EN

Развитие Африки и будущее России

Михаил Бычков20.12.2024

круглый стол Африка ГД 20042024 2.jpg

19 декабря в Государственной Думе состоялся круглый стол «Развитие человеческого потенциала и сотрудничество в сфере подготовки кадров со странами Африки». Участие в мероприятии приняли представители органов власти, научных организаций, госкорпораций и институтов развития.

С содержательным докладом по теме «Демографический дивиденд Африки и российско-африканское сотрудничество в научной и образовательной сферах» выступила заместитель председателя Экспертного совета по вопросам развития и поддержки всестороннего партнёрства со странами Африки Ирина Абрамова:

«К 2050 году население Африки будет составлять 40 % населения всей планеты. Изменятся товарные и финансовые потоки, и оттого, насколько эти 40 % будут образованными, зависит будущее России в том числе. Качество человеческого капитала в Африке важно не только для континента, но и для всего мира».

Сегодня примерно 34 000 африканцев учатся в российских вузах, это даже больше, чем во времена СССР. За всю историю работы Советского Союза с Африкой было подготовлено более 700 000 африканских специалистов, отметила Абрамова. Однако, по мнению эксперта, существует большая раскоординация в российских ведомствах и организациях, занимающихся вопросами сотрудничества с странами Африки.

круглый стол Африка ГД 20042024 1.jpg

«Проводятся какие-то отдельные мероприятия, тратятся госсредства, а необходимого эффекта достичь не получается. Поэтому здесь необходимо чёткое выстраивание работы в российских госструктурах и в то же время более чёткий отбор абитуриентов из Африки. Мы должны создавать русские школы, лучших учеников из этих школ премировать квотами. Тогда это будет чётко выстроенная линия взаимного сотрудничества», – заключила эксперт.

С реальными предложениями по учёту работы России и Африки по кадровому вопросу выступил председатель комиссии по работе с африканскими диаспорами Российско-африканского клуба МГУ имени М. В. Ломоносова, глава камерунской диаспоры в России Луис Гоуенд.

круглый стол Африка ГД 20042024 4.jpg

«Необходимо поддерживать инициативы по открытию образовательных учреждений в Африке. Для достижения этой цели были поставлены задачи: разработать социальные программы для адаптации африканских студентов в России с целью минимизации социокультурного шока; создать механизмы для российских предприятий, которые трудоустраивают африканских студентов, что также улучшит их финансовое положение. А также необходимо создать базу учёта африканских студентов в российских вузах, что будет полезно и для Африки, и для России», – подчеркнул эксперт.

О запросе стран Африки на открытие филиалов российских вузов на континенте и опыте Советского Союза в выстраивании образовательной системы в своем выступлении говорила посол по особым поручениям, руководитель секретариата Форума партнёрства Россия-Африка Татьяна Довгаленко.

круглый стол Африка ГД 20042024 3.jpg

«России в работе с Африкой необходимо аккумулировать опыт соответствующей работы Советского Союза. К примеру, сейчас Африка запрашивает у России дальнейшего расширения государственной квоты на обучение, открытия филиалов российских вузов в странах Африки, подготовки педагогов и отправки российских преподавателей на континент», – отметила она.

Сегодня квота для африканцев в российских вузах уже составляет почти 8 000 мест, но важно эту комплексную работу с африканцами продолжать, заключила Довгаленко.

По окончании мероприятия была представлена резолюция, в которую вошли инициативы и предложения для органов власти, выработанные в результате дискуссии. Ответственный секретарь правления Африканско-русской энергетической ассоциации  (АРЭА) Андрей Громов предложил включить в неё несколько ключевых инициатив. «Нужно стремиться использовать то, где у нас есть конкурентные преимущества по отношению к мировым школам. В связи с этим предлагаю внести некоторые пункты в итоговую резолюцию: проработку возможностей создания представительства российских вузов в странах Африки, и развитие сотрудничества российского IT-сектора с африканскими коллегами», – заявил эксперт.

круглый стол Африка ГД 20042024 5.jpg

Среди других инициатив и предложений: проработать вопросы снижения административных барьеров для студентов и специалистов, упростить визовые процедуры и создать совместные научные и образовательные программы; разработать законодательные инициативы для поддержки обмена студентами, стажировок и научных исследований.

В резолюции также содержатся предложения для обращения в Правительство России. Среди них, к примеру, необходимость предусмотреть механизмы выделения стипендий и грантов для студентов из Африки; предоставлять больше информации о российских вузах африканским абитуриентам; разработать предложения по расширению сотрудничества с международными образовательными и научными институтами.

 

Также по теме

Новые публикации

C 17 по 30 июня 2025 года в Горно-Алтайске прошла очередная, уникальная по масштабу и содержанию смена языкового лагеря для школьников Монголии – часть межгосударственного образовательного мегапроекта «Языковой мост Россия – Монголия 2025», который проходит при поддержке фонда «Русский мир».
Выбор правильного прилагательного для описания чего-то, что относится к мальчикам, может вызвать затруднения. В русской речи существует несколько вариантов: мальчиковый, мальчуковый, мальчишечий, мальчиший и мальчишеский. Каждый из них имеет свой стилистический оттенок, который важно учитывать.
30 июня 1914 года родился выдающийся русский учёный и авиаконструктор, один из главных создателей советского «ядерного щита», разработчик орбитальных станций и самой мощной советской ракеты-носителя «Протон» Владимир Николаевич Челомей.
Россия и Африка стремительно развивают сотрудничество на многих площадках, включая спортивные. В боксе и других единоборствах крепкие взаимоотношения тянутся ещё с советских времён. Россияне готовы придти африканцам на помощь в развитии спорта, а те отвечают искренним интересом, энтузиазмом и готовностью к совместной работе. В ринге и вокруг него.
Прилагательное «коварный» определяет одно из самых негативных человеческих качеств, проявляющееся в скрытной злонамеренности. Слово давно прижилось в речи, однако его этимология не является очевидной. Выясним, кого раньше называли коварным и как трансформировалось со временем значение этой лексемы.
Сегодня в Южной Корее проживают около 110 тысяч русскоязычных корейцев, выходцев из России и стран постсоветского пространства – Узбекистана, Казахстана Киргизии. Такие сообщества называются корё-сарам. А компактные места проживания русскоговорящих корейцев именуются корёин-маыль. Именно они стали ядром русской диаспоры.
Учащиеся русской школы в Оффенбурге берутся за ложки не только в обед и ужин. Вот уже 10 лет в городе существует ансамбль юных ложкарей, который выступает на городских мероприятиях, больших фестивалях в Германии и за рубежом. Игра на ложках погружает в мир русской культуры не только школьников, но и зрителей.  
Главное открытие выдающегося русского и советского физиолога Алексея Алексеевича Ухтомского – теория доминанты, которая и сегодня используется как одна из ключевых концепция в нейрофизиологии и психологии. В жизни самого Ухтомского тоже были две доминанты: страсть к науке и глубокое желание духовного служения.