EN
 / Главная / Публикации / Вячеслав Никонов: «Ничто никогда не заменит живого общения преподавателя с учеником»

Вячеслав Никонов: «Ничто никогда не заменит живого общения преподавателя с учеником»

Дмитрий Попов07.06.2021

Фото: spa.msu.ru

Доктор исторических наук, писатель, политолог, политик, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке, декан факультета госуправления МГУ, один из первых знатоков телеклуба «Что? Где? Когда?», ну и, как не упомянуть, внук Молотова, Вячеслав Никонов отмечает 65 лет. Пользуясь случаем, мы решили поздравить его с полукруглой датой и заодно немного поговорить о политике, проблемах образования и жизни.

– Вячеслав Алексеевич, начнём с глобального – вы имперец? Как вы видите роль нашей страны в мире?

Россия – один из суверенных центров современного мира. Их не так много. Есть суверенный центр – Соединённые Штаты, есть – Китай. Есть Индия, есть Россия. Вероятно – Европейский союз. Хотя его суверенность под большим вопросом. И, пожалуй, всё. Все остальные государства – они либо не суверенны в полном смысле, либо суверенитет их не имеет большого значения. На самом деле, суверенный центр, это центр, влияющий на расклад сил в мире. И Россия принадлежит к ним.

– В таком случае, что можно ждать от встречи Путина и Байдена?

Успехом этой встречи будет возобновление хотя бы части из тех переговорных форматов, которые существовали в последние десятилетия между нашей страной и США. Прежде всего – по вопросам стратегической безопасности. Если движение какое-то в эту сторону будет осуществлено, то это будет уже позитивный итог саммита. Может ли саммит провалиться? На мой взгляд, безусловно – нет. Потому что с одной стороны у Путина никогда не было провальных саммитов. А у Байдена саммит провальным объявить некому. Трампу объявили провал американские мейнстримовские СМИ и глубинное государство не позволило реализовать ни одного из достижений того саммита. Было многое договорено, но ничего не было исполнено. Потому что просто саботировали. А сейчас, поскольку Байден имеет ореол святости для американского мейнстрима, то с американской стороны будет объявлен очередной успех. Поэтому, я думаю, саммит в целом не может быть провальным.

– Давайте перейдём к нашему мейнстриму. Вы вошли в руководящий состав общества «Знание». Что вы ждёте от этого начинания? Я помню в школьные годы ходил на лекции общества «Знание», мне нравилось. Что это будет сейчас?

Я думаю, тоже самое, что было, когда вы ходили на лекции и вам нравилось. Я в своё время тоже работал в обществе «Знание» и в Институте марксизма-ленинизма вёл лекции, в том числе в балетной труппе Большого театра, в Театре сатиры и в театре «Ромэн». В Большом театре была самая благодарная аудитория в моей жизни.

– И что вы им рассказывали?

Я им рассказывал о той стране, в которую им предстояло ехать на гастроли. Им надо было перед этим пройти выездную комиссию в райкоме партии, и я им рассказывал абсолютно всё то, что нужно было, чтобы пройти эту комиссию.

А что касается общества «Знание» это перезагруженное общество. Оно в большей степени сейчас будет полагаться на современные информационные технологии. На то, что даст возможность охватывать всё больше и больше слушателей. Во всяком случае, за первые неделю-две работы общества лекции прослушало порядка 70 миллионов человек. Речь идёт о том, чтобы в работе общества принимали участие не только активисты общества, которые получают за свою работу определённый гонорар, но и все – вы, наверное, заметили, что и Владимир Путин принял участие в открытии работы этого общества. Не говоря уже о ведущих ньюсмейкерах нашей страны, министрах. На самом деле это работа на совершенно другом уровне.

– Тогда к вопросу об образовании. Бытует мнение, появившееся после пандемийного опыта, что живое образование станет уделом богатых. А всех бедных загонят в онлайн и учить будут дистанционно, поскольку это дешевле.

Ничего подобного даже в планах нет. Цифровизация была вызвана в первую очередь ситуацией, пандемией. В этих условиях надо было учить детей, студентов. И это было сделано, причём сделано лучше, чем во многих других странах. К счастью, мы оказались к этому гораздо лучше подготовлены. Я знаю, как с этим мучились мои коллеги в разных государствах, в том числе самых развитых. Надо сказать, что их мучения были гораздо более серьёзными, чем у нас. Выяснилось, что у нас и инфраструктура лучше организована, и сами преподаватели оказались более подготовлены к тому, чтобы эту работу вести и не нарушать учебный процесс. Никакой цели введения такой цифровизации образования нет. Ничто никогда не заменит живого общения. Как преподаватель с 42-летним стажем, могу сказать вам, что преподавание живьём – это совсем другое дело и для студента, и для преподавателя. Должен быть контакт учителя с учеником – иначе это не работает. Система образования наша всегда была на этом построена. И она и будет на этом построена.

– Ещё один момент беспокоит школьников и родителей. В пандемию ЕГЭ сдавали только те, кто собирался идти в вуз. Остальные сдавали государственный выпускной экзамен. Эта практика будет продолжена?

Пока это исключительный случай. Я считаю, что система экзаменов должна быть универсальной для всех. Иначе мы создаём разные категории выпускников, чего никогда не было. Сейчас ситуация в значительной степени вынужденная, а дальше – надо думать. У нас есть аргументы и за, и против, чтобы эта система была продолжена. Будет дискуссия на этот счёт и, соответственно, будут решения приняты. Причём эти решения принимаются не на уровне закона, чем занимается Государственная дума, а на уровне подзаконных министерских актов.

– Будет ли что-то меняться в системе оплаты труда преподавателей? Это же огромная проблема – руководство получает огромные зарплаты, рядовые педагоги – мизер, но статистика хорошая – средняя-то зарплата вполне на уровне.

У нас были большие парламентские слушания еще в 2019 году. Мы тогда предложили формулу и даже согласовали с Министерством образования и науки, оно тогда было объединённым. Формула предполагала, что в оплате труда преподавателей не менее 70% должно приходиться на базовую ставку. Это сняло бы, в том числе, вопрос начальной зарплаты для молодых преподавателей. Но эта формула до сих пор не реализована. Мы продолжаем вести бои касательно оплаты труда педагогов и вообще бюджетов образования и науки в нашей стране. Бои ведутся с Минфином. В ежедневном режиме. Минобразования и Минпросвещения воюют на нашей стороне, но не всегда успешно.

– Начали с глобального, давайте теперь немного о личном. Какой самый запоминающийся подарок у вас был на день рождения?

Когда?.. В любые времена?.. Ну, например, мне очень понравился велосипед «Школьник», который мне подарили на восьмилетие. Классный был велосипед!

– А сейчас чтобы вы хотели получить в подарок?

Для меня самый большой подарок – когда мы соберёмся узким кругом самых близких людей, моих родных. Возможность повидать всех своих – самый большой подарок.

Источник: MK.ru

Также по теме

Новые публикации

Славянские языки схожи между собой, поэтому некоторые слова путешественникам могут показаться понятными. Однако тут легко попасть впросак, ибо знакомые слова зачастую означают совсем не то, что первым приходит на ум.
23 июня отмечают День балалайки, самого популярного русского музыкального инструмента. Звучит она хорошо и соло, и в компании с другими «народниками»: пыжаткой, кугиклами, зубанкой…
В Великой Отечественной войне с врагом сражались не только бойцы Красной Армии. Не менее сильным оружием по своему воздействию на моральный дух солдат стали сотни песен, написанные в это время и вошедшие в золотой фонд советского песенного искусства. А главной из них, бесспорно, является великая по праву песня – «Священная война».
В годы войны публицистика играла наиважнейшую роль. Газеты военных лет не просто информировали население о том, что происходило в тылу и на фронтах, они формировали в обществе единый настрой, пробуждали праведный гнев и желание бороться с коварным врагом, не жалея сил и собственных жизней.
Волгоградец Олег Максимов, волею судеб оказавшийся на другом конце света, открыл клуб военно-исторической реконструкции в новозеландском Гамильтоне. Реконструкция, которой он увлёкся после переезда за рубеж, стала ответом россиянина, выросшего в семье военного, на отношение к СССР и Красной армии, с которым он столкнулся в Новой Зеландии.
Болгарский знаток русской литературы, театровед и публицист Орлин Стефанов в разгар лета не прекращает активно проводить онлайн-встречи, посвящённые русский классике. В интервью «Русскому миру» профессор Стефанов рассказал, за что Софокл мог бы обидеться на современных переводчиков, какова главная идея романа о Дон Кихоте и в чём причина популярности Остапа Бендера.
Глава Комитета Госдумы по образованию и науке, председатель правления фонда «Русский мир»  – в программе «Коридоры власти с Александром Гамовым» на Радио «Комсомольская правда».