Почему колледжи становятся популярнее вузов?
Светлана Сметанина02.09.2020
Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС провёл исследование, посвящённое тому, как выпускники школ выбирают своё дальнейшее образование. И выяснилось, что институты теряют былую популярность – всё больше молодых людей идут в колледжи. Татьяна Клячко, руководитель этого центра, рассказала, почему так происходит.
– Центром экономики непрерывного образования РАНХиГС было подготовлено исследование «Образовательные траектории и трудоустройство молодёжи». Там говорится, что значительная часть молодёжи сегодня предпочитает высшему образованию средне-специальное. Почему наметилась такая тенденция?
– Мы не занимаемся профориентацией, а рассматриваем те процессы, которые наблюдаются в системе образования. В последние годы действительно растёт ориентация молодёжи на поступление в колледжи. И в некоторых регионах доля молодых людей, которые поступают в колледжи после девятого класса, превысила 55%. Соответственно, вопрос о том, кто пойдёт в вуз, решается не после окончания школы, а фактически при выпуске из девятого класса, когда часть ребят выбирает одну – траекторию и идёт в систему среднего профобразования, а вторая часть – другую траекторию и идёт в десятый класс. Примерно 85% из них будут поступать в высшие учебные заведения.
– Каковы причины такого выбора?
– Эта тенденция началась примерно с 2010 года. Причин тут несколько. Во-первых, это связано с введением Единого государственного экзамена. Многие пошли в колледжи, чтобы потом – после их окончания, – не сдавая ЕГЭ, поступать в вузы по профилю полученной специальности. Но также это связано с изменением стратегии семей по получению высшего образования. Теперь она заключается в том, что ребёнок из не очень обеспеченной семьи идёт в колледж и получает профессиональное образование. Он быстро выходит на рынок труда и начинает зарабатывать, а дальше решает – идти ему в вуз или нет. Если он поступает в высшее учебное заведение, то, как правило, идёт на вечернюю или заочную форму обучения. И, как правило, оплачивает учёбу уже в большинстве случаев не из ресурсов семьи, а самостоятельно или при небольшой помощи родителей.
– Какие специальности сейчас пользуются наибольшим спросом в колледжах?
– Это во многом те же специальности, что и в вузе. Крайне популярны медицинские специальности, педагогические, экономические. Сейчас растёт внимание к IT-специальностям, но здесь сложнее, поскольку ребята, которые уходят в систему профтехобразования, очень часто не дружат с математикой. Также это профессии, которые связаны с работой руками. Когда мы говорим о среднем профессиональном образовании, мы иногда забываем, что там есть два типа программ подготовки: квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
– Сложилось такое представление, что в 90-е и нулевые годы многие профтехучилища были закрыты. Это действительно так?
– Эта информация была, скажем так, сильно преувеличена. Большинство учебных заведений среднего специального образования как работали, так и продолжают работать. Сейчас происходит развитие этого сектора, но оно недостаточно. Основная проблема состоит в том, что поток ребят в эти учебные заведения увеличился, а их возможности во многом остались на прежнем уровне. Необходимо не только их переоборудование, но и развитие новых методов преподавания.
Вот сейчас пандемия коронавируса выявила, что профессиональные училища оказались к ней подготовлены даже хуже школ. Потому что это практико-ориентированное обучение, и если люди работают практически, то им трудно учиться этому дистанционно.
– А сколько необходимо рынку именно выпускников колледжей, то есть людей со средним профессиональным образованием?
– Здесь очень много спекуляций. О нужде в таких работниках часто говорят руководители предприятий, где народ особо не задерживается –им всё время нужны работники. Так что есть перекос в представлении о том, что нужно рынку труда.
– Если сравнивать с другими странами, там идут такие же процессы?
- В основном да. Мир очень разнообразен: где-то дети учатся в школе всего лишь до шестого класса или до девятого, а где-то уже учатся 14 лет. Надо сказать, что во всём мире существует тенденция к повышению уровня образованности. Если в 1900 году среднее число лет обучения в школе по всему миру было полтора года, то в 2000 году оно достигло 8 лет. И сейчас мир медленно движется к 10 годам.
Что касается того, как устроены профессиональные карьеры или траектории молодёжи, то, например, в развитых странах молодые люди всё чаще после школы год или два имеют возможность где-то стажироваться и выбирать наиболее интересную для себя сферу деятельности. То есть той профориентации, когда просто рассказывают о профессиях, оказывается уже недостаточно. В Японии в последние годы учёбы в школе ребята уже работают на разных производствах. Не просто посещают их с экскурсиями, а реально по несколько месяцев заняты на этих производствах. Но для этого работодатели должны быть готовы к совершенно другим способам взаимодействия со школой.