EN
 / Главная / Публикации / Разные страны, одни Gorodki

Разные страны, одни Gorodki

Сергей Виноградов03.06.2021

Исконно русская игра городки родилась в XVIII веке, в неё играли Лев Толстой и Максим Горький. В советские времена городки стали спортом, и в этом году исполняется 85 лет со дня проведения первого чемпионата СССР. Сегодня в городки играют не только в России и странах СНГ – в дальнее зарубежье игру принесли российские соотечественники. Оказалось, что городки могут объединять народы (Карелия и Финляндия проводят совместные турниры) и возвращать к корням: многие соотечественники впервые взяли в руки биту за границей.

Бита как меч

Россия, как и велит историческая справедливость, и сегодня остаётся флагманом развития городков в мире. Причём поддержка городков в той или иной степени входит в сферу деятельности сразу нескольких министерств. Помимо спортсменов, которые борются за местные, городские и всероссийские награды, в городки играют на ярмарках, в школах и вузах, на спартакиадах трудовых коллективов.

Инструктаж по установке фигур. Фото: Федерация городошного спорта России

Федерация городошного спорта России на сегодняшний день объединяет 32 региональные федерации во всех федеральных округах страны. В 2020 году из-за пандемии коронавируса крупные соревнования были перенесены, но при первом же спаде городошники успели провести чемпионат России в Евпатории.

– В 2021 году Единый календарный план спортивных мероприятий вышел на доковидный уровень, – рассказала «Русскому миру» президент Федерации городошного спорта России Надежда Павлова. – Уже проходят чемпионаты и первенства во всех федеральных округах. Впереди чемпионат России, который впервые примет Калуга. В июле Калуга передаст спортивную эстафету в Череповец, традиционно представляющий ещё одну спортивную дисциплину – финские городки.

Также в этом году пройдёт чемпионат мира по городкам, соревнования примет Приозёрск, в котором построен современный городошный комплекс, в котором можно играть круглый год. В чемпионате примут участие команды почти из двух десятков стран.

В городки в России играют все. Фото: Федерация городошного спорта России

– Что касается интереса молодёжи к нашему спорту, тут важна мотивация, – говорит глава федерации. – Федерация городошного спорта России предлагает отличный стимул: Министерство спорта России утвердило новую Единую спортивную классификацию, благодаря которой подрастающее поколение теперь имеет возможность получать спортивные звания и квалификации не только на мероприятиях Единого календарного плана, но и на иных мероприятиях, спортивных и физкультурных.

Кроме того, молодые городошники будут знать, что стояли у истоков русского национального вида спорта. Интересный исторический факт: русские двуручные боевые мечи, воспетые в былинах и эпосах, на самом деле весили четыре килограмма. Именно столько весят городошные биты мастеров плечевого удара.

Городки – спорт будущего. Фото: Федерация городошного спорта России

Городки для соотечественников

Чтобы понять размах современного городошного движения, достаточно заглянуть на сайт Международной федерации городошного спорта, учреждённой почти 30 лет назад. В ней зарегистрированы ассоциации из 12 стран мира, включая Россию, страны Балтии и СНГ, Германию, Финляндию и Монголию.

Глава федерации сириец Аль-Хатиб Мамдух, выпускник Российской экономической академии, заявил в одном из интервью, что перспективы продвижения городков в мире он видит в вовлечении в этот процесс выходцев из советских республик, живущих по всему миру. Русскоязычные общины и сами с удовольствием играют в городки (были бы площадки и инвентарь), и местное население вовлекут.

В Германии именно так и произошло. Развитие городков в этой стране, которая сегодня считается одной из самых продвинутых в городошном спорте, связано с именем Эдвина Фезера. Тридцать лет назад уроженец Челябинска, директор ПТУ, отправился на родину предков. Работая над программой адаптации русскоязычного населения Германии, Фезер включил в неё занятия городками, в которые сам в России не играл.

Фото: Виталий Роммель

В итоге в городки стали играть в более чем в полусотне городов и половине земель страны, а местные власти выделяют средства на оборудование площадок и организацию чемпионатов Германии по городкам. В Карлсруэ даже построен современный городошный стадион, который может претендовать на звание крупнейшего в мире. В прошлом году Эдвина Фезера не стало, но развитие городков не прервалось.

В небольшой городок Оберндорф-на-Неккаре, расположенном неподалёку от Штутгарта, городки пришли благодаря Эдвину Фрезеру и местным активистам. Один из них Сергей Рутковский рассказал «Русскому миру», как это произошло:

– Мы с отцом побывали на турнире в Карлсруэ, поиграли сами, нам понравилось. Эдвин Фезер предложил нам развивать городки у себя. Мы вместе с ним отправились к губернатору нашего поселения. Пришлось объяснять, что это за спорт, мы показали картинки. Нам дали место, и мы сделали четыре площадки в 2016 году. В позапрошлом году у нас прошёл Кубок Германии, к нам приезжали со всей страны. Я занял второе место на своих площадках.

Сегодня в Оберндорф-на-Неккаре городками активно занимаются 17 человек, в основном русскоязычные. «Сейчас в нашем регионе самое большое в стране количество заболевших коронавирусом, и тренировок пока нет, – рассказывает Сергей. – Обычно тренируемся дважды в неделю. Пытаемся привлечь местных. Многие прохожие интересуются, предлагаем им бросить биту. Ничего подобного у немцев нет, тут все футболом интересуются».

Русская игра

Гамбург – одна из столиц немецкого городошного спорта, биту в цель здесь бросают более двадцати лет, а местные игроки считаются одними из сильнейших в стране и мире. Руководитель спортивного клуба Гамбурга, занимающегося развитием городков, Виталий Роммель рассказал «Русскому миру», что клуб стал участником государственной программы по интеграции русскоговорящих жителей Германии через спорт.

– Сначала кидали биту на резину, толком правил не знали, а потом втянулись, познакомились с другими городошниками Германии, начали на турниры ездить, – говорит он. – В Москву уже два раза ездили играть, площадку построили на четыре поляны.

Фото: Виталий Роммель

Регулярно городками занимаются 15 человек, ещё столько же приходят на тренировки и игры время от времени. «Те, кто занимается спортивными городками и участвует в турнирах, в основном, русскоязычные, – рассказывает Виталий. – Немцы в некоторых клубах приходят побросать для удовольствия. И к нам иногда приходят, и не только немцы – Гамбург многонациональный город. Откуда о нас узнают? Местное телевидение несколько раз репортажи о нас снимало».

Почти все члены клуба впервые взяли биты в Германии, лишь несколько человек вспоминали, как играли в детстве. Для многих городки стали возможностью стать частью русскоязычного сообщества, завести новых друзей.

Фото: Виталий Роммель

Городки в Гамбурге – всесезонная игра, зимой занятия не прерываются, перемещаясь под крышу. Уличные городошные поляны созданы внутри спортивного комплекса, и с соседних площадок баскетболисты и теннисисты засматриваются на увлекательную игру. «К тем, что стоит и смотрит больше минуты, подходим, рассказываем о городках, предлагаем бросить, – говорит Виталий. – Некоторые даже не понимают, что это спорт, – мужчины солидного возраста палки бросают».

К слову, на официальных соревнованиях в Германии русское происхождение игры не скрывают, а даже подчёркивают. Так и пишут в протоколах и на баннерах – Gorodki.

Не исключено, что в Эстонии, которая в советские времена была одним из центров городошного спорта, городки почти зачахли как раз из-за того, что русские. Патриарх эстонских городков Михаил Ефремов с горечью рассказывал о том, что на всю страну сохранилась одна достойная площадка. А просьбу местных игроков о приобретении передвижной площадки для популяризации городков эстонские власти проигнорировали.

Кююккя – городки по-фински

После распада Советского Союза, когда городошное движение почти сошло на нет, а площадки заняли более модные виды спорта, Карелия начала возрождать городки одной из первых в России. Процесс шёл параллельно с развитием традиций и фольклора, поскольку удалось найти в древности финско-карельский аналог городков – игру кююккя.

Фото: Рудольф Койвисто

За несколько лет собрались игроки, возникли спортивные связи с финнами и совместные международные турниры. Впрочем, вскоре выяснилось, что в Финляндии народная игра изрядно подзабыта. «Когда мы проводили тренировки, даже пожилые люди удивлялись – “так это кююккя, вот как она выглядит”, рассказал «Русскому миру» уроженец Кондопоги, а ныне житель Хельсинки Рудольф Койвисто.

Фото: Рудольф Койвисто

Оказавшись в Финляндии, Рудольф вступил в Общество дружбы Финляндии и России, и в ходе одной из побратимских поездок в Карелию участникам делегации предложили сыграть в городки. «Мы попробовали сыграть вместе с финнами, приняли участие в мастер-классе, многим понравилось, – рассказывает он. – Вернувшись в город Йямся, где я тогда жил, мы озадачились, где найти инвентарь. В Карелии считали, что все финны знают эту игру, и почти у каждого есть набор для кююккя. Но найти рюхи оказалось непросто. Поначалу нам достался подержанный инвентарь одного из игроков, чемпиона Финляндии, который к тому времени уже умер».

Другие наборы были заказаны в мастерских, площадку оборудовали на одном из пришкольных стадионов. И началась игра. «В Финляндии проводится чемпионат по кююккя, довольно серьёзный, сильные команды участвуют, – говорит Рудольф Койвисто. – Там финноязычные спортсмены играют, они даже чемпионат мира выигрывали. Студенческие турниры проводятся. Может быть, и в народ игра снова вернётся. Игра хорошая, объединяющая. Всегда царит дружественная атмосфера, не припомню, чтобы кто-то на кого-то обижался».

Также по теме

Новые публикации

Славянские языки схожи между собой, поэтому некоторые слова путешественникам могут показаться понятными. Однако тут легко попасть впросак, ибо знакомые слова зачастую означают совсем не то, что первым приходит на ум.
23 июня отмечают День балалайки, самого популярного русского музыкального инструмента. Звучит она хорошо и соло, и в компании с другими «народниками»: пыжаткой, кугиклами, зубанкой…
В Великой Отечественной войне с врагом сражались не только бойцы Красной Армии. Не менее сильным оружием по своему воздействию на моральный дух солдат стали сотни песен, написанные в это время и вошедшие в золотой фонд советского песенного искусства. А главной из них, бесспорно, является великая по праву песня – «Священная война».
В годы войны публицистика играла наиважнейшую роль. Газеты военных лет не просто информировали население о том, что происходило в тылу и на фронтах, они формировали в обществе единый настрой, пробуждали праведный гнев и желание бороться с коварным врагом, не жалея сил и собственных жизней.
Волгоградец Олег Максимов, волею судеб оказавшийся на другом конце света, открыл клуб военно-исторической реконструкции в новозеландском Гамильтоне. Реконструкция, которой он увлёкся после переезда за рубеж, стала ответом россиянина, выросшего в семье военного, на отношение к СССР и Красной армии, с которым он столкнулся в Новой Зеландии.
Болгарский знаток русской литературы, театровед и публицист Орлин Стефанов в разгар лета не прекращает активно проводить онлайн-встречи, посвящённые русский классике. В интервью «Русскому миру» профессор Стефанов рассказал, за что Софокл мог бы обидеться на современных переводчиков, какова главная идея романа о Дон Кихоте и в чём причина популярности Остапа Бендера.
Глава Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир»  – в программе «Коридоры власти с Александром Гамовым» на Радио «Комсомольская правда».