Вячеслав Никонов: История учит, что спецоперацию надо доводить до конца
Александр Гамов09.08.2023
Первый замглавы Комитета Госдумы по международным делам, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов – о ходе специальной военной операции, уроках истории и уверенности в победе.
Параллели с августом 2008-го
– Вячеслав Алексеевич, нынче многие политики проводят параллели из сегодняшнего дня в день 15-летней давности (тогда проводилась операция «Принуждение Грузии к миру»). И сейчас даже звучат и такие формулировки, что за спиной Саакашвили тогда стояли те же силы и практически те же деятели Запада, кто управляет сейчас Зеленским. Можно такие образы и параллели привести?
– Конечно, любое сравнение хромает. Если же говорить о силах, которые стояли за Саакашвили и теперь стоят за Зеленским. Частично здесь, действительно, видны совпадения. Прежде всего это Соединённые Штаты Америки.
Тогда это была республиканская администрация Буша, в Америке продолжалась избирательная кампания, и Байден уже баллотировался на пост вице-президента. А сейчас Байден находится у власти. Да, это немного разные политические силы, которые тогда и сейчас находились у власти в Америке. А то, что это были Соединённые Штаты, американское глубинное государство, это, безусловно, так.
Но я бы всё-таки дальше этого параллели проводить не стал. Потому что в то время речь шла, в общем-то, о локальной военной операции, нацеленной на то, чтобы пресечь вылазку такого, я бы сказал, эксцентричного, безответственного абсолютно политика, как Михаил Саакашвили, которого подталкивали к этому американцы…
– А сейчас?
– И полномасштабные военные действия, которые сейчас ведутся, по существу, с коалицией государств, в центре которой находится НАТО, полностью взявшие киевский режим на своё обеспечение и вооружение.
Операция на Халхин-Голе
– Тогда куда же, в какую эпоху нам проводить сейчас наши параллели?
– Если с чем-то сравнивать события августа 2008 года, то можно вспомнить операцию на Халхин-Голе (операция советско-монгольских войск против империалистической Японии в 1939 году – прим. ред.). А специальная военная операция, она, конечно, по масштабам больше сопоставима с операциями, которые шли во время Великой Отечественной. Так что здесь просто несопоставимые масштабы.
– А мы можем найти ответы на какие-то вопросы, волнующие нас сегодня, если заглянем в календари 1939-го, 2008-го?
– Естественно, всегда в истории мы можем отыскать ответы на любые вопросы, которые мы себе задаём, но при этом история никогда не даст окончательных ответов. То есть, мы можем искать какие-то завязки, какие-то подсказки в истории, но она никогда вам не скажет, чем ситуация может разрешиться в каждый конкретный момент.
Безусловно, если мы говорим в сравнительном плане, то и тогда, как выяснилось, на Халхин-Голе, и в случае с Грузией важно было понимать (и сейчас это тоже важно), что серьёзного врага, который нацелился вцепиться в твоё горло, надо добивать. Вот Японию пришлось тогда добить, как мы помним, в 1945 году.
Саакашвили же добивать не стали и позволили ему сохранить власть. И он после этого успел наделать много зла нашей стране. Поэтому, когда сталкиваешься с таким злом, с которым мы столкнулись сейчас, то надо доводить дело до конца. Я думаю, это, действительно, очень важный урок истории.
Зачем император пошёл на Париж?
– А подтверждение и этой вашей мысли мы найдём в нашей истории?
– В своё время и Александр I провозгласил лозунг «Добить чудовище в его логове». Собственно, он это и сделал, когда наши войска вошли в Париж. То же самое сделали и наши деды, прадеды и отцы, которые вошли в Берлин.
– В 1945-м. А Александр I, когда в Париж вошёл, – какой это был год?
– Ну это 1814-й, когда наши войска оказались в Париже и добили чудовище в его логове, более того, продиктовали условия мира всей Европе. И эти условия соблюдались уже Священным союзом на протяжении почти целого столетия.
Намёки истории…
– Сейчас история что нам подсказывает, на что нам – вместе с Вячеславом Алексеевичем – намекает?
– Ну история намекает на то, что нам надо доводить до конца специальную военную операцию, что альтернативы победе нет.
– Так.
– Тут надо, действительно, доводить дело до конца, и тот режим нацистский, который сейчас в Киеве, не имеет права на существование.
– Если опять сейчас календарь перелистнём, такой старинный, который был и при Александре I, и в 1945-м, и в 2008 году… Какие-то параллели, связанные с конкретными датами наших побед, какие подсказки мы можем обнаружить?
– Опять же, я не стал бы никакие параллели проводить. Хотя довольно многие сейчас сравнивают нынешнюю ситуацию с 1943 годом, с Курской битвой, которая началась с такой оборонительной операции, а затем закончилась мощным наступлением, завершившимся уже в Берлине.
Ну что-то похожее, я думаю, происходит в рамках СВО. Мы изматываем ВСУ, и они несут, действительно, несоизмеримо большие потери. И все те силы, которые они планировали использовать для наступления, сейчас, по существу, перемолоты.
Это значит, что когда мы перейдём уже в контрнаступление, оно будет более успешным, потому что противник ослаблен, и ослаблен очень здорово.
И те военные поставки, которые сейчас идут на Украину с Запада и ещё будут идти, они никак не компенсируют те потери, которые противник понёс за последние два месяца. Поэтому дальше должно быть легче.
Ощущение собранности
– Хочу вот поделиться. Я в эти дни – да и вы, Вячеслав Алексеевич, наверняка тоже… Мы перезваниваемся, общаемся, встречаемся с генералами, которые имеют непосредственное отношение к тому, что происходит сейчас на нашем военном календаре. И у меня такое ощущение, что в настроениях царит какая-то уверенность, какая-то стабильность, какое-то хорошее такое спокойствие военное. Есть у вас такие ощущения?
– Да, Александр, есть. Сейчас ощущение такой собранности, я бы сказал. То есть, понимание того, что мы можем, понимание того, чего нам не хватает. Понимание того, что ещё осталось сделать, как это надо сделать. И дальше – стратегия, победная стратегия, она, в общем-то, проглядывается.
И это касается не только генералов наших, но и тех, кто анализирует политическую ситуацию. Конечно, киевский режим при всех его подпорках (внутренних и особенно внешних), тем не менее он явно затрещит по швам, когда начнутся ещё более серьёзные военные поражения Украины.
А они абсолютно неизбежны.
* * *
– Вы практически всегда повторяете в эфире своей программы «Большая игра» на «Первом» (и, наверное, не только в эфире) такие слова: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами». Вы же с Вячеславом Молотовым наверняка советуетесь – в мыслях, в воспоминаниях. Что бы нам сейчас ваш дедушка порекомендовал?
– Он бы рекомендовал собраться и довести это дело до конца, как они это делали. Конечно, враг должен быть разбит, победа должна быть за нами.
Так оно и будет.
Источник: KP.RU