EN
 / Главная / Публикации / Вячеслав Никонов: Духовно-нравственное воспитание – это вопрос ценностей и смысла жизни

Вячеслав Никонов: Духовно-нравственное воспитание – это вопрос ценностей и смысла жизни

Редакция портала «Русский мир»31.01.2019

30 января в Госдуме в рамках VII Рождественских парламентских встреч прошёл круглый стол Комитета по образованию и науке на тему «Духовно-нравственное образование в российской школе: состояние, проблемы, перспективы развития». Мероприятие было организовано совместно с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации РПЦ.

Участниками обсуждения стали представители Русской православной церкви, Министерства просвещения РФ, органов власти субъектов федерации, научно-педагогической и родительской общественности, депутаты и члены Совета Федерации, сообщает пресс-служба Комитета Госдумы по образованию и науке.

Фото: Пресс-служба ГосдумыРФ

Ими было отмечено отсутствие системного подхода и непрерывности в практике реализации духовно-нравственного образования школьников и поставлен вопрос о «необходимости формирования ценностно-мировоззренческих компетенций в сфере воспитания детей на основе российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей у педагогов, а также у родителей».

Открывая работу круглого стола, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов напомнил, что в российском обществе «образованности на протяжении многих веков было ровно столько, сколько её было в Русской православной церкви».

«Образованность церковная предшествовала образованию светскому, и такова специфика не только нашей страны, но и многих других. Но в России это проявлялось, безусловно, в наибольшей степени, когда наша страна становилась как государство, и становилась она как государство православное, при этом будучи государством, где другие конфессии тоже вносили большой вклад в нашу общую культурную и образовательную матрицу, в наше общество», – подчеркнул парламентарий.

«Большое количество высокообразованных людей в нашей стране, которые составляли цвет её культуры и гордость нации, имели духовное образование, и это не помешало, наоборот, помогло им осуществлять развитие самых разных направлений нашего знания», – продолжил глава Комитета.

Фото: Пресс-служба Госдумы РФ

По мнению политика, когда мы говорим о духовно-нравственном воспитании, то речь идёт о комплексе ценностей, «в котором свобода исключительно важна – это возможность самовыражения каждой личности, но это и ценность жизни каждого человека».

Упомянув недавние трагические инциденты, произошедшие в российских учебных заведениях, он допустил, что здесь «в большой степени беда в восприятии детей, их отношении к своей жизни и к жизни других людей», а также в понимании свободы как вседозволенности, а не как ответственного отношения к себе и окружающим.

В системе ценностей, которые необходимо прививать молодёжи Никонов назвал такие понятия, «как честь и честность – то, что сейчас в наибольшей степени востребовано в обществе и ценится в наибольшей степени; как совесть, которая должна быть нравственным камертоном для каждого человека; это ценности справедливости, служения, любви к Родине, к своему Отечеству, без чего не может себя мыслить ни один образованный, просвещённый человек».

В РПЦ считают, что духовно-нравственное воспитание необходимо не только в школах, но и во внеучебное время. С таким предложением выступил митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. По его словам, нужно внимательнее относиться к тому, чем живут дети, какие у них формируются ценности. «Необязательно быть пророком, достаточно быть внимательным к тому, чем живут наши дети. Мы обязаны сделать будущее лучше – воспитать его… Это не проблема школьных часов, это проблема смысла жизни», – сказал он.

Фото: Роберт Байрашев

Фото: Роберт Байрашев

В Министерстве просвещения согласились с тем, что очень много зависит от внеурочной деятельности. «У разных регионов есть свои образовательные программы, факультативы, а не только один час в неделю в четвёртых классах», – сказала замминистра просвещения Татьяна Синюгина. В министерстве считают, что необходимо обсудить содержание всего курса «Основы религиозных культур и светской этики». По словам Синюгиной, министерство совместно с РЦП проводит работу по обсуждению программ и учебников по основам религии, подготовке и переподготовке преподавателей этого предмета.

Фото: Роберт Байрашев

Фото: Роберт Байрашев

Председатель комиссия Общественной палаты России по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин заявил, что общество вступает в новый этап социальной трансформации: период последовательной индивидуализации проходит. «Наступает время, когда резко возрастает нравственная взыскательность российского общества, что будет определять оценку общественно-политической ситуации в стране», – считает он. Дискин напомнил слова российского президента, призвавшего к деятельной любви к России, и заявил о необходимости соединить духовно-нравственное воспитание с практической работой подрастающего поколения, с участием в гуманитарной деятельности, а также с гражданским воспитанием.

Фото: Роберт Байрашев

По итогам круглого стола Комитетом по образованию и науке будут разработаны рекомендации по совершенствованию духовно-нравственного образования в российской школе.

Также по теме

Новые публикации

Дерево всю жизнь рядом с человеком. И кормит его, и греет, и кров даёт. Оно похоже на человеческое тело, такое же живое и тёплое. И у каждого дерева есть своя лингвистическая история. Посмотрим, откуда взялись названия самых обычных деревьев – берёзы, осины, сосны, рябины, дуба…
Вице-мэр города Санни-Айлс-Бич (Sunny Isles Beach) Лариса Свечин (Свечина) – первый и единственный русскоязычный избранный чиновник во Флориде. Переехав в США из Гомеля вместе с семьёй в 6-летнем возрасте, Лариса посвятила жизнь волонтёрству и сумела стать своей как для американцев, так и для приезжих, включая русскоязычных.  
Уже более полутора месяцев для юных соотечественников, живущих за рубежом и говорящих по-русски, действует  проект «Дорогая наша Русь».  Ежедневно его участники имеют возможность слушать онлайн-лекции о России – её культуре, истории, географии, языке. Проект этот абсолютно бесплатен, все лекторы участвуют в нём на добровольных началах.
О деятельности, целях и перспективах Русского центра Луганской республиканской универсальной научной библиотеки (ЛРУНБ) имени Максима Горького в День библиотек рассказывает заведующий центром Сергей Прасолов.
24 мая в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии отметили День славянской письменности и культуры. К этой дате для учащихся-билингвов мы подготовили учебный материал, позволяющий узнать о происхождении алфавита вообще и об основных различиях кириллицы и латиницы.
Накануне Дня Победы студенты Азербайджанского университета языков исполнили и записали на видео песню «День Победы» на азербайджанском языке. А незадолго до этого на азербайджанский была переведена другая знаменитая песня военных лет – «Катюша». Интересно, что этот проект возник благодаря XIII Ассамблее Русского мира в Ярославле.
Объединение БРИКС родилось как виртуальная реальность. Как то, о чем говорили экономисты и международники. Экспертный трек БРИКС возник раньше самого объединения. Еще до первого саммита в Екатеринбурге был запущен механизм консультаций с участием представителей академических кругов Бразилии, России, Индии и Китая.