RUS
EN
 / Главная / Публикации / Вячеслав Никонов: «Учителя заслуживают гораздо большего»

Вячеслав Никонов: «Учителя заслуживают гораздо большего»

PRAVDA-NN.RU07.10.2019

Как реально увеличить зарплату педагогов и вернуть престиж профессии учителя? Сколько молодых специалистов сейчас приходит в школы? Какие нововведения ждут учеников и педагогов в этом учебном году? Об этом в День учителя рассказал глава Комитета Государственной Думы по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов.

— Восприятие профессии учителя в глазах общества за последние годы неоднократно менялось. В 90-е годы престиж профессии потерялся, но в последнее время было немало сделано, чтобы его вернуть. Как Вам кажется, это удалось? Что сегодня делается на уровне государства, чтобы поддержать престиж профессии педагога?

— Безусловно, на сегодняшний день уже проделана большая работа для того, чтобы повысить престиж учительской профессии, и на этом не стоит останавливаться. Чаще всего на встречах с педагогами поднимается проблема, связанная с оплатой труда. От этого зависит качество образования и востребованность профессии. Задача по выведению средней заработной платы учителя на уровень средней по региону уже выполнена. Но многим из нас известно, что стоит за этими цифрами – работа не на одну ставку, другие обязательства, который учитель должен нести. Эта проблема активно обсуждалась на больших парламентских слушаниях в Госдуме, по итогам которых принято решение о том, что минимальная заработная плата учителя при работе на одну ставку должна составлять не менее 70% от средней заработной платы по экономике региона. Договорённость об этом уже достигнута с министром просвещения Ольгой Васильевой и с Председателем правительства Дмитрием Медведевым. Я считаю, что в дальнейшем нужно выходить на коэффициент 1,5 от средней по региону. Учителя и их огромный вклад в развитие нашей страны заслуживают гораздо большего.

Самое серьёзное внимание мы уделяем повышению квалификации и переподготовке учительских кадров. Чтобы качественно выполнять современные образовательные задачи, учитель сам должен непрерывно учиться, пополняя и актуализируя багаж собственных знаний.

— Идут ли сегодня выпускники педагогических вузов в школы? Ощущается ли дефицит молодых педагогических кадров в общеобразовательных учреждениях? Как решается эта проблема?

— По данным, которые нам предоставили из Министерства просвещения РФ, только 52% школ полностью укомплектованы педагогами, но это при условии работы учителей на две-три ставки, если этого не будет, то получится, что педагогический состав не укомплектован приблизительно на четверть. Решение проблемы связано, прежде всего, с молодёжью, которая после окончания вузов должна прийти в систему школьного образования, с заработной платой молодых педагогов.
В 2018 году в России рекордно низкое количество студентов закончило педагогические вузы. И из них малый процент приходит работать в школы. Преградой вновь является оплата труда. Размер ставок молодых педагогов настолько низкий, что даже при работе на несколько ставок, их заработная плата составит 15-17 тысяч. Достигнутая договорённость, про которую я говорил ранее, о поддерживании формулы базовой ставки в школах на уровне 70% от средней по региону, позволит уже молодым педагогам получать более высокую заработную плату. Вторая проблема, которая возникает у выпускников вузов, связана с жилищным вопросом. Я знаю, что в Нижегородской области был неплохой опыт поддержки приезжающих работать на село молодых учителей, а с 2020 года начнёт действовать уже федеральная программа «Земский учитель», которая предусматривает для учителей, прибывших работать в сельские населённые пункты и небольшие города, единовременную выплату в размере 1 миллиона рублей на приобретение жилья, выплату ипотеки или на материалы для строительства дома. Уверен, что данная программа будет стимулировать приход в школы молодых учителей.

— В советское время задачей учителя было не только давать знания, но и воспитывать школьников. Сейчас говорят только об образовательной услуге, которую должен оказывать педагог. Нужно ли возвращать учителю функции воспитателя?

— Однозначно нужно, и по большому счету эта функция из школы никуда не уходила. В национальном проекте «Образование» об этом прямо написано. Уверен, мы должны воспитывать всесторонне и гармонично развитую личность, свободно мыслящего, творческого, порядочного человека, гуманиста, патриота Отечества.
В нашем Комитете мы уделяем особое внимание развитию трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников. Идёт работа над законом, который позволит легализовать трудовое воспитание школьников. Перед российским образованием стоит задача подготовки высококвалифицированных кадров, способных эффективно трудиться в мире будущего, решая амбициозные научно-технологические задачи. Для этого необходимы инновационные учебные программы и последовательная работа с детьми, начиная ещё с дошкольного образования, поддержка их стремлений к поиску новых нестандартных идей и решений.

— Практически каждый год в системе школьного образования происходят какие-то изменения. Каких нововведений ждать в этом учебном году?

— Важнейшее направление — строительство новых школ и ликвидация обучения во вторую смену. Позиция Комитета состоит в увеличении финансирования образования и науки, без этого невозможно выполнить майский указ Президента и национальный проект «Образование» качественно и в установленные сроки. В портфеле Комитета находятся несколько важных законопроектов, в том числе проект федерального закона о формировании и ведении информационных систем доступности школьного образования, о совершенствовании практической подготовки обучающихся и о качестве и безопасности школьного питания.
В завершении нашего разговора хочу сердечно поздравить всех педагогов с Днём учителя и пожелать творческих успехов в труде, хороших думающих учеников, крепкого здоровья и счастья.

Источник: PRAVDA-NN.RU 

Также по теме

Новые публикации

Преподаватель русского языка из США Екатерина Бурвикова придумала оригинальную методику преподавания русского языка как иностранного. Она обучает своих студентов через «Инстаграм». Недавно она поделилась своей методикой с коллегами из других стран на конференции по русскому языку, которая состоялась в Пскове. А в интервью «Русскому миру» рассказала, как мотивировать современных студентов изучать русский язык.
Российские парусники «Крузенштерн», «Седов» и «Паллада» триумфально завершили переход из России к южной части Атлантики в рамках кругосветной экспедиции «Паруса мира», посвящённой 200-летию открытия Антарктиды русскими мореплавателями и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. За три месяца суда с российскими и иностранными курсантами на борту преодолели расстояние свыше 32 тысяч морских миль. Переход к Антарктиде завершился 200-мильной парусной регатой.
Спортивный мир, да и не только спортивный, потрясла ожидаемая и всё же неожиданная новость – Мария Шарапова официально объявила о своём уходе из тенниса. Невозможно представить, но она отдала ему 28 лет жизни из своих почти 33. Наверное, действительно хватит. И пусть сегодня Мария давно уже не в первой десятке и даже не в первой сотне, она навсегда останется в истории женского тенниса как одна из самых ярких его представительниц.
В Университете Аляски много лет существует кафедра русского языка и литературы, благодаря чему студенты разных специальностей могут изучать русский язык. И хотя сегодня университет переживает непростые времена, русский язык по-прежнему достаточно востребован. Но нужны дополнительные усилия, чтобы этот интерес развивался, считает преподаватель русского языка в Университете Аляски Светлана Насс.
Главный герой Масленицы, конечно, румяный блин. Мало того, что он вкусен, так ещё и богатой символикой наделён: круглый блин – это, по Куприну, «настоящее щедрое солнце, воспоминание о языческом прошлом, символ красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».
У русскоязычного сообщества праздник – 120 лет со дня рождения Дитмара Эльяшевича Розенталя, выдающегося учёного, чьё имя стало синонимом строгой нормы и чётких правил в русской филологии.
В День защитника Отечества поговорим об истории воинских званий. «Мне солдат дороже себя», – говорил великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Вот и мы начнём с солдата.