EN
 / Главная / Публикации / В Египте прошёл Форум преподавателей-русистов стран Ближнего Востока и Африки

В Египте прошёл Форум преподавателей-русистов стран Ближнего Востока и Африки

Алина Мухина09.06.2021

Форум русистов Африки 3.jpg

29 – 31 мая 2021 года в Российском центре науки и культуры в Каире прошёл Форум преподавателей-русистов стран Ближнего Востока и Африки. Участниками мероприятия, организованного ООО СП «Содружество» при поддержке Россотрудничества, стали более 80 гостей: специалисты в сфере образования, в том числе учёные, литераторы, авторы учебников и учебно-методических пособий, филологи из стран Ближнего Востока и Африки; руководители и преподаватели организаций, осуществляющих в странах Ближнего Востока и Африки образовательную деятельность по основным или дополнительным общеобразовательным программам; преподаватели национальных учебных заведений и образовательных центров стран Ближнего Востока и Африки с преподаванием русского языка как иностранного, филологи; представители СМИ.

Сегодня на русском языке за пределами Российской Федерации говорят 127 миллионов человек. По количеству говорящих русский язык находится на шестом месте в мире, по уровню распространённости занимает восьмую позицию, являясь также одним из самых переводимых языков.

Русский язык изучают, чтобы получить образование в России, найти работу, развивать бизнес и туристическую деятельность совместно с российскими партнерами. На базе представительств Россотрудничества работают курсы русского языка в 58 странах ближнего и дальнего зарубежья. Так, например, функционируют специализированные курсы, нацеленные на различные аудитории слушателей: детей соотечественников, студентов, сотрудников государственных структур, работников туристических компаний, представителей бизнеса и др. Однако в условиях, когда русский язык переживает сложные времена и число говорящих на нём в мире сократилось, важно активизировать технологии поддержки педагогов, преподающих РКИ за рубежом. Поэтому одними из главных, рассмотренных на форуме в Каире, стали вопросы развития образования на русском языке и поддержки педагогов-русистов в странах Ближнего Востока и Африки.

В рамках форума работали две секции: «Современное состояние и перспективы развития образования на русском языке в странах Ближнего Востока и Африки, в том числе для учащихся и/или студентов» и «Язык и межкультурные коммуникации, особенности преподавания русского языка и литературы для школьников и студентов, владеющих русским языком как иностранным. Мотивирование к изучению и преподаванию русского языка как иностранного».

Форум русистов Африки 1.jpg

Новации в обучении РКИ

Открылся форум приветственным словом руководителя Представительства Россотрудничества в Египте Алексея Теваняна. Доклады в рамках пленарного заседания были посвящены современному состоянию русского языка, основным тенденциям обучения русскому языку как иностранному, особенностям обучения русскому языку в странах Ближнего Востока и Африки. Также были рассмотрены актуальные вопросы, основные потребности и перспективы развития преподавания русского языка как иностранного в данных странах.

О тенденциях, методиках, новациях обучения русскому языку за рубежом рассказала заведующая кафедрой довузовского обучения русскому языку как иностранному Московского педагогического государственного университета профессор Елизавета Хамраева. В своём выступлении она подчеркнула особую востребованность русского языка в мире, в частности, в странах Ближнего Востока и Африки. Специалист также представила доклад о традициях и новациях в обучении детей-билингвов в условиях отсутствия языковой среды и диагностике общеучебных умений детей-билингвов.

Особое внимание докладчик уделила детскому модулю преподавания русского языка за рубежом, а также диагностической системе определения уровня владения русским языком у всех категорий детей, обучающихся в русских школах за рубежом разного типа; сделала акцент на общеучебных, учебно-интеллектуальных, учебно-коммуникативных и учебно-информационных умениях для билингва. Кроме того, Е. А. Хамраева рассмотрела метапредметные, нарративные навыки, а также монологической и диалогической речи у детей-билингвов.

Тема выступления доцента кафедры довузовского обучения русскому языку как иностранному Московского педагогического государственного университета Марии Кожевниковой – «Образование на русском языке в XXI веке: особенности и преимущества». Акцент был сделан на положительных последствиях перехода на дистанционную форму обучения, проведён сравнительный анализ очной и дистанционной форм обучения на русском языке иностранных студентов. В последующих выступлениях эксперт рассмотрела современные интегративные традиции в обучении РКИ, а также обучение РКИ на основе диалога культур посредством учёта и преодоления интерференции в рамках лингвистического, психологического, психолингвистического и лингвокультурного аспектов.

Большое значение для повышения эффективности обучения РКИ имеют современные технологии преподавания и актуальная учебная литература. Так, смешанные формы обучения в процессе преподавания РКИ представил на Форуме преподавателей-русистов стран Ближнего Востока и Африки Илья Карпенко, доцент департамента иностранных языков Московского физико-технического института. Он также обозначил тенденции обучения РКИ и ключевые проблемы РКИ, в частности проблему системности в преподавании РКИ.

Светлана Ремизова, генеральный директор издательства «Русский язык. Курсы», поделилась актуальными походами к выбору эффективного учебника по РКИ. Она представила наиболее актуальные учебники, формирующие лингвистическую и коммуникативную компетенции на начальном уровне обучения; учебники по русскому языку для начинающих, включающие практический русский язык, актуальную грамматику; учебные пособия по развитию речи, чтению. Светлана Юрьевна также провела презентацию онлайн-приложения к учебному пособию для иностранных студентов «О России по-русски», мультимедийного комплекса «Путешествуем по России» и др.

Большой интерес вызвал доклад доцента Московского физико-технического института Елены Скороходовой, рассказавшей об изменениях в системе функциональных стилей современного русского языка и использовании текстов СМИ для обучения РКИ.

Свои выступления главный редактор издательства «Златоуст» Анна Голубева посвятила современным теориям освоения второго языка и их отражению в учебных пособиях по РКИ для арабоговорящих учащихся, а также особенностям быстрой и эффективной подготовки к экзамену на сертификат ТРКИ.

Форум русистов Африки 2.jpg

Темой доклада заведующей кафедрой русского языка как иностранного Московского государственного лингвистического университета Ирины Масловой стали способы формирования мотивации изучения русского языка через лингвокультурологические и профессиональные интересы. В рамках последующего выступления на форуме И. Б. Маслова представила основные акценты коммуникационной стратегии популяризации курсов русского языка.

Тему мотивации продолжила старший преподаватель департамента иностранных языков и подготовительного отделения международного департамента Московского физико-технического института Ольга Тиханова, рассказав об особенностях вовлечения в материал студентов-нефилологов при изучении РКИ. Эксперт также представила педагогический дизайн электронных курсов в обучении на русском языке.

Доцент ДА МИД РФ, профессор Российской академии естествознания, научный редактор издательства «Русский язык. Курсы» Елена Денисенко рассказала, как сделать уроки РКИ яркими и интересными посредством работы с лингвокультурологическим материалом.

Медиатворчество как инструмент изучения русского языка за рубежом представила Елена Черникова, педагог, руководитель образовательного центра «Родник». Художественному тексту как источнику страноведческих знаний, нескучной грамматике на улицах Москвы и визуальным средствам как стимулам к общению на русском языке были посвящены доклады Тамары Каргы, заместителя начальника Центра обучения РКИ, старшего педагога Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина.

Русский язык в Африке и на Ближнем Востоке

Большое внимание на форуме было уделено специфике преподавания русского языка как иностранного в странах Ближнего Востока и Африки. В частности, учитель Ляйсан Батыркаева (Русский дом в Лусаке) и переводчик Файед Ахмед Мустафа Мохамед (Русский дом в Александрии) рассказали об актуальных проблемах изучения РКИ, с которыми сталкиваются студенты при изучении русского языка как иностранного. Особенностями обучения детей русскому языку поделилась Нагиб Хода Мухаммед, учительница из школы Сент-Клэр. Тенденции преподавания русского языка в международных школах представила педагог Лариса Разова (International school of London Qatar, Berlitz language center), опыт преподавания РКИ в Ливане – Алла Монзер, заместитель председателя ЛОПРЯЛ (Ассоциация русскоговорящих женщин («Радуга») в г. Сайда). Вопросы преподавания РКИ в Конго рассмотрел в своем докладе педагог Окала Итона Шансель (Русский дом в Конго).

Важную роль в развитии интереса к русскому языку за рубежом сегодня играют образовательные и культурные центры. Представительства Россотрудничества – Российские центры науки и культуры за рубежом – выступают площадками для образовательных и культурных мероприятий, развития международных контактов, активизации взаимодействия молодёжи.

В ходе форума заместитель директора по учебно-воспитательной работе ОЦ «Наши традиции» (Хургада) Залина Сикоева представила доклад об организации и функционирования Русского образовательного центра, поделилась опытом и особенностями работы ОЦ «Наши традиции» в Египте. О курсах русского языка в РЦНК (Амман) рассказала преподаватель Светлана Салех (Русский дом в Аммане). Особый акцент Светлана Юрьевна сделала на организации учебных занятий на курсах, в частности в условиях сложной эпидемиологической обстановки.

Особое внимание РКИ в условиях пандемии в своём докладе уделила преподаватель русского языка культурного центра «Родник» в Ирбиде Елена Шестова.

Алина Гильманова, директор образовательного центра «Аист» в Дубае, ознакомила слушателей с особенностями развития детей-билингвов и трилингвов в ОАЭ. Технологии создания интерактивного урока РКИ на базе системы Moodle представил Абу Эль-Иля Мохаммед Абдель Фаттах, преподаватель РКИ (факультет иностранных языков (Аль-Альсун), Айн-Шамский университет и Русский дом в Каире). Большое внимание слушателей привлек также доклад об использовании игр как метода обучения РКИ нейропсихолога, преподавателя РКИ, руководителя Русского подросткового клуба в Каире Дарьи Мацук.

Форум русистов Африки 4.jpg

Форум стал актуальной платформой для профессионального общения русистов, экспертов, представителей культурных и образовательных центров и позволил обсудить широкий спектр вопросов. Помимо этого, на выставке учебной литературы участники смогли ознакомиться с новыми учебно-методическими изданиями по русскому языку как иностранному. Дискуссионный круглый стол позволил участникам обменяться опытом в сфере преподавания русского языка и литературы для школьников и студентов, владеющих РКИ.

Практическую часть форума составил мастер-класс Эльмиры Афанасьевой, главного научного сотрудника лаборатории филологических исследований Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина. Она также выступила модератором литературной гостиной «Пушкинский код в период изоляции 2020 года».

Прошедший форум был направлен на активизацию педагогического, культурно-гуманитарного сотрудничества, поддержку позиций русского языка и популяризацию российского образования в странах Ближнего Востока и Африки. Формат форума дал возможность экспертам обменяться лучшими практиками в сфере обучения РКИ и передовыми технологиями продвижения русского языка, помог педагогам ознакомиться с современными методами преподавания РКИ. По мнению участников, он стал продуктивной площадкой для развития профессионального взаимодействия преподавателей-русистов, учёных и филологов Ближнего Востока и Африки.

Материалы форума преподавателей-русистов стран Ближнего Востока и Африки представлены на официальном сайте мероприятия.

Также по теме

Новые публикации

Имя этого человека на долгие десятилетия было вычеркнуто из русской литературы. Его стихи тайно в СССР переписывались от руки, во многих казачьих станицах и хуторах ходили легенды, что именно где-то тут  он то ли жил, то ли останавливался вместе с казачьими отрядами во время Гражданской войны.
В Высшей школе экономики (ВШЭ) состоялась стратегическая сессия «Сотрудничество России и стран Африки в области высшего образования в меняющемся мире», в которой приняли участие министры высшего образования Республики Бурунди, Республики Мали, Республики Нигер и Гвинейской Республики.
Каналы о России глазами иностранцев множатся в интернете, собирая сотни тысяч подписчиков по всему миру. Видеоролики о российских городах, образе жизни, русской культуре и кухне смотрят и комментируют. Достаточно подписаться на двух-трёх таких блогеров, чтобы очень скоро понять, благодаря системе интернет-рекомендаций, как много молодых, образованных и любопытных иностранцев выбрали Россию для проживания.
Осенью 2023 года власти Латвии, которые уже давно пытаются выдавить русскоязычных жителей из страны, пригрозили, что заявления на выдачу вида на жительство россияне должны подать до 1 апреля 2024 года. После этой даты всех, у кого есть российский паспорт и кто не сделал этого, обещают депортировать из страны.
Российско-германское движение городов-партнёров не сведено на нет, хотя и сталкивается с серьёзными препятствиями, считает вице-президент общества «Россия – Германия», член правления Международной ассоциации «Породнённые города» Анатолий Блинов. Об этом он заявил в рамках российско-германского круглого стола, состоявшегося 26 марта 2024 г.
Школа в киргизской деревне Достук известна на всю округу благодаря российским учителям, которые в ней работают. Родители школьников из других посёлков нанимают автобус, чтобы их дети могли учиться у российских специалистов. Супруги Юсуповы из Башкирии преподают здесь географию и биологию.
Цветаева