
Меценат-старообрядец из Австралии строит русскую деревню на Урале
Редакция портала «Русский мир»31.03.2025
В Свердловской области скоро появится русская деревня, которая станет новым центром старообрядческой культуры на Урале. Инициатором проекта выступил Михаил Овчинников – потомок казаков-старообрядцев, чья семья после революции была вынуждена эмигрировать сначала в Китай, а затем в Австралию.
«Михаил Овчинников: путь старообрядческой семьи через три страны»
Михаил Моисеевич Овчинников представляет династию донских казаков-старообрядцев, чья судьба стала отражением трагических событий XX века. Его предки, подвергшиеся репрессиям, прошли через суровые испытания: сначала их вынудили переселиться в непроходимую тайгу Забайкалья, затем семья оказалась в Китае, а в 1960 году была вынуждена вновь покинуть обжитые места, на этот раз перебравшись в Австралию, где и осела на долгие десятилетия.
История старообрядческой диаспоры в Австралии началась в 1958 году, когда первая группа во главе со священником Иоанном Кудриным прибыла из Харбина, включая несколько семей из Шанхая. Основной поток переселенцев из Трёхречья последовал в 1962-1963 годах. К середине 1960-х годов в Австралии сформировалась крупная старообрядческая община, было построено четыре храма (три в Сиднее и один в Мельбурне), численность верующих достигла нескольких тысяч человек. К началу XXI века русская старообрядческая община Австралии разрослась до впечатляющих масштабов – более 50 тысяч человек, сохранивших традиционный уклад жизни, веру и культурные обычаи предков.
Читайте также: Русский старообрядческий бизнес в Австралии
Старообрядческие общины, как правило, живут дружно, и оттого процветают. Этот успех основан на традиционных ценностях: трудолюбии, крепких семейных узах и многодетности, что обеспечивает постоянную взаимопомощь в больших семьях. В Австралии они работают в строительном бизнесе, являются госслужащими, имеют собственные фермы, где выращивают хлопок, бананы, сахарный тростник, разводят страусов и крокодилов. Однако, несмотря на материальное благополучие, многих тянет на родину предков – в Россию. И себя они считают русскими людьми. «Мы русские душей и сердцем. Наше место на родной земле», – говорит Михаил Моисеевич.
Овчинников – известный меценат. В Сиднее на свои деньги он основал Первый русский музей в Австралии (при музее действует Кабинет Русского мира), поддерживает Русскую школу имени Александра Невского; в городе Клинцы Брянской области помогает восстанавливать храм Преображения Господня и открыл Музей русской культуры и старообрядчества.
С благословения митрополита Корнилия, предстоятеля Русской старообрядческой православной церкви, Михаил Овчинников, продолжая семейную традицию, реализует важный проект по созданию русской православной деревни на Урале, возвращая таким образом старообрядцев на историческую родину. На приобретённых 126 гектарах в Камышловском районе Свердловской области (120 км от Екатеринбурга) создаётся поселение, сочетающее традиционный уклад с современными экономическими возможностями.
По замыслу строителя, на этой территории будет создана полноценная деревня с развитой инфраструктурой. Основу поселения составят 350 одно- и двухэтажных домов, построенных в традиционном русском стиле, каждый с небольшим земельным участком. В центре деревни разместятся общественные пространства для собраний и совместных мероприятий. Для духовных нужд будут возведены старообрядческие церкви, а для гостей и паломников построят специальный странноприимный дом.
Образовательная инфраструктура будет включать в себя школу и детский сад, где дети смогут получать воспитание в соответствии с традиционными ценностями. Для повседневных нужд жителей предусмотрены торговые объекты, а для культурного досуга – специальные учреждения. Особое внимание уделено производственно-коммерческой зоне: здесь разместятся фермерские хозяйства поселенцев, включая скотоводческие фермы и овощеводческие угодья. Промышленная часть проекта предполагает строительство завода по производству радиаторов, современной станцию по ремонту и обслуживанию сельскохозяйственной техники, зерно- и овощехранилищ, а также мясозаготовительного цеха.
Все хозяйственные и социальные объекты будут объединены в единую кооперативную систему, куда сможет войти любой житель общины со своим хозяйством, фермой или производством. Такой подход позволит создать самодостаточное поселение, где будут, по замыслу устроителя, гармонично сочетаться традиционный уклад жизни и современные экономические возможности. По словам Овчинникова, он приглашает в деревню русских православных людей, работящих, с многодетными семьями не только из Австралии, но и из других стран.
Проект получил государственную поддержку и призван стать примером успешного сочетания традиционного образа жизни с современными экономическими практиками.
Первыми жителями новой деревни, как ожидается станут соотечественники из Австралии, включая членов семьи Михаила Овчинникова. Однако точные сроки заселения пока остаются неопределёнными – многое зависит от получения банковского софинансирования и поддержки со стороны властей.
Несмотря на открытые организационные вопросы, Овчинников твёрдо уверен в реализации своей инициативы именно в том виде, в котором он был задуман.
Инвестиционный проект по созданию нового сельского поселения станет первым подобным опытом в России. На текущем этапе у Овчинников и его команды имеется земельный участок и предварительные договоренности о поддержке со стороны администрации Свердловской области, а банки рассматривают возможность выделения льготного кредитования. Несмотря на начальную стадию реализации, уже 3 апреля запланирована торжественная церемония закладки первого камня будущего поселения.
Старообрядцы на Урале
История Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) восходит к 1846 году, когда в австрийском селе Белая Криница произошло знаменательное событие, определившее дальнейшую судьбу старообрядчества. Местная община беглопоповцев, сохранявшая древние православные обряды, но не имевшая собственной церковной иерархии, приняла в свой состав митрополита Амвросия из Сараево.
Этот исторический акт, известный как «Белокриницкое согласие», стал поворотным моментом в истории старообрядчества. Митрополит Амвросий, будучи канонически рукоположенным архиереем, восстановил полноценную трёхчинную иерархию среди старообрядцев, что позволило создать устойчивую церковную структуру с непрерывной преемственностью священства.
В настоящее время РПСЦ возглавляет митрополит Корнилий (Титов). Церковь имеет разветвленную сеть из 184 приходов, объединённых в 12 епархий, которые окормляются семью епископами.
Численность последователей РПСЦ в России оценивается в 500 тысяч человек. Основные места их проживания сосредоточены в Поволжье, Центральной России, на Урале, на Русском Севере и в Сибири.
Читайте также: По заветам отцов: как живут казаки-некрасовцы в Ставропольском крае
Среди наиболее значимых старообрядческих поселений Свердловской области деревня Пристань, основанная в 1789 году на берегу реки Уфа в 200 км от Екатеринбурга. Эта община, принадлежащая к одному из старообрядческих согласий (ветвей старообрядчества – прим. ред.), сохранила свою уникальность на протяжении более двух столетий. Главная особенность деревни – действующий храм, который продолжал свою работу даже в советский период, став духовным центром для старообрядцев всего Уральского региона. Сегодня в Пристани проживает около 100 человек, преимущественно пожилого возраста. Молодое поколение постепенно перебирается в города, но сохраняет связь с малой родиной: возвращается для крещения детей, празднования важных дат и поддержания семейных традиций.
В 250 километрах от Екатеринбурга, там, где река Сылва делает свой живописный изгиб, находится уникальное поселение – деревня Роща. Это место имеет богатую историю, восходящую к XVII веку, когда на месте бывшего татарского села Урмы стали селиться русские старообрядцы. Переселенцы, преимущественно представители поморского согласия, постепенно преобразовали поселение, создав здесь самобытный центр старообрядческой культуры. Особую ценность представляет здание бывшей царской управы, построенное в 1863 году, где сегодня разместился Музей старообрядческой культуры. Его коллекция, насчитывающая около 1200 экспонатов, включая старопечатные книги и рукописные сборники XVIII-XIX веков, предметы церковного обихода и старинную утварь, традиционные костюмы уральских старообрядцев, фотографии и документы, рассказывающие о жизни общины. Особый интерес представляют сохранившиеся в деревне традиционные дома с характерной для старообрядцев планировкой, где до сих пор можно увидеть «красный угол» с иконами старинного письма. Местные жители бережно хранят традиции предков, включая особую манеру пения и чтения духовных стихов.
У слияния рек Чусовая и Трёка, в живописном уголке Уральских предгорий, находится историческое поселение, основанное старообрядцами-беспоповцами в 1725 году. Деревня Трёка имеет богатую историю, тесно связанную с промышленным освоением Урала. Пик расцвета поселения пришелся на два периода — в XVIII-XIX веках, когда местные старообрядцы активно привлекались Демидовыми для работы на железорудных заводах благодаря их репутации трудолюбивых и трезвых работников, в 1960-70-х годах, когда здесь действовал крупный леспромхоз, а население насчитывало более 150 семейных дворов. Сегодня Трёка представляет собой уникальный симбиоз исторического наследия и современности. В деревне сохранились традиционные дома с характерными высокими крышами и резными наличниками, действует старообрядческая молельня XIX века, многие потомственные жители поддерживают традиционный уклад, а в летний сезон деревня превращается в своеобразный дачный посёлок. Несмотря на удаленность от основных транспортных артерий (ближайшая крупная дорога находится в 25 км), деревня привлекает туристов своей аутентичной атмосферой и прекрасными природными ландшафтами. Местные жители организуют экскурсии, рассказывая об истории старообрядчества в этих местах.
Читайте также: «Жить по совести»: как выживают последние духоборы в Грузии
Особое место среди старообрядческих центров Свердловской области занимает Невьянск – город, прославившийся своей уникальной падающей башней. Исторически Невьянск сложился как важнейший духовный центр старообрядцев-часовенных, одного из наиболее распространённых на Урале согласий. Здесь сохранились традиции знаменитой невьянской школы иконописи, развивавшейся в среде уральских старообрядцев с XVIII века.
Согласно современным данным, в Свердловской области насчитывается приблизительно 7-12 тысяч старообрядцев, принадлежащих к различным согласиям. В регионе практически не сохранилось моноэтнических старообрядческих поселений – в большинстве деревень сегодня мирно сосуществуют представители двух-трех разных старообрядческих течений.
Хотя наблюдается устойчивая тенденция к сокращению постоянного населения в исторических старообрядческих селениях, эти места продолжают играть важную роль как центры сохранения уникальной духовной и материальной культуры уральских старообрядцев. Их историко-культурное значение привлекает внимание исследователей, паломников и туристов, интересующихся традиционным укладом жизни и религиозными традициями.
Читайте также: «Мы очень хотим вернуться на родину, но нам нужно немного помочь». Староверы возвращаются в Россию
Уральское старообрядчество, пройдя через века испытаний, и сегодня остаётся живым воплощением духовной стойкости и культурного наследия русского народа. Его история – это не просто связь с прошлым, но и, возможно, потенциал для будущего возрождения региона. Создание русской православной деревни Михаилом Овчинниковым – инициатива именно в этом направлении.
Также по теме
Новые публикации






