог ведь для всех! Это правильно, когда мы расширяем наше понимание свободы человека». Тогда я ей ответила в том же ключе: «Всё это закончится Содомом и Гоморрой», – рассказывает Мария.

Следующим этапом стала дата 08.08.08, когда Грузия напала на российских миротворцев, среди которых были погибшие. Грузинские войска жестоко обстреляли столицу Южной Осетии Цхинвал, вторглись на территории непризнанной республики. И тогда, защищая своих миротворцев и останавливая грузинскую агрессию, Россия применила свои регулярные части против грузинских войск. Но в Европе многие тогда обвинили именно Россию в нападении на Грузию.

– Мне посчастливилось побывать на одном из выступлений Герхарда Шрёдера в Кёльне, где он объяснял уже значительно поглупевшей от пропаганды немецкой аудитории, что Россия не нападала на Грузию. И приводил очень аргументированные доводы. Люди аплодировали. И всё равно немецкие политики и пресса повторяли заученный нарратив: «Россия агрессор», – вспоминает соотечественница.

Именно тогда, по мнению Марии, стала активно складываться та политическая модель обвинений России, которую мы видим сегодня. Но возражать ей не просто бесполезно, а и опасно. Если ты закредитован, если у тебя хорошая работа и дети учатся в учебном заведении, ты не можешь высказать своё несогласие.

Следующим ярким триггером изменения восприятия реальности стал процесс над известной музыкальной группой, станцевавшей на аналое храма Христа Спасителя. Их политический перформанс выдавали за искусство, как, впрочем, и скандального акциониста Павленского – за художника.

– Нынешняя система такова, что если ты публично поставил под сомнение истинность определённых западных нарративов и ценностей, тебя могут подвести под имеющиеся законы и заблокируют счета, уволят с работы, посадят на «социалку», чтобы тебя привязать, заставив перед этим потратить все сбережения, с горечью говорит Мария.

Читайте также: Анатолий Бублик: «В Европе наших соотечественников не ждёт ничего хорошего»

Историческая память: единство и борьба противоположностей

Наша собеседница констатирует, что та Германия, в которую она приехала на рубеже 90-х, и Германия сегодняшняя – это две совершенно разных страны, произошёл разворот на 180 градусов. Под влиянием активной пропаганды политиков и СМИ, подкреплённой системой образования, строгими запретами, граничащими с диктаторскими, на инакомыслие и свободу слова, немецкое общество ввергает себя в тоталитарное состояние. Но этот процесс не прямолинейный: всё гораздо сложнее.

– Я категорический противник упрощения. Вторая мировая война для немцев – лакмусовая бумажка отношения к истории и к исторической памяти, – утверждает Мария. – В одной части подсознания у них – предки-нацисты, а в другой – катастрофическая фобия перед этим нацистским прошлым. Они считают, что фашистское прошлое Германии – это страшная катастрофа, поэтому нужно забыть эту историю, вычеркнуть её вообще из памяти исторической!

Многие годы в сознание немцев внедрялись нарративы неизбежного перехода любой формы диктатуры к фашизации общества. Именно поэтому умелые манипуляторы сводят любой отход от демократии (в западном её понимании) к правому радикализму и, в конечном итоге, к неонацизму. Называя Россию диктатурой, европейские политические элиты пугают граждан этим скатыванием к возрождению страшного опыта 30-40 годов XX века. Именно поэтому, по мнению Марии, так активно и настойчиво внедрялась формула равенства гитлеровской Германии и сталинского СССР как двух диктатур, столкновение которых и привело к страшной Второй мировой войне.

При этом личные семейные истории многих немцев вступали в жёсткое противоречие с требованием забыть и вычеркнуть эту часть семейного архива из жизни. Такая психодрама не может долго оставаться на задворках сознания человека. Вычеркивание одной из страниц, пусть даже самой страшной и неприятной для общества, всегда чревато не просто искажением действительности, но, что самое страшное, социальным взрывом и реинкарнацией антигероев, пусть и в обновлённых терминах.

– Понятие «зелёный фашизм» уже прочно укоренилось в политическом дискурсе и у нас, и в Европе. Немцы не понимают, что они уже живут в диктатуре, причем в жёсткой диктатуре «зелёной», радужной повесток и так называемых европейских ценностей, уверена наша собеседница.

«Иду по столичному проспекту Калинина и сама себе завидую!» – делится Мария. Живя сегодня в России, она и её коллеги активно занимаются просвещением своих немецких друзей и коллег, пересылая им информацию о происходящем в России и в мире. Именно из её сообщений они узнают о многих фактах и выводах, о которых молчат немецкие СМИ. Московская квартира Марии превратилась в точку сборки иммигрантов, потому что она помогает получить регистрацию тем переселенцам из Германии и других стран, которые хотят жить в России. Ведь для них первая и главная проблема в нашей стране – зарегистрироваться по месту пребывания в течение семи календарных дней. Иначе их просто выдворят из страны за нарушение миграционного законодательства.

Кроме того, Мария участвует во многих просветительских проектах с участием зарубежных журналистов и блогеров, готовых рассказать правду о происходящем на Украине. Именно поэтому её имя в статье изменено, дабы не навредить при завершении процесса переезда в Россию.

Читайте также: Мария Бутина: Больше всего иностранцев, не принимающих западных ценностей, переселяются в Россию из Франции


Также по теме

Новые публикации

29 апреля 2025 года в Государственном историческом музее состоится открытие историко-документальной выставки «Без права на забвение. К 80-летию Великой Победы» –   главного выставочного проекта страны, приуроченного к этому важному юбилею. Посетители смогут увидеть более тысячи экспонатов, многие из них без преувеличения уникальны и выставляются впервые.
Многие американские писатели, включая классиков, посетили Россию и в XIX, и в XX веке. Почти все написали книги о своих визитах, даже самых коротких. Владимир Маяковский с иронией говорил Теодору Драйзеру, что «пробыв несколько дней в Москве, американцы уже пишут целые книги о России и думают, что всё постигли».
Три события начала года - арест в Латвии ученого Александра Гапоненко, пожизненный запрет на въезд в ЕС негражданина Эстонии Зои Палямар, а чуть раньше - смерть в латвийских застенках Валерия Дудена и Олега Бурака - такая борьба с инакомыслием в ЕС стала вызовом для России.
В Буркина-Фасо с успехом прошли выступления музыкантов Новосибирской филармонии с проектом «Пушкин в Африке», подготовленным при поддержке фонда «Русский мир». Помимо этого, музыканты выступили ещё и в Нигере, рассказала заместитель генерального директора филармонии Алёна Болквадзе.
«Бессоюзное» – эта характеристика сложного предложения предупреждает, что союзы в нем отсутствуют. В устной речи смысловая граница между частями подчёркивается интонационно, а в письменной обозначается запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире. Как правильно выбрать знак?
Всероссийский конкурс «Родная игрушка» позволил сотням креативных россиян, профессионалов и любителей представить свои идеи сюжетно-образных игрушек, настольных игр и конструкторов. Таких, которые не только развлекают, но также знакомят детей с традициями народов России, прививают интерес к родной истории и культуре, мотивируют к творчеству.
Прошедшая IV Московская неделя моды показала устойчивый тренд на русский этностиль в современной российской моде. Показы проходили при полных залах и ажиотаже на маркете дизайнерских вещей. В программе приняли участие 180 дизайнеров из России и зарубежных стран — ЮАР, Китая, США, Индии, Армении, Турции и др.
24 марта исполняется 125 лет со дня рождения Ивана Семёновича Козловского – одного из самых ярких русских певцов XX века. Нервный, мнительный, глубоко религиозный человек, Козловский обладал голосом, узнаваемым буквально с первой ноты.