В Египте прошёл Форум преподавателей-русистов стран Ближнего Востока и Африки
Алина Мухина09.06.2021
29 – 31 мая 2021 года в Российском центре науки и культуры в Каире прошёл Форум преподавателей-русистов стран Ближнего Востока и Африки. Участниками мероприятия, организованного ООО СП «Содружество» при поддержке Россотрудничества, стали более 80 гостей: специалисты в сфере образования, в том числе учёные, литераторы, авторы учебников и учебно-методических пособий, филологи из стран Ближнего Востока и Африки; руководители и преподаватели организаций, осуществляющих в странах Ближнего Востока и Африки образовательную деятельность по основным или дополнительным общеобразовательным программам; преподаватели национальных учебных заведений и образовательных центров стран Ближнего Востока и Африки с преподаванием русского языка как иностранного, филологи; представители СМИ.
Сегодня на русском языке за пределами Российской Федерации говорят 127 миллионов человек. По количеству говорящих русский язык находится на шестом месте в мире, по уровню распространённости занимает восьмую позицию, являясь также одним из самых переводимых языков.
Русский язык изучают, чтобы получить образование в России, найти работу, развивать бизнес и туристическую деятельность совместно с российскими партнерами. На базе представительств Россотрудничества работают курсы русского языка в 58 странах ближнего и дальнего зарубежья. Так, например, функционируют специализированные курсы, нацеленные на различные аудитории слушателей: детей соотечественников, студентов, сотрудников государственных структур, работников туристических компаний, представителей бизнеса и др. Однако в условиях, когда русский язык переживает сложные времена и число говорящих на нём в мире сократилось, важно активизировать технологии поддержки педагогов, преподающих РКИ за рубежом. Поэтому одними из главных, рассмотренных на форуме в Каире, стали вопросы развития образования на русском языке и поддержки педагогов-русистов в странах Ближнего Востока и Африки.
В рамках форума работали две секции: «Современное состояние и перспективы развития образования на русском языке в странах Ближнего Востока и Африки, в том числе для учащихся и/или студентов» и «Язык и межкультурные коммуникации, особенности преподавания русского языка и литературы для школьников и студентов, владеющих русским языком как иностранным. Мотивирование к изучению и преподаванию русского языка как иностранного».
Новации в обучении РКИ
Открылся форум приветственным словом руководителя Представительства Россотрудничества в Египте Алексея Теваняна. Доклады в рамках пленарного заседания были посвящены современному состоянию русского языка, основным тенденциям обучения русскому языку как иностранному, особенностям обучения русскому языку в странах Ближнего Востока и Африки. Также были рассмотрены актуальные вопросы, основные потребности и перспективы развития преподавания русского языка как иностранного в данных странах.
О тенденциях, методиках, новациях обучения русскому языку за рубежом рассказала заведующая кафедрой довузовского обучения русскому языку как иностранному Московского педагогического государственного университета профессор Елизавета Хамраева. В своём выступлении она подчеркнула особую востребованность русского языка в мире, в частности, в странах Ближнего Востока и Африки. Специалист также представила доклад о традициях и новациях в обучении детей-билингвов в условиях отсутствия языковой среды и диагностике общеучебных умений детей-билингвов.
Особое внимание докладчик уделила детскому модулю преподавания русского языка за рубежом, а также диагностической системе определения уровня владения русским языком у всех категорий детей, обучающихся в русских школах за рубежом разного типа; сделала акцент на общеучебных, учебно-интеллектуальных, учебно-коммуникативных и учебно-информационных умениях для билингва. Кроме того, Е. А. Хамраева рассмотрела метапредметные, нарративные навыки, а также монологической и диалогической речи у детей-билингвов.
Тема выступления доцента кафедры довузовского обучения русскому языку как иностранному Московского педагогического государственного университета Марии Кожевниковой – «Образование на русском языке в XXI веке: особенности и преимущества». Акцент был сделан на положительных последствиях перехода на дистанционную форму обучения, проведён сравнительный анализ очной и дистанционной форм обучения на русском языке иностранных студентов. В последующих выступлениях эксперт рассмотрела современные интегративные традиции в обучении РКИ, а также обучение РКИ на основе диалога культур посредством учёта и преодоления интерференции в рамках лингвистического, психологического, психолингвистического и лингвокультурного аспектов.
Большое значение для повышения эффективности обучения РКИ имеют современные технологии преподавания и актуальная учебная литература. Так, смешанные формы обучения в процессе преподавания РКИ представил на Форуме преподавателей-русистов стран Ближнего Востока и Африки Илья Карпенко, доцент департамента иностранных языков Московского физико-технического института. Он также обозначил тенденции обучения РКИ и ключевые проблемы РКИ, в частности проблему системности в преподавании РКИ.
Светлана Ремизова, генеральный директор издательства «Русский язык. Курсы», поделилась актуальными походами к выбору эффективного учебника по РКИ. Она представила наиболее актуальные учебники, формирующие лингвистическую и коммуникативную компетенции на начальном уровне обучения; учебники по русскому языку для начинающих, включающие практический русский язык, актуальную грамматику; учебные пособия по развитию речи, чтению. Светлана Юрьевна также провела презентацию онлайн-приложения к учебному пособию для иностранных студентов «О России по-русски», мультимедийного комплекса «Путешествуем по России» и др.
Большой интерес вызвал доклад доцента Московского физико-технического института Елены Скороходовой, рассказавшей об изменениях в системе функциональных стилей современного русского языка и использовании текстов СМИ для обучения РКИ.
Свои выступления главный редактор издательства «Златоуст» Анна Голубева посвятила современным теориям освоения второго языка и их отражению в учебных пособиях по РКИ для арабоговорящих учащихся, а также особенностям быстрой и эффективной подготовки к экзамену на сертификат ТРКИ.
Темой доклада заведующей кафедрой русского языка как иностранного Московского государственного лингвистического университета Ирины Масловой стали способы формирования мотивации изучения русского языка через лингвокультурологические и профессиональные интересы. В рамках последующего выступления на форуме И. Б. Маслова представила основные акценты коммуникационной стратегии популяризации курсов русского языка.
Тему мотивации продолжила старший преподаватель департамента иностранных языков и подготовительного отделения международного департамента Московского физико-технического института Ольга Тиханова, рассказав об особенностях вовлечения в материал студентов-нефилологов при изучении РКИ. Эксперт также представила педагогический дизайн электронных курсов в обучении на русском языке.
Доцент ДА МИД РФ, профессор Российской академии естествознания, научный редактор издательства «Русский язык. Курсы» Елена Денисенко рассказала, как сделать уроки РКИ яркими и интересными посредством работы с лингвокультурологическим материалом.
Медиатворчество как инструмент изучения русского языка за рубежом представила Елена Черникова, педагог, руководитель образовательного центра «Родник». Художественному тексту как источнику страноведческих знаний, нескучной грамматике на улицах Москвы и визуальным средствам как стимулам к общению на русском языке были посвящены доклады Тамары Каргы, заместителя начальника Центра обучения РКИ, старшего педагога Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина.
Русский язык в Африке и на Ближнем Востоке
Большое внимание на форуме было уделено специфике преподавания русского языка как иностранного в странах Ближнего Востока и Африки. В частности, учитель Ляйсан Батыркаева (Русский дом в Лусаке) и переводчик Файед Ахмед Мустафа Мохамед (Русский дом в Александрии) рассказали об актуальных проблемах изучения РКИ, с которыми сталкиваются студенты при изучении русского языка как иностранного. Особенностями обучения детей русскому языку поделилась Нагиб Хода Мухаммед, учительница из школы Сент-Клэр. Тенденции преподавания русского языка в международных школах представила педагог Лариса Разова (International school of London Qatar, Berlitz language center), опыт преподавания РКИ в Ливане – Алла Монзер, заместитель председателя ЛОПРЯЛ (Ассоциация русскоговорящих женщин («Радуга») в г. Сайда). Вопросы преподавания РКИ в Конго рассмотрел в своем докладе педагог Окала Итона Шансель (Русский дом в Конго).
Важную роль в развитии интереса к русскому языку за рубежом сегодня играют образовательные и культурные центры. Представительства Россотрудничества – Российские центры науки и культуры за рубежом – выступают площадками для образовательных и культурных мероприятий, развития международных контактов, активизации взаимодействия молодёжи.
В ходе форума заместитель директора по учебно-воспитательной работе ОЦ «Наши традиции» (Хургада) Залина Сикоева представила доклад об организации и функционирования Русского образовательного центра, поделилась опытом и особенностями работы ОЦ «Наши традиции» в Египте. О курсах русского языка в РЦНК (Амман) рассказала преподаватель Светлана Салех (Русский дом в Аммане). Особый акцент Светлана Юрьевна сделала на организации учебных занятий на курсах, в частности в условиях сложной эпидемиологической обстановки.
Особое внимание РКИ в условиях пандемии в своём докладе уделила преподаватель русского языка культурного центра «Родник» в Ирбиде Елена Шестова.
Алина Гильманова, директор образовательного центра «Аист» в Дубае, ознакомила слушателей с особенностями развития детей-билингвов и трилингвов в ОАЭ. Технологии создания интерактивного урока РКИ на базе системы Moodle представил Абу Эль-Иля Мохаммед Абдель Фаттах, преподаватель РКИ (факультет иностранных языков (Аль-Альсун), Айн-Шамский университет и Русский дом в Каире). Большое внимание слушателей привлек также доклад об использовании игр как метода обучения РКИ нейропсихолога, преподавателя РКИ, руководителя Русского подросткового клуба в Каире Дарьи Мацук.
Форум стал актуальной платформой для профессионального общения русистов, экспертов, представителей культурных и образовательных центров и позволил обсудить широкий спектр вопросов. Помимо этого, на выставке учебной литературы участники смогли ознакомиться с новыми учебно-методическими изданиями по русскому языку как иностранному. Дискуссионный круглый стол позволил участникам обменяться опытом в сфере преподавания русского языка и литературы для школьников и студентов, владеющих РКИ.
Практическую часть форума составил мастер-класс Эльмиры Афанасьевой, главного научного сотрудника лаборатории филологических исследований Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина. Она также выступила модератором литературной гостиной «Пушкинский код в период изоляции 2020 года».
Прошедший форум был направлен на активизацию педагогического, культурно-гуманитарного сотрудничества, поддержку позиций русского языка и популяризацию российского образования в странах Ближнего Востока и Африки. Формат форума дал возможность экспертам обменяться лучшими практиками в сфере обучения РКИ и передовыми технологиями продвижения русского языка, помог педагогам ознакомиться с современными методами преподавания РКИ. По мнению участников, он стал продуктивной площадкой для развития профессионального взаимодействия преподавателей-русистов, учёных и филологов Ближнего Востока и Африки.
Материалы форума преподавателей-русистов стран Ближнего Востока и Африки представлены на официальном сайте мероприятия.