EN
 / Главная / Публикации / Ольга Васильева: Количество уроков русского языка не должно уменьшаться ни на один час

Ольга Васильева: Количество уроков русского языка не должно уменьшаться ни на один час

Вячеслав Терехов 06.12.2021

Фото: saratov.express

6 – 7 декабря Российская академия образования проводит первую большую международную конференцию по проблемам образования с международным участием. Речь, в частности, будет идти об образовании в период ковида. Накануне конференции экс-глава Минобрнауки РФ и новый президент РАО рассказала о деятельности Академии.

Принцип работы РАО всё тот же

Ольга Юрьевна, скажите, пожалуйста, как работает Академия образования? Для РАН главной задачей является проведение экспертизы. Академия образования идёт по такому же принципу?

Я так отвечу на ваш вопрос. Если мы сравним уставную деятельность 1943 года, когда Академия была образована, с сегодняшней, то точно увидим, что и тогда, и сейчас задачи примерно одинаковые.

Октябрь 1943 года: до окончания войны год и восемь месяцев, впереди тяжелейшие бои, а государство ставит перед собою цель создать Академию педагогических наук.

В 1943 году уже было понятно, что коренной перелом в войне произошёл, и победа в любом случае будет за нами. Тогда встал очень важный вопрос: как в условиях восстановления страны и планирующихся огромных проектов, один из которых атомный, сделать рывок вперёд? Только при помощи качественного образования. Ровно через месяц создаются шесть научно-исследовательских институтов. Они существуют и сейчас, но теперь пять из них подведомственны Министерству просвещения и один – Министерству науки и высшего образования.

В 1944 году создаётся крупнейшая в Европе библиотека педагогической литературы, которая стала носить имя К. Д. Ушинского. К огромному сожалению, здание, где она расположена сейчас, находится в состоянии, заслуживающем пристального внимания. Это усадьба Демидовых, памятник архитектуры конца XVIII — начала XIX века. Сейчас нам нужно прилагать все усилия, чтобы: а) сохранить это творение зодчества и б) сохранить бесценный фонд, который там есть. Это общая, на мой взгляд, задача для всех.

Главным направлением для Академии в то время стало проведение научно-методической работы в области наук об образовании, то есть педагогики, физиологии, психологии, школьной гигиены. Второе – обучение кадров высшей квалификации, подготовка кандидатов и докторов наук. Третье направление – экспертное. Четвёртое, очень важное: Академии было предложено создать учебные пособия для солдат и офицеров, для которых русский не являлся родным. Вы только вдумайтесь: 1943 год, октябрь, но даже в условиях военного времени было понимание необходимости создания мощной системы преподавания русского языка. Этому направлению очень много внимания уделяла и Людмила Алексеевна Вербицкая.

Вся эта система, как видим, была ориентирована на большой рывок, потому что в период великих проектов, к коим относятся и космический, и атомный, конечно, образование – это главное условие выполнения таких огромных задач.

А разве можно решить сегодняшние задачи без углубленного образования?

Не забыть про науки об образовании

Сейчас, к моему глубочайшему сожалению, в Стратегии научно-технологического развития России науки об образовании не играют той ключевой роли, которой заслуживают. И наша важнейшая задача её усилить. При этом все цели, которые стояли перед Академией в 1943 году, они так или иначе остались в нашей уставной деятельности.

Как вы знаете, после реформы 2013 года в РАО, как и в Российской академии наук, изменились учредители научных институтов, которые осуществляли прежде всего научно-исследовательскую, научно-методическую и экспертную деятельность. Но академики люди очень мудрые: в структуре РАО начали создаваться научные центры. До моего прихода (июль этого года – Интерфакс) их было семь, сейчас – 13. Мы создали шесть новых центров. Они не дублируют никоим разом деятельность институтов. Перед нами не стоит такая задача.

Люди, которые сегодня работают в научных центрах РАО, – дипломированные специалисты высшей квалификации, кандидаты и доктора наук. Они обязаны заниматься, прежде всего, аналитикой. Если мы сможем точно знать, что и где в стране происходит в области наук об образовании, все это проанализировать, интегрировать науку и практику, а затем предложить системе образования рекомендации, тогда мы свою задачу частично выполним.

Кроме того, в центрах учёные РАО, ведущие методисты помогают учителям, ведут просветительскую деятельность. Например, только за последние три месяца почти полторы тысячи московских педагогов зарегистрировались как участники проекта «Школа современного учителя: X-lab в Российской академии образования». Это практикумы, на которых мы рассказываем учителям о специфике работы с одарёнными учениками, особенностях разных периодов развития детей, влиянии новых технологий и цифровой среды на подростков.

Какие фундаментальные исследования сегодня или за последние годы проводятся в Академии?

Научные институты

Опять же с сожалением могу сказать, что за последние 30 лет фундаментальных исследований в области наук об образовании, сопоставимых с работами таких учёных, к примеру, как Даниил Борисович Эльконин или Василий Васильевич Давыдов, у нас не проводилось! На сегодняшний день нет даже портрета современного ребёнка: мы не знаем точно, какой он. Как изменилось его развитие, как в новых условиях эффективно обучать младших школьников, а как – старших. Разговоры идут, но точных данных не так много. Нужны междисциплинарные лонгитюдные исследования (длительное и систематическое наблюдение в ходе учебно-воспитательного процесса одних и тех же педагогических и психических явлений, позволяющее их глубоко изучить и проанализировать и на основе этого сделать определённые выводы – Интерфакс) в области социологии, детской физиологии, психологии и педагогики. А они не проводились.

Но мы живём в новых условиях, в условиях цифровой трансформации. Более 100 стран оказались в этом эпидемиологическом ужасе, когда мы массово вынужденно пришли к дистанционному обучению, и нужно было на ходу что-то придумать. Через это прошли все страны, не мы одни. На наших глазах происходят фундаментальные социальные изменения, и Академия не стоит от этих процессов в стороне.

Стратегические цели Академии

Если говорить о наших стратегических целях, то я не устану повторять: мы должны продолжить развиваться как головная организация в сфере наук об образовании. Это логично. Задача учёных – дать очень объёмный, объективный портрет современного ребёнка, современного подростка. Определить, как дистанционная работа повлияла на его здоровье.

Учёные-психологи нашей Академии в результате исследований пришли к заключению, что за год прогресс детей по когнитивному развитию оказался значимо меньше, чем за аналогичный период до наступления пандемии. Мы совершенно точно констатируем, и это и весь мир констатирует, что зрение тоже ухудшается, и это только начало. Перед нами стоит более глубокая задача. Долгосрочные последствия пандемии нам ещё только предстоит изучить и осмыслить.

Что ещё? Конечно, Академия продолжит давать экспертную оценку образовательным стандартам и программам, учебникам.

У нас есть лаборатория по анализу всех диссертационных работ в стране по педагогическим наукам. Объясню, почему мы её создали. На сегодняшний день самое большое количество защит происходит в области медицины, а на втором месте – образование, педагогика. Но качество работ, которые защищаются в этой области, вызывает большие вопросы. Это бич. Как он начал тянуться с 90-х годов, так он и тянется. Мы очень надеемся, что сможем эту ситуацию начать исправлять.

Мы учредим Автономную некоммерческую организацию «Научно-образовательный центр РАО», будем поднимать престиж педагогической науки, хотим восстановить на базе РАО диссертационные советы и заниматься подготовкой учёных непосредственно в Академии. Здесь они будут заниматься наукой и здесь же – защищать кандидатские и докторские.

Раньше в составе Академии были научные институты. Сейчас они разбросаны по разным ведомствам. Связь с ними поддерживаете?

Конечно, поддерживаем. Многие академики и члены-корреспонденты являются сотрудниками этих институтов. Кроме того, у федеральных органов исполнительной власти очень много задач, и не всегда они имеют возможность полноценно заниматься научной деятельностью. Поэтому мы уверены, что будем, во-первых, принимать активное участие в определении стратегии развития этих институтов. Во-вторых, мы очень надеемся, что сможем совместно с ведомствами договариваться о согласовании кандидатов на должности руководителей институтов, как это делается в РАН.

Что ещё? Мы выстраиваем и всегда выстраивали планомерную методическую работу со школами, вузами, образовательными организациям среднего профессионального образования. С вузами у нас очень тесное сотрудничество, и во многих из них есть наши региональные научные центры.

Теперь очень важный момент, который касается педагогического образования. Мы знаем, что Академия образования всегда была ключевым игроком на этом поле, всегда. И мы сейчас совершенно точно знаем, что педагогическая наука нуждается и в обновлении, и в новом дыхании. Всё это возможно сделать здесь. Почему? Объясню. Потому что академики и члены-корреспонденты РАО – это те самые учёные, которые живут в педагогике, и они же её и делают своими руками и головой.

Я приветствую, что Министерство просвещения в своих вузах создаёт мощные научные площадки, это большой плюс для российской науки и образования. Но нам нужно всем – и Минпросвещения (у которого сейчас 33 педвуза), и Минобрнауки (у которого сейчас в разных университетах более 200 факультетов по подготовке педагогов), и РАО – объединить усилия. Совместная деятельность принесёт большие результаты, никак иначе.

Отдельно хочу сказать о воспитании. Дело в том, что советская школа воспитания, методология, прежде всего, связана с именем академика РАО Людмилы Ивановны Новиковой. Школа Новиковой, без преувеличения, известна во всем мире, например, в Китае ясно поняли, что без воспитания они потеряют молодёжь, и что нужно все это быстро и твёрдо восстанавливать. В понедельник 6 декабря у нас в РАО пройдёт большая научная конференция, на которой, в том числе и ректоры ведущих китайских педагогических университетов, например, Пекинского университета, представят их видение обучения и воспитания будущих педагогов. У нас в Академии работают её ученики. Член-корреспондент РАО Наталия Леонидовна Селиванова со своей группой учёных – разработчики той самой программы воспитания, которая утверждена летом 2020 года, и по ней работают многие школы. Об этом столько говорят, и слава Богу, что говорят. Есть, о чём говорить, на самом деле. Если вы почитаете эту программу, она вывешена на сайте Института стратегии развития образования РАО, вы увидите, как ясно и понятно, хорошим языком, описаны цели и задачи воспитания.

Судьба ЕГЭ ясна?

Есть несколько насущных вопросов. Часто можно слышать такую фразу: ну что от него ожидать? Это же поколение ЕГЭ. Как вы считаете, Академия будет серьёзно рассматривать проблему ЕГЭ?

Вы много раз меня спрашивали об этом.

Тогда я спрашивал как у министра, а сейчас – как у академика.

Давайте я сейчас скажу вам моё мнение, оно не изменилось.

Вот кто кому сказал, что нужно с утра до ночи натаскивать школьника на ЕГЭ? Кто кому сказал, что если ЕГЭ в школе все сдали хорошо, то школе за это будут предоставлены преференции? Я не знаю. В правовом поле этого нет и никогда не было.

Если я учусь как проклятый в Архангельской глубинке, то я смогу благодаря ЕГЭ поступить в хороший московский вуз, чего раньше сделать было нелегко.

Вот сейчас давайте остановимся и пофантазируем: мы ЕГЭ отменяем, и что? Что придёт взамен? Напомню, что в 70-е годы мы сдавали семь выпускных школьных экзаменов. А потом ещё экзамены в вуз. Кто сдаст эти сильные вступительные экзамены сегодня?

Количество уроков русского языка увеличится? Как считает академия?

Я считаю, что оно ни в коем случае не должно уменьшатся ни на один час, а в идеале – вернуться к сетке 86-го года. Согласно учебному плану средних общеобразовательных школ РСФСР на 1986/87 учебный год, в первом классе на русский язык отводилось 12 часов. А сейчас, только сравните, поступают от родителей предложения убрать букварь с фонетикой!!! Убрать, потому что трудно.

Как говорят специалисты, одним из лучших учебников русского языка является учебник академика Льва Владимировича Щербы, 1939-й год, лучше никто ничего не придумал. Я всем своим близким друзьям и знакомым, у кого внуки, дети, говорю: «купите». И сейчас есть такие ребята, бравые, они просто переиздают учебники советского периода: математика, алгебра, физика, химия…

Новейшее знание необходимо, оно связано с современными научными открытиями. Базовое содержание не меняется кардинально.

Если человек плохо знает свой язык, литературу, он не образованный, он не может думать…

Он ничего не может. Если он язык не знает, то он никак не связан ни с жизнью, ни сердцем, никак.

Сейчас ребята не умеют читать…

Даже в финансовой грамотности ключевым словом остается «грамотность». И, наверное, надо в современном этом бешеном мире знать, и как защитить себя от мошенников, спасаться от угроз в интернете…

Но опять же, я на один вопрос не могу ответить. Почему наш бедный ребёнок сидит сегодня над уроками часами, сутками? Что это? Программы начальной школы практически не изменились, но учить детей мы теперь должны по-другому? Я очень надеюсь, что психологи, физиологи нам помогут в этом.

Вот этим, наверное, Академия наук и занимается?

Чем хороша советская, российская «классическая» школа? Она учила думать. Не было такого, что тебя как собаку Павлова, раз-два и лампочка зажглась. Задача всё время ставилась.

Поймите, русский язык действительно очень трудный. Букварь по развивающей системе Эльконина-Давыдова, по которому учились многие поколения, он тоже сложный. Да, сложно! Но если ребенок его освоит, то у него вообще проблем с русским языком не будет: он в нём как рыба в воде. Он понимает, что и как происходит.

А если уберём букварь, то что получим?...

И всё же я должна вас и себя порадовать: под эгидой Большой российской энциклопедии создается очень мощный энциклопедический портал, который будет называться «Знание». В нём отдельно создаётся редакция по наукам об образовании, где Академия также будет занимать лидирующие позиции. Члены уважаемой редколлегии, наши доктора, кандидаты, наши молодые аспиранты будут принимать активное участие в написании статей для этого огромного научного портала. Кроме того, на нём же будет запущена специальная школьная энциклопедия, и РАО также будет участвовать в её создании.

И в заключение – немного о международных связях Академии.

Восстанавливаем свои международные связи. По такому принципу, как мы, работают далеко не во всех странах. Только в единичных государствах СНГ (в т. ч. Киргизия, Казахстан) действуют партнёрские организации, аналогичные РАО. В остальных странах СНГ работают разнообразные по функциям и статусу организации, однако цели и задачи у них схожи с нашими. Мы ведём с ними диалог и считаем весьма значимым развитие сопоставительных исследований, результатом которых становятся совместные научные труды. При этом нас интересует не только потенциал постсоветского пространства, но и опыт стран дальнего зарубежья. Научная конференция в РАО даст более подробный ответ на этот вопрос.

Источник: Интерфакс




Также по теме

Новые публикации

Драматические события в Казахстане привлекли самое пристальное внимание к этой стране, особенно в России, поскольку именно в Казахстане проживает одна из самых больших диаспор российских соотечественников. Как они оценивают произошедшее, рассказывает член Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом, Максим Крамаренко (Астана, Казахстан).
В конце декабря были подведены итоги I Ибероамериканской онлайн-олимпиады по русскому языку, организованной Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина при поддержке фонда «Русский мир». В олимпиаде приняли участие 15 университетов и 17 языковых центров многих стран Латинской Америки, Испании и Португалии.
Волнения в Казахстане, о которых очень много пишут российские СМИ, выявили одну проблему. Как писать правильно: Алма-Ата или Алматы (Алмааты), Чикмент или Шыкмент? Кыргызстан или Киргизия, в конце концов?.. При взгляде на пёструю от разных написаний ленту новостей появляется ощущение, что в каждой редакции собственные взгляды на правила.
11 января во многих странах, в том числе и в России, отмечается Международный день спасибо. Идея отмечать такой праздник была принята ООН и ЮНЕСКО, чтобы напомнить миру, как важно быть вежливым, добрым и отзывчивым.
Наступивший год станет юбилейным для Ивана Гончарова. Многим жителям  немецкоговорящих стран творчество Гончарова известно в переводах Веры Бишицки, которая в наступившем году отметит 10-летие выхода первого издания своего «Обломова», ставшего настоящим бестселлером в Германии, Австрии и Швейцарии.
Марину Неёлову, отмечающую 8 января свой юбилей, можно смело назвать «лицом эпохи». Её хрупкие, беззащитные, иногда чрезмерно эмоциональные, но при этом невероятно притягательные героини стали символом новой женственности, востребованной на излёте советской эпохи.
Выдающийся русский композитор, изобретатель светомузыки Александр Николаевич Скрябин родился 150 лет назад. Его музыку понимали далеко не все и при жизни, и в наши дни. Творчество АНС, как его часто называет молодое поколение музыкантов, не укладывается в стандарт типичной «русской музыки».
Чтобы новогодние праздники не были скучными, разнообразьте досуг интеллектуальными играми – буриме, шарадами, ребусами и т. д. Весёлое времяпрепровождение вам и вашим гостям будет обеспечено!