EN
 / Главная / Публикации / Почему колледжи становятся популярнее вузов?

Почему колледжи становятся популярнее вузов?

Светлана Сметанина02.09.2020

Занятия в медицинском колледже. Фото: Департамент здравоохранения города Севастополя

Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС провёл исследование, посвящённое тому, как выпускники школ выбирают своё дальнейшее образование. И выяснилось, что институты теряют былую популярность – всё больше молодых людей идут в колледжи. Татьяна Клячко, руководитель этого центра, рассказала, почему так происходит.

Центром экономики непрерывного образования РАНХиГС было подготовлено исследование «Образовательные траектории и трудоустройство молодёжи». Там говорится, что значительная часть молодёжи сегодня предпочитает высшему образованию средне-специальное. Почему наметилась такая тенденция?

– Мы не занимаемся профориентацией, а рассматриваем те процессы, которые наблюдаются в системе образования. В последние годы действительно растёт ориентация молодёжи на поступление в колледжи. И в некоторых регионах доля молодых людей, которые поступают в колледжи после девятого класса, превысила 55%. Соответственно, вопрос о том, кто пойдёт в вуз, решается не после окончания школы, а фактически при выпуске из девятого класса, когда часть ребят выбирает одну – траекторию и идёт в систему среднего профобразования, а вторая часть – другую траекторию и идёт в десятый класс. Примерно 85% из них будут поступать в высшие учебные заведения.

Каковы причины такого выбора?

– Эта тенденция началась примерно с 2010 года. Причин тут несколько. Во-первых, это связано с введением Единого государственного экзамена. Многие пошли в колледжи, чтобы потом – после их окончания, – не сдавая ЕГЭ, поступать в вузы по профилю полученной специальности. Но также это связано с изменением стратегии семей по получению высшего образования. Теперь она заключается в том, что ребёнок из не очень обеспеченной семьи идёт в колледж и получает профессиональное образование. Он быстро выходит на рынок труда и начинает зарабатывать, а дальше решает – идти ему в вуз или нет. Если он поступает в высшее учебное заведение, то, как правило, идёт на вечернюю или заочную форму обучения. И, как правило, оплачивает учёбу уже в большинстве случаев не из ресурсов семьи, а самостоятельно или при небольшой помощи родителей.

Какие специальности сейчас пользуются наибольшим спросом в колледжах?

– Это во многом те же специальности, что и в вузе. Крайне популярны медицинские специальности, педагогические, экономические. Сейчас растёт внимание к IT-специальностям, но здесь сложнее, поскольку ребята, которые уходят в систему профтехобразования, очень часто не дружат с математикой. Также это профессии, которые связаны с работой руками. Когда мы говорим о среднем профессиональном образовании, мы иногда забываем, что там есть два типа программ подготовки: квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Сложилось такое представление, что в 90-е и нулевые годы многие профтехучилища были закрыты. Это действительно так?

– Эта информация была, скажем так, сильно преувеличена. Большинство учебных заведений среднего специального образования как работали, так и продолжают работать. Сейчас происходит развитие этого сектора, но оно недостаточно. Основная проблема состоит в том, что поток ребят в эти учебные заведения увеличился, а их возможности во многом остались на прежнем уровне. Необходимо не только их переоборудование, но и развитие новых методов преподавания.

Вот сейчас пандемия коронавируса выявила, что профессиональные училища оказались к ней подготовлены даже хуже школ. Потому что это практико-ориентированное обучение, и если люди работают практически, то им трудно учиться этому дистанционно.

Татьяна Клячко. Фото: ranepa.ru

А сколько необходимо рынку именно выпускников колледжей, то есть людей со средним профессиональным образованием?

– Здесь очень много спекуляций. О нужде в таких работниках часто говорят руководители предприятий, где народ особо не задерживается –им всё время нужны работники. Так что есть перекос в представлении о том, что нужно рынку труда.

Если сравнивать с другими странами, там идут такие же процессы?

- В основном да. Мир очень разнообразен: где-то дети учатся в школе всего лишь до шестого класса или до девятого, а где-то уже учатся 14 лет. Надо сказать, что во всём мире существует тенденция к повышению уровня образованности. Если в 1900 году среднее число лет обучения в школе по всему миру было полтора года, то в 2000 году оно достигло 8 лет. И сейчас мир медленно движется к 10 годам.

Что касается того, как устроены профессиональные карьеры или траектории молодёжи, то, например, в развитых странах молодые люди всё чаще после школы год или два имеют возможность где-то стажироваться и выбирать наиболее интересную для себя сферу деятельности. То есть той профориентации, когда просто рассказывают о профессиях, оказывается уже недостаточно. В Японии в последние годы учёбы в школе ребята уже работают на разных производствах. Не просто посещают их с экскурсиями, а реально по несколько месяцев заняты на этих производствах. Но для этого работодатели должны быть готовы к совершенно другим способам взаимодействия со школой.

Также по теме

Новые публикации

В дискуссии «Русский мир онлайн», проходившей в рамках XIV Ассамблеи Русского мира, принял участие председатель Всемирного координационного совета российских соотечественников, глава Русского клуба в Шанхае Михаил Дроздов. В своём выступлении он дал прогноз, как произошедшие в связи с пандемией изменения отразятся на движении соотечественников.  
Укреплять взаимопонимание между Россией и Германией призвали участники российcко-германской конференции «Муниципальное и региональное сотрудничество как мосты взаимопонимания». Конференция,  официально приуроченная к 75-летию окончания Второй мировой войны, прошла в формате онлайн в Берлине и в Москве.
3 ноября состоялось торжественное открытие XIV Ассамблеи Русского мира. Одним из спикеров панельной дискуссии «Русский мир онлайн» стал советник Президента России, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы Владимир Толстой. Его выступление было посвящено чтению в цифровую эпоху.
28 ноября исполняется 140 лет со дня рождения Александра Блока, ключевой фигуры Серебряного века. Творческое наследие Блока – это поэзия высочайшего класса, но личность поэта одной лишь лирикой не исчерпывается.
XIV Ассамблея Русского мира завершилась совсем недавно, и наш портал активно освещал события этого большого форума соотечественников, собравшего более 3000 человек. По ещё не остывшим следам мы решили вспомнить важные тезисы, прозвучавшие в ходе ассамблеи.
Развитие молодёжной политики – одно из стратегических направлений стран Большого Каспия. Нередко оно сопряжено с работой некоммерческих и образовательных организаций. Именно об этом говорили представители вузов, молодёжных движений и органов государственной власти каспийского региона 26 ноября в рамках международного совещания по вопросам молодёжного сотрудничества.
Столетие Русского исхода, отмечаемое в этом году, – это в первую очередь память о наших соотечественниках, своим трудом и талантом внёсших значительный вклад в достижения человечества. Одним из таких людей, чьё имя навсегда вписано во всемирную историю изобретательства, стал Александр Матвеевич Понятов – создатель видеомагнитофона.
Завершился онлайн-курс обучения русскому языку студентов Университета Северной Аризоны. Проект был реализован Сочинским государственным университетом при поддержке фонда «Русский мир». Появление новой возможности было воспринято студентами с большим энтузиазмом, на  25 выделенных мест запись была закрыта практически мгновенно.